Иванчинова-Маринская Ольга Андреевна, учитель ДШИ №6, г.Липецк.
Нравственно-этическое воспитание младших школьников на идеале святости
(Подбор материалов о Святителе Тихоне Задонском для слушания, чтения и обсуждения с младшими школьниками)
Доклад на конференции «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.
Москва, Белый зал Храма Христа Спасителя, 27 января 2016 года
Нравственно-этическое воспитание включает воспитание отношения к окружающим. Из возрастной психологии и педагогики известно, что в числе действенных методов воспитания младших школьников — обращение к идеалу, обсуждение этических проблем, касающихся их возрастной группы, использование наглядности и эмоционально окрашенных проблемных материалов, например, из художественной литературы для детей.
Одной из возможностей такого воспитания является житийная литература (образцы русской святости). Липецкая область, Задонщина связаны с именем святителя Тихона Задонского, чтимого и в нашем крае и повсюду, гле есть православные люди. Его житие и наследие — настоящий кладезь для воспитания отношения детей к окружающим: родителям, учителям, ровесникам, младшим. Конечно, лучше всего использовать произведения классиков о святителе Тихоне для детей. Но не всегда можно найти доступные детскому восприятию рассказы классиков о тех православных святых, в честь которых освящены храмы в нашем городе, которые жили с нами на одной земле, в Липецком крае, с которыми у нас особая духовная связь. Очень важно, чтобы такая литература была на языке понятном для детей данного возраста. Однако такой литературы о святителе Тихоне очень мало. Надо, чтобы липецкие священники и пишущие педагоги, писатели, поэты, журналисты и сами верующие и одаренные дети написали о Липецких святых для того, чтобы это могли читать школьники и дошкольники.
Хорошим примером в этом плане является «Житие святителя Тихона Задонского в пересказе для детей» Т.Л. Веронина. По благословению Высокопреосвященнейшего Никона, митрополита Липецкого и Задонского, монахи Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря – кандидат богословия иеромонах Гавриил (Мельников) и монах Алипий (Казанцев) организуют конкурсы детских сочинений на темы, связанные с житием святителя Тихона (например на тему «Один случай из жизни святителя Тихона Задонского»). По замыслу организаторов конкурса, в дальнейшем из лучших фрагментов детских сочинений планируется составить житие святителя Тихона для детей (2 ).
Мы подобрали несколько рассказов и стихотворений для младших школьников о святителе Тихоне липецких авторов, которые можно использовать для воспитания отношения к окружающим. Эти легкие для детского восприятия рассказы можно сочетать с цитатами святителя. В «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского» содержится немало мыслей святителя (1, с.186- 193, 795-800), обращенных к родителям и часто повторяемых в педагогической среде, есть и наставления, обращенные непосредственно к детям (1, с.300-304, 478-496,749). Дети многое понимают сердцем. Даже, если им не все понятно по содержанию, они понимают смысл и дух цитат. Но все-таки отдельные непонятные слова им лучше объяснять, а еще лучше приучить их, чтобы они спрашивали, если что-то непонятно. А рассказы позволяют дать объяснение в живой и легкой форме. Поэтому ниже мы приводим в сочетании цитаты святителя и рассказы о нем, позволяющие обсуждать нравственно-этические проблемы с младшими школьниками.
- Осмысление христианского отношения к ближним
Святитель говорит:» … Любящий Бога, любит непременно и ближняго, заповедует христианам своим Христос… «да любите друг друга»(1, 479), «Отцам и матерям своим, … старшим людям… всякое попечение делом и словом показывать…» (1, 301)
Рассказы для чтения (слушания) в школе или в семье: «В яблочке ли дело», «Кому труднее» (Из Елецких рассказов Т.У.Тучковой), «Пощечина», «Кто наши ближние?»(пересказ О.Иванчиновой-Маринской и А.Чиграй).
Вопросы для осмысления: Кто наши ближние? Что такое «попечение»? Что такое «попечение словом»? Как и почему надо оказывать старшим почтение и попечение? О ком из старших ты заботишься? Нужно ли уважать и заботиться о ровесниках и младших? А кто печется (заботится) о тебе? Что важнее: когда о тебе заботятся или когда ты привык и умеешь заботиться о других?
- Осмысление отношений детей и родителей и воспитание христианского отношения к родителям.
