Решение XIII Всероссийской конференции
«Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы
«Социокультурные истоки». Служение Отечеству»,
посвященной 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, 70-летию Великой Победы, 20-летию Отечественного Истоковедения,
проводимой в рамках XXIII Международных Рождественских чтений
22 января 2015 года, г. Москва
В посланиях Президента России Федеральному собранию, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральном законе «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, проекте Стратегии воспитания в Российской Федерации (2015–2025 гг.) определен современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
На воспитание такого гражданина России нацелена образовательная программа «Социокультурные истоки», которая имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностно-ориентированного пространства, основанного на социокультурном опыте, и дает подрастающему поколению благоприятную среду, из которой можно почерпнуть главное — любовь и уважение к своим родителям, родной земле, богатым духовным и культурным отечественным традициям.
Программа «Истоки» развивается от Калининградской области до Камчатского края и от Тюменской области до Ставропольского края. В настоящее время программа «Истоки» на региональном, муниципальном уровнях или в отдельных образовательных организациях успешно реализуется в 59 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.
Участники конференции отмечают полное соответствие главных целей, принципов, основных направлений, содержания, программно-методического обеспечения и образовательного инструментария программы «Социокультурные истоки» требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования всех уровней.
Программа способствует решению ряда важнейших задач:
* формированию и развитию духовно-нравственных основ образования;
* интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формированию гражданской ответственности и осознанному пониманию обучающимися, родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщению в равной степени всех участников образовательного процесса, вне зависимости от их национальности, вероисповедания и социального статуса, к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;
* укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
Участники конференции предлагают:
- Рекомендовать системный проект «Служение Отечеству» как итоговую оценку личностных результатов выпускников общеобразовательной школы по систематизации и обобщению знаний и социокультурного опыта, приобретенных при реализации стержневой основы программы «Социокультурные истоки» (освоение учебного курса «Истоки» и программы «Воспитание на социокультурном опыте» (1–11 классы), а также системообразующую основу проектной деятельности в образовательной организации по духовно-нравственному воспитанию, развитию и социализации обучающихся в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов.
- Рекомендовать руководителям образовательных организаций рассмотреть возможность внедрения учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки» для духовно-нравственного воспитания, социокультурного развития и социализации личности при реализации ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования.
- Поддержать инициативу Православного благотворительного фонда «Алатырь», Издательского дома «Истоки» и Министерства образования Чувашской Республики по проведению II Межрегионального образовательного форума «Истоки. Служение Отечеству» (г. Алатырь, 2015 г.).
- Региональным и муниципальным системам образования рассмотреть возможность внедрения учебного курса «Истоки» и программу «Воспитание на социокультурном опыте», имеющих программное, научно-методическое и учебно-методическое обеспечение, в качестве системообразующего модуля образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
- Издательскому дому «Истоки»:
5.1. Рассмотреть возможность подготовки и проведения дистанционного обучения и авторских вебинаров по Истоковедению для дошкольного образования и общеобразовательной школы;
5.2. Рассмотреть возможность подготовки рекомендаций по применению программы «Социокультурные истоки» в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
5.3 Продолжить разработку социокультурного инструментария для дошкольного, начального, основного, полного общего образования и психолого-педагогического сопровождения Семьи по вопросам духовно-нравственного развития.
5.4 Рассмотреть возможность разработки научно-методических и учебно-методических материалов для психологов образования и социальных педагогов, работающих в условиях реализации программы «Социокультурные истоки».