Борисова Вера Викторовна,
доктор экономических наук,
профессор кафедры Логистики и управления цепями поставок,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
ВОЕННАЯ ЛОГИСТИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
На рубеже третьего десятилетия XXI века мы отдаём дань памяти великому подвигу советского народа, ставшему на защиту своей Родины и освободившему мир от коричневой чумы. В победе над фашизмом ключевую роль сыграло умелое обеспечение ресурсами действующей армии. Задача усложнялась тем, что оккупация противником огромных территорий страны снижала ресурсную базу, поэтому приходилось решать вопрос о привлечении новых источников поставок сырья и материалов. Эта функция была возложена на военную логистику.
Логистическая деятельность исторически связана с военной сферой. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и Эфрона И.А. термин «логистика» определён как искусство управления войсками, их перемещением, дислокацией, выработкой стратегии военных действий и тылового обеспечения[1].
В военной науке логистике отведена особая функция. Нередко под военной логистикой понимали всю материально-техническую часть военной стратегии[2].
Уместно отметить, что многие методы и приёмы, выработанные и проверенные военной логистикой, впоследствии нашли применение в гражданской (экономической) логистике: в выработке стратегии формирования запасов, разработке моделей мест размещения складов и транспортных узлов, прогнозировании рисков и оптимизации схем товародвижения.
В хозяйственной практике под логистикой понимают «специфический способ управления материальными и сопровождающими их финансовыми, информационными и сервисными потоками в экономических системах разного уровня сложности, рассматриваемых как логистическая система»[3].
Исследование уровней полной логистической системы, позволило выделить военную логистику в самостоятельный вид научной и практической деятельности, изучающий поточную форму организации материи в оборонной сфере хозяйства»[4].
На становление экономической логистики и формирование её теоретико-методологического базиса существенное влияние оказал опыт двух мировых войн. Много успешно действующих компаний уже с 1960 годов начали применять инструментарий, разработанный в военной логистике. Фактически все послевоенные стратегические разработки СССР и США являются примером использования военной логистики (навигационные системы NAVSTAR GPS; ГЛОНАСС и др.). Военная логистика стала важным инструментом в конкурентной борьбе транспортных, промышленных и торговых компаний.
К середине XX столетия логистическое знание сформировалось как самостоятельное научное направление, включающее три ветви знаний: экономическое, военное и математическое. Так обозначились экономическая логистика, военная логистика и математическая логистика. Их взаимосвязь даёт представление о полной системе логистического знания.
Военную логистику характеризуют как «вид логистики, изучающий закономерности поточной формы организации и управления материально-техническим обеспечением войск в мирное и военное время»[5]. Её инструментарий направлен на повышение эффективности материально-технического обеспечения военной сферы государства.
История свидетельствует о том, что «умело организованный тыл нередко являлся решающим условием успешных военных действий. Мероприятия, направленные на удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей армии, поддерживают её боевую готовность и во многом предопределяют успех выполнения поставленных боевых задач»[6].
Особые задачи возложены на военную логистику и в мирное время. В хозяйственной системе страны она обслуживает военно-промышленный сектор хозяйства. Если наступает военное время, то все виды логистики подчиняются его законам и охватывают хозяйство всей страны.
В ходе войны для тылового и военного обеспечения требуются непрерывные поставки значительного объёма материальных ресурсов. В таких условиях логистика становится связующим звеном между экономикой страны и войсками.
Симбиоз военной и гражданской составляющих логистики находит отражение в общих принципах хозяйствования: системности, интеграции, оперативности, своевременности, экономичности, устойчивости и адаптивности, непрерывности и манёвренности.
Так, метод системного управления применяется в том случае, когда нужно сохранить, либо упрочить существующие характеристики логистической системы. Принцип интеграции на основе сквозного управления логистическими потоками всё чаще ассоциируют с «управлением цепями поставок» и комплексной координацией взаимодействия её элементов-звеньев.
В ходе военных действий весь объём людских, материальных ресурсов должен быть оперативно доставлен в нужное место, в определённое время, требуемого качества и в необходимом количестве с наименьшими затратами. Такой подход позволяет значительно повысить мобильность логистических потоков, уменьшить зависимость войск от медлительности тыловых служб.
На развитие современной военной логистики существенное влияние оказал опыт логистики в период Великой Отечественной войны.
В литературе чаще приводят американский опыт военной логистики, связанный с обеспечением военных действий в Европе тыловыми подразделениями США с другого материка во время Второй мировой войны. Но американский трансконтинентальный авиационный мост не был запущен в начале войны. Долгое время СССР приходилось в одиночку сражаться с вооруженным до зубов противником и осуществлять поставки ресурсов на линию фронта.
Памятником отечественной военной логистики стала дорога, связывающая блокадный Ленинград со страной на протяжении трёх лет войны, – «Дорога жизни».