Святитель говорит:»Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя «чти отца твоего и матерь твою»……любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; перед ними восставать (вставать)…; когда говорят, слов их не прерывать, дела никакого без их воли не начинать;… не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести (1, 303). «Крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их. (1, 303)». «Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям своим». «…Кому? Матери Своей Пречистой и Иосифу…» (1, 749). Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытуют от детей своих» (1, 303).
Рассказы для чтения (слушания) в школе или в семье: «Урок святителя Тихона» (стихотворение О.А.Иванчиновой-Маринской), «Никогда не поздно», «Икона» (Из Липецких рассказов Т.У.Тучковой)».
Вопросы для осмысления: Зачем и какие заповеди дал Бог людям? Что значит «чти, почитай родителей» (заповедь Божья)? Почему так важно знать, что и Христос почитал своих земных родителей? Как должны относиться дети к родителям и родители к детям, что они делают друг для друга? Как поступать, если кажется, что родители не правы или не хочется делать то, что они велят? Что будет, если нарушать пятую заповедь Божью?
- Осмысление христианского отношения к сверстникам, братьям, сестрам и товарищам.
Святитель говорит: «К своим товарищам иметь братскую любовь, и не досаждать, не укорять… И между собою ссор, злословия и драк берещися (беречься)»( 1, с.301)
Рассказы для чтения (слушания) в школе или в семье: «Лучше всех», «Ангел хранитель» ,«Сам пропадай, а товарища выручай», «Бог не оставит!» «Несите цикорий!» (Из Елецких рассказов Т.У.Тучковой), «Бедная семья» (пересказ О.Иванчиновой-Маринской и А.Чиграй)
Вопросы для осмысления: Что такое «братская любовь», в чем она проявляется? Что значит «не надмеваться и не возноситься, не кичиться своими достижениями? Кто счастливее: тот кто имеет больше всех успехов, способностей, вещей, или тот, кто имеет добрых способных товарищей? Кто счастливее: тот, кто на голову выше своего окружения или тот у кого прекрасное окружение, даже лучше, чем он сам? Хорошо ли, если твой товарищ умней, внимательней и добрей тебя?
Душеполезное чтение, сопровождаемое пояснением и показам иллюстраций, обсуждение прочитанного в школе, в детском саду, а потом дома — это и есть православное нравственно-этическое воспитание.
Источники:
- Схиархимандрит Иоанн Маслов. Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского. [Текст] М., 2000
- Задонские школьники пишут житие святителя Тихона для детей. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.le-eparchy.ru/node/1154
3.Иванчинова-Маринская О.А. Подбор материалов для слушания и чтения дошкольникам и младшим школьникам о святителе Тихоне Задонском [Текст]: О.А.Иванчинова-Маринская / сб.: 1-ые Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения. — Липецк, 2005 — 0,5 п.л. — тираж 500 экз.
Литература
Никогда не поздно.
(Из Липецких рассказов Т.У.Тучковой)
Посвящается светлой памяти Т.Н.Вельяминовой
Весна. Небо удивительно прозрачное и голубое. На стенах домов и на осевших сугробах солнечные зайчики. С больших причудливых сосулек капает, поет водица. Сосульки тают – как будто умирают. А деревья оживают – закипают живым соком.
Бабушка Татьяна Николаевна с внуком Тимофеем идут по весенней улице.
— Здесь будет храм, Тима. Храм в честь святителей Тихона и Митрофана.
-А кто такой святитель? Это святой?
-Да, святой, который при жизни был священником, монахом. Святителями называют священноначалие, тех, кто принимает на себя заботы и ответственность церковного управления. Святители Тихон и Митрофан были монахами в архиерейском чине. Жили праведно, нестяжательно, по-Божески. Людям помогали, молились сердечно, каялись слезно. Бог прославил их в лике святых, к себе призвал. Души их на небе. А нам в молитве можно попросить их о помощи. Они при жизни помогали просящим и теперь перед Богом за нас просят.
-А святитель Тихон давно жил?
-Больше двухсот лет назад.
-Давно… Может, он в Царствии Божьем уж и забыл о нас?
-Нет. Мы молимся, и он с нами молится и за нас Бога просит. И до сих пор по молитвам к святителю и по его великой любви к нам, по его попечению о нас совершаются исцеление больных, утешение страждущих, подается помощь нуждающимся.
-А где он жил?
