Чашкина Ирина Юрьевна,
главный специалист Отдела образования и катехизации Нижегородской епархии
Организация олимпиадного движения. Из опыта работы Нижегородской епархии.
Доклад и презентация на секции «Развитие школьного олимпийского движения на примере Общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Во Всероссийской олимпиаде по основам Православной культуры Нижегородская епархия участвует уже 6 лет, начиная с 2009-2010 учебного года. За этот период количество участвующих в олимпиаде районов увеличилось в два раза, количество образовательных учреждений в 4 раза, а количество учащихся в 10 раз.
В олимпиаде этого учебного года приняли участие 51 район области из 59, 406 общеобразовательных организаций из 979 и 10 121 учащихся из 291 065 учеников.
С весны 2012 года Нижегородская епархия стала Нижегородской митрополией. Поэтому в своем выступлении я расскажу о механизмах организации олимпиадного движения, как в пределах Нижегородской митрополии в целом, так и в пределах Нижегородской епархии в частности.
Олимпиадное движение на территории Нижегородской области получило своё развитие в первую очередь, благодаря тесному многолетнему взаимодействию Нижегородской епархии с министерством образования Нижегородской области и Департаментом образования г.Нижнего Новгорода. С 2003 года с этими структурами были подписаны и успешно реализуются договора о сотрудничестве. В 2014 году в рамках проведения региональных Рождественских чтений был подписан договор о сотрудничестве министерства образования Нижегородской области и Нижегородской митрополии, в состав которой входят: Нижегородская, Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии.
Кроме того, в целях координации деятельности по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей и подростков, оптимизации взаимодействия по информационно-аналитическим и учебно-методическим вопросам в декабре 2003 года в области был создан региональный Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии. Сегодня в состав регионального Координационного совета также входят представителя отделов образования всех четырех епархий. Именно решением координационного совета в 2010 году организация регионального этапа Всероссийской олимпиады «Русь Святая, храни веру Православную» была поручена Отделу образования Нижегородской епархии.
Вторым очень важным моментом в реализации данного проекта является сама организационная система взаимодействия светских и церковных организаций в пределах образовательного пространства Нижегородской области. На этом я остановлюсь, чуть подробнее. Я уже упомянула о договорах сотрудничества и координационном совете в верхних управленческих эшелонах области. Точно такая же схема организована и в муниципалитетах всей области. Практически во всех муниципальных районах подписаны договоры о сотрудничестве и взаимодействии с епархией в лице благочинных и созданы координационные советы, в состав которых входят представители Церкви и администрации муниципального района, а также представители управлений образования, спорта, культуры, медицины, СМИ, бизнеса и т.д. Основной целью этих советов на местах и является координация деятельности структурных подразделений администрации района и представителей различных ведомств, общественных организаций, в том числе религиозных по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в районах.
Третьим важным моментом является то, что для развития системы работы по духовно-нравственному оздоровлению населения Нижегородской области в каждом благочинии Нижегородской епархии были выделены профильные епархиальные сотрудники: помощник благочинного по образованию из числа священнослужителей и куратор по взаимодействию с государственной и муниципальной системой образования из числа светских лиц. Именно эти сотрудники и осуществляют взаимодействие с общеобразовательными организациями Нижегородской области. Сегодня во всех благочиниях Нижегородской Епархии есть и помощники благочинных по образованию, и кураторы по взаимодействию, всего 36 человек. Цель их деятельности – содействие формированию пространства духовно-нравственной культуры в образовательных организациях. Практически такая же система продолжает работать на всей территории, теперь уже Нижегородской митрополии.
Не маловажную роль в популяризации олимпиады играет и система ресурсных центров по духовно-нравственному воспитания и гражданскому образованию. В 2009 году стартовал совместный проект Нижегородской епархии и Департамента образования г.Нижнего Новгорода. Был подписан трехсторонний договор (епархия- департамент-школа) о создании городского ресурсного центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на базе общеобразовательной школы №187. Затем, с открытием в каждом районе города своего ресурсного центра сформировалась сетевая модель, реализации единой концепции духовно-нравственного воспитания всех участников образовательного процесса.
Сегодня подобный опыт спроецирован и на областные муниципальные районы. На территории Нижегородской епархии практически в каждом районе есть школа-ресурсный центр и сейчас ведется работа по организации ресурсных центров среди дошкольных образовательных учреждений.
Говоря о развитии олимпиадного движения в нашей области, хочу отметить еще один положительный момент. Сегодня на территории Нижегородской митрополии существует уже 10 Православных гимназий и 1 монастырская школа. Целью этих образовательных организаций, кроме обучения, так же как и целью районных ресурсных центров является духовно-нравственное оздоровление подрастающего поколения на духовных ценностях и культурно-исторических традициях Отечества. Поэтому, в тех районах, где территориально находятся Православные гимназии, их миссия в олимпиадном движении также предопределена.
Подводя итоги вышесказанного, еще раз определяем те шаги, благодаря которым мы сегодня имеем, то что имеем.
Шаг №1: в августе месяце, я как организатор, готовлю информационные письма в Министерство образования Нижегородской области, в Департамент г.Нижнего Новгорода, в епархиальные отделы образования Нижегородской митрополии и благочиния Нижегородской епархии о том, что Олимпиада стартует.
Шаг №2: Министерство образования области по своей линии направляет эти информационные письма в управления образования при администрации муниципальных районов, а те в свою очередь направляют информацию по образовательным учреждениям. При этом хочу отметить, что красной нитью в этих письмах остается тот факт, что наша олимпиада ДОБРОВОЛЬНАЯ.
Шаг №3: Благочиния по своей линии, через помощников и кураторов также доводят данную информацию до конкретных образовательных организаций и педагогов. При необходимости благочиние оказывает консультативную помощь в школьном туре и организационную поддержку в муниципальном туре. Кроме того, именно благочиния отвечают за формирование команд и их трансферт на региональный этап олимпиады.
Со своей стороны (огромное спасибо организаторам олимпиады!!!) я в режиме он-лайн имею возможность отслеживать активность участия в олимпиаде на местах, и на сколько это возможно координировать. Здесь хочу так же высказать сожаление по поводу того, что моя координация ограничена территориально только в пределах Нижегородской епархии координировать деятельность в благочиниях других епархий Нижегородской митрополии не имею юридического права. А поскольку Выксунская, Городецкая и Лысковская епархии проходят этап становления, их активность участия в олимпиаде пока несколько замедлена. Но я надеюсь, что общими усилиями олимпиадное движение будет развиваться и на территориях этих епархий .
Кроме того, я считаю, что для развития олимпиадного движения необходимо разработать и систему стимулирования педагогов, которые привлекают к участию в олимпиаде детей и готовят их. Сейчас Отдел образования и катехизации Нижегородской епархии совместно с благочиниями работает над этим вопросом. Предложений много: это и общественное признание на крупных мероприятиях, это и система премирования и поощрение поездками, возможно и материальное поощрение в виде премий. Поэтому мы сейчас разрабатываем единую, общую модель стимулирования педагогов. И надеемся, она тоже сослужит доброе дело в развитии олимпиадного движения у нас в области.