Эксперты Всемирного Русского Народного Собора выступили на конференции «История и перспективы развития национальной системы образования в России», проведенной ВРНС в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений 27 января в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя.
Заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС Владимир Тимаков выступил с докладом «Цивилизационная специфика российского образования: содержание или технология?» Как отметил эксперт, Россия является особой цивилизацией и не обязана копировать образовательные практики других стран, и уже получила негативные эффекты от такого безоглядного заимствования. В то же время, Владимир Тимаков считает необоснованной критику ЕГЭ, поскольку в данном случае речь идет о технологии, а не содержании. «ЕГЭ дает огромный положительный эффект с точки зрения справедливой оценки уровня знаний и честного отбора талантливых учащихся. Провинциалы стали поступать в столичные ВУЗы, ранее принимавшие кастовый характер», — сказал он.
Проблемой же реальной является, по его мнению, содержание учебных практик, а не их форма. Так, при изучении мировой истории изучается фактически история Запада, а не всего мира. Например, на изучение Византии, которая выступает по отношению у России в качестве духовной прародины и материнской цивилизации, в школьной программе выделен один час, а на первый Рим — треть годовой программы. Но содержание — не единственная проблема образования в России. По мнению Владимира Тимакова, неотъемлемой частью образования должно быть воспитание. Это и основы духовной культуры и нравственности, которые должны стать обязательными и для верующих, и для неверующих. И трудовое воспитание — участие учеников школы в уборке территории, классном дежурстве. Воспитывать в учащихся нужно и коллективизм — когда на первом месте должно быть не соревнование одного против всех, а помощь товарищам.
В заключение Владимир Тимаков отметил, что образование играет ведущую роль в формировании будущей элиты государства. Сила отечественной системы образования состояла в том, что оно позволяло всем талантам раскрыться, это был массовый отбор, независимо от кармана, от положения и происхождения, от близости к столице. Сегодня коммерциализация образования становится барьером для такого отбора. Необходимо выравнивание шансов для школьников, в старших классах лучшие со всей страны уже могли бы получать централизованную поддержку для ведущих ВУЗов. «Тогда элита будет общенациональной, будет именно элитой, отбором лучших, а не формироваться по принципу „дети наших начальников становятся начальниками наших детей“», — убежден заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС.
На этой же конференции выступила член Экспертного центра ВРНС Маринэ Восканян с докладом «Концепция образования как услуги — истоки, сущность и пути преодоления». Сегодня концепция образования как услуги, приобретение знаний как товара для повышения стоимости на рынке в качестве товара уже самого себя стала почти само собой разумеющимся постулатом. Между тем, подчеркнула эксперт, данная концепция является следствием неолиберальной философии, в которой свобода человека реализуется лишь в формате обмена имеющихся у него благ на другие. Совершенно неверно считать такой подход всеобщим. Идея о том, что получение знаний может быть доступно лишь тем, кто способен за них заплатить, является унижающей достоинство человеческой личности, и таким образом, является неприемлемой как с точки зрения религиозной, так и с позиций светской гуманистической этики. На практике принятие такой концепции означает отсечение от знаний и культуры всех, кто не имеет достаточного дохода, то есть формирует кастовое общество, где большинству населения отведена роль маргиналов, в то время как элитой будут являться лишь богатые и сверхбогатые, и хорошее образование станет доступно лишь избранным классам общества. Кроме того, идея образования как услуги паразитирует на феномене массовой культуры — как подчеркнула Маринэ Восканян, детям и подросткам предлагается мысль, что если они не хотят, они не обязаны учиться, не обязаны осваивать якобы «ненужный» и слишком большой объем знаний, однако умалчивается, что в будущем такой «комфортный» выбор лишит их возможностей профессиональной самореализации.
Еще одно важнейшее негативное последствие концепции образования как услуги — утрата универсальности образования. Если советская и предшествующая ей дореволюционная гимназическая система образования предполагала необходимость дать ученикам объем знаний из всех областей, сегодня предлагается уже со школы сузить программу ученика до его будущей специализации, как это принято на Западе. Это формирует общество, состоящее из граждан, имеющих лишь узкую профессиональную специализацию, но лишенных широкого кругозора и способности критически осмысливать происходящее вокруг. Тогда как именно эти черты являлись всегда важной частью национального кода и важным преимуществом российской цивилизации, универсальность образования необходимо сохранить для сохранения идентичности и развития нашей страны, — уверена Маринэ Восканян.
Источник: официальный сайт Всемирного Русского Народного Собора.