-Живал он и в Воронеже, и в Задонске. И под Задонском, и в Ельце бывал, и в деревеньках под Липецком, Задонском, Ельцом. Поэтому он у нас особо почитаем. Это наш святой. А ты ему особо молись. Тебя ведь, как и его, зовут Тимой, Тимошей, Тимофеем.
-Его же Тихоном зовут, ты сама сказала.
— Это в монашестве он — Тихон, после пострига его так нарекли. А в детстве его Тимофеем звали.
-Зачем же другое имя?
-Монахи от всего отрекаются, отказываются. Все — Богу, все — людям, ничего себе. Даже имя прежнее оставляют – как будто умирают для мира, умирают со всеми прежними грехами и привязанностями. Был в миру Тимофей, а стал монах Тихон.
-А зачем?
-Чтобы душу спасти для жизни вечной. Кто Бога любит – к Богу пойдет. А кто деньги любит, почет, развлечения, кто других оттирает, обижает – тот в Царство Божье не войдет. Вот и спасаются от грехов, кто к Богу хочет. Пока не поздно о спасении думают – жизнь-то коротка.
-А я?
— Ты крещен – Господь с тобою. И святитель Тихон за нас молится. Но и сами мы должны Бога помнить. Как живем, то и получим. Одни — во святых, другие — во прахе.
-Баба, я в Задонск к святителю хочу. Поедем? И прости ты меня, что я не убрал свои игрушки и ботинки, а ты наклонялась, убирала. Ты не думай, я тебя пожалел. Только поздно. Ты уж все убрала.
-Пожалеть никогда не поздно, Тимоша, родной мой.
Бог не оставит![1]
(Пересказ и обработка О.Иванчиновой-Маринской А.Чиграй и Т.Тучковой)
Что рассказать ребятишкам о Святителе Тихоне? Бабушка Сережи и Тимофея Вельяминовых особо почитала нашего святителя и много рассказывала о нем внукам. Много, да понемножку. Например, так:
— Это было больше двух веков назад при царице Екатерине Великой. Тогда было много семей, в которых, несмотря на бедность, родители рожали столько деток, сколько Бог пошлет. Часто у отца-кузнеца и сын становился кузнецом, у отца-священника и сын – священник. И ты ведь, наверное, тоже хочешь работать и быть как папа?
У святителя Тихона рано умер отец, служивший как и дед его псаломщиком в местной церкви. Мать была больна, а в семье было шестеро детей, и жили они в бедности. Маленький святитель Тихон, которого до монашества звали Тимофеем, работал поденно и помогал маме нянчить младших.
По соседству жил один богатый и бездетный ямщик. Он очень полюбил маленького Тимофея и попросил матушку: «Отдай мне его, я его воспитаю вместо сына, и все, что есть у меня, отдам ему после смерти». Матушка было уж согласилась, но старший брат, который служил в церкви пономарем, противился тому: «Ямщику отдадите – ямщиком и будет… Обучим его лучше грамоте, тогда он сможет определиться в какую-нибудь церковь дьячком или пономарем». А матушка: «Да, ведь там сытно». На что брат возражал: «А здесь кровь родная и дело семейное! Никому брата Тимошу не отдадим. Проживем — Бог не оставит!».
Так маленького Тимошу оставили дома. «А как в доме было есть нечего, то я у богатого мужика во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил», – вспоминал святитель.
Хоть и голодно было, а старшие братья рядом, вместе в церковь ходили, вместе трудились и хозяйствовали. Братья учили его грамоте, чести, совести. Мать и сестры были нежны и ласковы, в бедности смиренны. Это был родной дом, который не заменит никакая чужая сторона, никакой достаток. Есть родные да дом родной – благодари Бога, служи Ему!
И вырос в этой семье святитель Тихон Задонский, который умел отдавать все другим, служить Богу, трудиться и молиться со слезами за ближних своих, за Русь. А Русь наша стоит крепко только на молитве, на любви и труде по совести. Этот великий дар любви и молитвы, великий дар смирения и трудолюбия, эти нетленные сокровища пронес святитель Тихон через всю свою жизнь…
Бедная семья
(Из Липецких рассказов Т.У.Тучковой)
Тимоша и Сережа любят гонять на велосипедах, кататься на роликах и на лыжах. Любят играть в шахматы с папой и плавать наперегонки с мамой. Еще любят прогулки с бабушкой. Она во время прогулок рассказывает им, что видала, где бывала, о своем детстве и друзьях, о путешественниках и исследователях, о героях и святых и вообще о жизни. Рассказывает интересно и неспешно, отвечает на все вопросы и объясняет все, что им не понятно. Если не знает ответа, говорит просто «почитаем», «спросим», «не на все вопросы мы знаем ответы». А еще спрашивает : ты то сам как думаешь?» Что не говори, а такие разговоры интереснее всяких ток-шоу и компьютерных игр. Может не все так считают, на Тимоша и Сережа в этом уверены.