Взаимодействие военной и гражданской сфер хозяйства страны началось в «первый день Великой Отечественной войны. Это взаимодействие нашло отражение в разработке и реализации мобилизационного плана производства вооружения и поставок его в действующую армию. Этот опыт изложен в работе Н.А. Вознесенского “Военная экономика СССР в период Отечественной войны”». В тот исторический период непосредственно участвовал в его создании как руководитель Госплана и Первый заместитель Совета народных комиссаров»[7].
«Программа перехода мирной экономики в военную экономику включала проведение комплекса мероприятий. Они касались, прежде всего, мобилизации производственных мощностей промышленности, а так же квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров, которые получили отсрочку от призыва в действующую армию, на нужды войны. Промышленные предприятия переходили на выпуск военной продукции. Военную промышленность усилили путём передачи ей других отраслей хозяйства»[8].
Объёмы и разнообразие потребностей фронтов постоянно возрастали. Это побуждало расширять и ассортимент, выпускаемой военной продукции. Например, в Берлинской военной операции 1945 года только одних снарядов было израсходовано более 25000 тонн. В 1943-1945 гг., когда СССР удалось создать, требуемый промышленный комплекс советские войска ежегодно получали от промышленности около 100 тыс. миномётов, 450 тыс. пулемётов, 120 тыс. других орудий.
С первых дней войны изменилось содержание и структура народно-хозяйственного плана. Н.А. Вознесенский отмечает, что «военная экономика страны потребовала увеличения производства качественного проката, авиабензина и специальных химикатов. В продукции пищевой и лёгкой промышленности повысился удельный вес продовольствия и вещевого довольствия для нужд армии. Сырьё и материалы перераспределили в пользу военной промышленности»[9].
«Материально-техническое снабжение всех секторов хозяйства осуществлялось в строго централизованном порядке и по законам военного времени. Рабочие и инженерно-технические кадры вместе со своими предприятиями перемещались в восточные районы страны; там осуществлялось строительство новых производственных мощностей.
Одновременно шла модернизация производства. Наладили производство специальных сталей в мартеновских печах, проката броневого листа на блюмингах, производство феррофосфора и феррохрола в доменных печах; в машиностроении массовое развитие получило поточное производство»[10].
Всеми делами по эвакуации предприятий и граждан руководил специально созданный государственный Совет.
Война определила новые направления логистической деятельности — массовое перемещение производительных сил в восточные районы страны началось на третий день войны. Одновременно осуществлялся вывоз на восток из прифронтовой полосы и миллионов людей, и сотен тысяч тонн материальных ценностей. На новых местах налаживался выпуск военной продукции. Задача облегчалась тем, что во время индустриализации новые предприятия строили с учётом возможности их использования для производства и военной продукции. Предприятия эвакуировали на заранее известные места. Чтобы ускорить запуск производства на новом месте они везли с собой станки, оборудование, инженеров и рабочих.
Мировая история не знала ничего подобного. В условиях боевых действий нужно было решать логистические задачи невероятной сложности, с которыми ранее никто в мире не сталкивался. В постоянно меняющейся военной обстановке нужно было одновременно осуществлять: заказ, приём, хранение военной техники и запасов вооружения, боеприпасов, горючего и других материальных средств.
Эвакуация проводилась так, чтобы «в местах прибытия сразу начинался выпуск готовой продукции. Для этого нужно было в процессе эвакуации сохранить и технологическую целостность производства, иметь рабочих, которым это производство известно. На новые места перебазировались работники этих предприятий вместе с семьями. Они везли с собой детали и запас сырья»[11].
Железные дороги были заполнены тысячами эшелонов, везущих на восток станки и оборудование, а обратно – военные грузы для фронта. Они подвергались постоянным бомбардировкам фашистской авиации.
В государственном Совете по делам эвакуации готовились планы размещения новых предприятий и мест дислокации военных баз авиации, флота, транспортных объектов и складов. Детально разрабатывались схемы перевозки войск и вооружения, задания по восстановлению военной техники и поддержке её в исправном состоянии.
Военная логистика того времени характеризуется жёсткой централизацией, ежедневным контролем территориально разветвлённых объектов, большим количеством номенклатуры и ассортимента товарно-материальных ценностей, перемещаемых в условиях масштабных и беспрецедентно жесточайших военных действий. Пространственное перемещение предприятий не должно было разрушить их хозяйственные связи.
В условиях военных действий логистические принципы — своевременность, требуемое качество, надёжность и гарантированность поставок для фронта, стали не просто необходимыми, а обязательными. Функциональная связность всех элементов военной экономики обеспечивалась мобилизацией внутренних продовольственных резервов и перестройкой торговли. Была введена система нормирования снабжения населения товарами и контроль цен со стороны государства.
Особенность в том, что умелое применение этих принципов позволило решить небывалые по сложности задачи материально-технического обеспечения военной экономики без разрушения её структуры в целом.