Вчера гуляли, и рассказывала Татьяна Николаевна о святителе Тихоне, а сегодня у мальчиков созрели вопросы.
— Как же святитель Тихон из такой бедной семьи епископом стал? Ведь ты говорила, хлеба в семье не было вволю, откуда же деньги, чтобы в город поехать и учиться?
-Как стал священником? Видно совпали промысел Божий и желание, воля, молитва Тимофея, Савельева сына, его матери и брата. Служить Богу Тимофей всем сердцем рвался, а о святительстве вряд ли и помышлял. Да и подумайте, правильно ли говорить. что семья его была бедна? Да скудно голодно жили — на жидкой похлебке. За кусок хлеба поденно Тимофей работал. Только было у семьи другое богатство, «паче земного тленного». Верующая была семья — дед, отец, брат в храме читали, значит грамоте умели, а на другую службу из храма не шли, хоть грамотных в то время и не хватало. И богатому бездетному ямщику Тимофея не отдали, хоть у того и блины, и сало, и пироги, и каша с маслом, и наследство. Рассуждали по-другому: « Обучим его … грамоте, тогда он сможет определиться в какую-нибудь церковь дьячком или пономарем»- Богу, Богу служить, сокровище небесное собирать! а что в материальной бедгости он рос- так только освободило его от зависимости от денег и научило видеть беду и нужду других. НЕ держались у него в кармане пожертвования — отдавал он все на храм, бедным подавал и о учении духовенства пекся. Это и есть любовь о Господе к ближним своим. Таким и должен быть епископ, монах, священник, да любой человек Божий.
Два века прошло. При жизни потрудился святитель Тихон на земле, но и по смерти не отступает от нас, помогая всем с верою приходящим к его нетленным мощам. И вместе с другими святыми молится о нас у престола Божия, за наших мам и пап, за нашу землю, за то, чтобы люди любили друг друга, берегли и прощали, чтоб о душе своей, о сокровище небесном думали.
Что такое душа?[2]
Пересказ и обработка О.Иванчиновой-Маринской
Что такое душа? – Это то, что в нас вдохнул Бог, душа живая, вечная, совесть, тайное твердое знание, что Бог есть и что мы его дети. Одежду, лицо мы видим. Душа не видна глазам, но ощущается каждым: радуется, волнуется, живет, болит, к Богу тянется.
Святитель Тихон мало внимания уделял внешнему, в келье часто ходил в простых липовых лаптях, сам читал и пел киевским распевом на клиросе в заштопанном подряснике. Гораздо важнее человеку спасение души, чем внешнее. Святитель мирил ссорящихся и очень почитал заповедь «блаженны миротворцы», и неустанно благодарил Господа за все.
Нередко его и обманывали, пользуясь его доверчивостью и любовью. Только больше теряет не тот, кого обманули, а тот, кто обманул. А тот, кто прощает и отдает – обретает небесные сокровища.
Как-то пришли к святителю два просителя с мольбой о помощи, называясь «бедными погорельцами». Святитель отдал им последнее, ничего не сказав. Они ушли, смеясь над ним и радуясь своему счастью, но, вернувшись в свое селение, нашли дома свои в огне. И вот тогда и повинились, и покаялись.
Сам святитель часто говорил: «Молю вас милостью и кротостью Христовой, пощадите ваши души и покайтесь! Но часто ли мы щадим души своея? »
Урок святителя Тихона
Иванчинова-Маринская О.
Словечко за словечком, Склонились над писаньем
А в сердце – благодать. Монах и три мальца
Святитель на крылечке И вторят со стараньем:
Учил детей читать. «Чти мать и чти отца».
Нет, тут не просто чтенье,
Не просто буквиц строй,
Тут сути постиженье
И к Богу обращенье
С молитвою святой.
Несите цикорий![3]
(Из «Елецких рассказов» Т.У.Тучковой)
Елецкие купчихи Хренникова и Петрова поссорились. Разругались в пух и прах, при встрече не кланялись, друг на друга не глядели.