Н.А. Вознесенский приводит следующие данные. «За три месяца, до октября 1941г. удалось переместить за тысячи километров 1523 крупных предприятия, из них 1360 – оборонных. Места эвакуации распределились так: в Поволжье переместили 226 предприятий, на Урал – 667, в Западную Сибирь — 244, в Восточную Сибирь — 78, в Казахстан и Среднюю Азию — 308 предприятий. А всего к концу декабря 1941 г. было эвакуировано 2593 крупных предприятия и более 13 миллионов человек трудоспособного возраста.
Основная нагрузка легла на железнодорожные перевозки. По железным дорогам с запада на восток сплошным потоком тянулись эшелоны с оборудованием и людьми. Навстречу им с востока на запад шли на фронт военные эшелоны. Большинство дорог были в то время однопутными. Это осложняло и замедляло движение. За время войны с территорий, которым угрожала оккупация, по железным дорогам проследовало 1,5 млн. вагонов, или 30 тысяч поездов с эвакуированным грузом. В них перевезли 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. овец и коз, 0,2 млн. свиней, 0,8 млн. лошадей, тысячи тонн зерна, продовольствия, фуража и т.д.»[12].
Несмотря на небывалую сложность управления народным хозяйством, когда значительные районы страны подверглись оккупации, «экономическая организация СССР оказалась более эффективной, чем экономическая организация фашистской Германии, на которую работала вся Европа. В нашей стране в кротчайшие сроки была проведена экономическая мобилизация, резко увеличен объём военного производства. Из районов, оказавшихся под угрозой оккупации, за три месяца на новые места были перебазированы 1360 крупных оборонных предприятий. До конца 1941 года было перевезено около 1,5 млн. вагонов с эвакуированными грузами, переправлено в тыловые районы более 10 млн. человек трудоспособного возраста. Эти меры позволили создать базис военной экономики страны. Затем началось решение задачи координации всех сфер военного хозяйства и обеспечения роста военного производства»[13].
В результате передислокации промышленности на восток страны значительно повысился общий экономический потенциал этих регионов. «Валовая продукция промышленности Урала выроста в 1942 году по сравнению с 1940г. в 2,8 раза; Западной Сибири в 2,4 раза; районов Поволжья — в 2,5 раза. За это время производство военной продукции увеличилось на Урале более, чем в 5 раз, в Западной Сибири в 27 раз, в Поволжье — в 9 раз[14]».
Германия, хотя и увеличила объёмы военного производства, но ей не удалось превысить темпы роста промышленного производства нашей страны. Заслугой военной экономики было достижение не только количественного, но и качественного превосходства над противником в производстве новых видов вооружения. Так, общественное мнение признало лучшей боевой машиной Второй мировой войны советский танк Т-34, который после войны длительное время находился на вооружении более, чем у сорока государств.
Отметим, что «ни одна из воюющих стран не знала ничего подобного. Для Франции массовая эвакуация производственных мощностей из оккупированной территории оказалась непосильной: часть населения ушла из этой территории, а промышленность в полной сохранности досталась агрессору»[15].
Бесценный опыт нашей страны в области взаимодействия военной и экономической логистики в годы Великой Отечественной войны уникален. Ни одной стране в мире не удавалась в условиях военных действия решать логистические задачи подобного масштаба.
Наука и практика управления логистическими потоками в военной сфере продолжает развиваться и в мирное время, обеспечивая структурную и функциональную устойчивость оборонного комплекса страны.
Литература
- Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб, 1896.
- Курбанов А., Мостовой А., Мартынов М. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях //Логистика, 2012, №10, — С. 55-59.
- Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. Учебник для вузов. 3- изд. – СПб.: Питер, 2018.- С 20.
- Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
- Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Из. Дом «Экономическая газета». 2003, — 384 с.
- Афанасенко И.Д. , Борисова В.В. Потоковая форма организованности экономической материи и концепция уровней//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, вып.3, 2014,- С.108-125.
[1] Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. – СПб.:, 1896.
[2] Курбанов А., Мостовой А., Мартынов М. Концепция военной логистики в современных социально-экономических условиях/ Логистика, 2012, №10, С. 55-59.
[3] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. Учебник для вузов. 3- изд. – СПб.: Питер, 2018.- С 20.
[4] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. Учебник для вузов. 3- изд. – СПб.: Питер, 2018.-С 20.
[5] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика снабжения. Учебник для вузов. 3- изд. – СПб.: Питер, 2018.- С.334.
[6] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
[7] Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Из. Дом «Экономическая газета». 2003, — 384 с.
[8] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
[9] Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Из. Дом «Экономическая газета». 2003, — 384 с.
[10] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
[11] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
[12] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Экономическая логистика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – С. 15.
[13] Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Из. Дом «Экономическая газета». 2003, — 384 с.
[14] Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Из. Дом «Экономическая газета». 2003, — 384 с.
[15] Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Потоковая форма организованности экономической материи и концепция уровней //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, вып.3, 2014,-С.108-125