И вот в августе, как заведено, поехали обе с детишками и домочадцами в Задонск, к мощам святителя Тихона. Не вместе поехали, врозь.
Пришла купчиха Хренникова с дочками Верой и Надей к мощам, а девочки набрали букетик цикория и хотели положить у раки. Вера говорит: «Подарить хотим лазоревые цветочки нашему доброму святителю. Все его просят – он всем помогает. А мы ему цветочки собрали». Но матушка не велела: «Не надо мусорить у мощей. Тут монахи убирают. Зачем траву и цветки класть? Девочки были послушны, цветов не положили, слова поперек не сказали.
Вышла Вера с цветами из храма. А навстречу — Петрова с детьми. Вера протянула ей букетик, улыбнулась и глазами, и ротиком, и всеми ямочками на щеках и подбородке, всей душой, всем существом, как только дети улыбаться могут. Петрова взяла цветы, обняла девочку и заплакала. И Хренникова заплакала. И они обнялись – у обеих как камень с души свалился. «Вот,- говорят,- Верочка, ты нас помирила». А Верочка: «Не я. Это святитель помог. Он не любил ссор. Всегда всех мирил».- «Да, уж, святитель был миротворец. Слава Богу. Блаженны миротворцы».
Сколько времени с тех пор прошло! Давно ушла в мир иной Вера Петровна Хренникова. Но и теперь у того дома на Успенской улице, где она в старости жила, цветет мирный нежно-лазоревый цикорий: блаженны миротворцы.
А в Ельце коренные жители порой говорят: «Дети подрались, поссорились, расплакались… Несите цикорий». Кто не знает этой истории, не поймет, зачем цикорий, почему цикорий…
[1] На другой день после чтения каждого из этих рассказов и стихотворений воспитатели и учителя спрашивали детей, о чем были эти рассказы. После рассказа «Бог не оставит!» дети отвечали:
Сережа Р., 5 лет: «О детстве Тимофея, который стал святым». Артем А., 6 лет: «О том, что все хотят работать, как папа», Катя З., 6 лет: «О том, как раньше бедно жили, но детей никому не отдавали» , Роман В., 6 лет: «Святитель о нас молится» , Оля В., 7 лет: «Бог никого не оставляет» ,Гриша П., 7 лет: «О Тихоне Задонском» ,Оля Т., 8 лет: «О детстве святителя» , Коля Д., 8лет: «О том, что Русь стоять будет крепко, если молиться.
[2] После рассказа «Что такое душа?» дети ответили: Сережа Р., 5 лет: «Нельзя врать» , Артем А., 6 лет: «Душа радуется или болит» , Миша С., 6 лет: «Душа не видна глазами, но она есть у всех. Она живая» , Роман В., 6 лет: «Святитель Тихон ходил в лаптях, в заштопанном подряснике, но душа его радовалась Богу» , Сережа С., 7 лет: «Кто обманывает, того Бог наказывает» , Оля В., 7 лет: «Святитель больше всего думал о душе, а не о внешнем. Душу спасают верой в Бога» ,Гриша П., 7 лет: «Душа важнее лица и одежды» , Коля Д., 8 лет: «Блаженны миротворцы» ,
[3] После рассказа «Несите цикорий!»: Павлина Ф., 5 лет: «Ссориться нельзя. Надо быстро мириться» , Артем А., 6 лет: «Святитель Тихон не любил, когда ссорятся, и мирил» , Маша С. 6 лет: «Когда купчихи поссорились, святитель их помирил с неба» , Миша С., 6 лет: «Купчихи ссорились. Это грех. И святитель сделал так, что маленькая девочка их помирила» , Наташа О. 7 лет: «Девочка хотела подарить святителю цветочек, а он сделал так, что этот цветочек помирил мам» , Оля В., 7 лет: «О том, что надо прощать» , Гриша П., 7 лет: «Если дети поссорятся, надо показать им цикорий. Тогда они вспомнят, что ссориться нельзя» , Коля Д., 8 лет: «Блаженны миротворцы» , Алеша М., 8 лет: «Я знаю, эта Вера жила на нашей улице. Мне бабушка про нее рассказывала. Она была маленькая, седая и очень добрая» , Вера Д., 8 лет: «Мы с мамой тоже ездили в Задонский монастырь и молились». Эти слова детей лучше самих рассказов. Душеполезное чтение и обсуждение прочитанного в школе, в детском саду, а потом дома — это и есть православное воспитание.