Архипова Наталия Александровна, индивидуальный предприниматель, автор методической тетради «Прописи Пушкина» |
«Учебно-методическое пособие для младшей школы “Прописи Пушкина”»
Доклад в рамках секции
«Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы
Я расскажу о тетрадке «Прописи Пушкина», содержащей методику коррекции почерка – «Обводное письмо» и методику «Врождённой грамотности». В качестве рабочего материала использованы стихи Пушкина.
Я — автор обеих методик и самой тетрадки. Тетрадка явилась результатом сидения над домашними заданиями с сыном – тогда ещё первоклассником. Пришлось разработать, поскольку тогда методика обводного письма ещё отсутствовала в продаже.
Теперь вкратце о концепции методик. МЕТОДИКА ОБВОДНОГО ПИСЬМА.
При обучении письму выделяются три группы учащихся: пишущие красиво и правильно; вторые – умеренно коряво, но читабельно; третьи — сплошные каракули – нельзя понять из каких букв состоит слово. Это проблема моего сына. Концепция и основная идея методики такова – если мозг не способен давать руке правильные команды, приводящие к правильному написанию слов, то идем от обратного: заставляя многократно руку двигаться по заведомо правильным траекториям, вырабатываем автоматизированное действие руки – навык или привычку правильного движения руки для получения правильных линий. Это как в танцах. Пришла девочка сутулая – потренировалась у балетного станка несколько месяцев – стала грациозная.
НА СЛАЙДЕ ВИДНО, что в прописи используется текст низкой цветовой интенсивности, что сделано для обводки . В этом и есть вся методика. Просто, правда. Зато через два-три года, после выхода тетрадки, эту методику взяли на вооружение многие ведущие школьные издательства. Значит, идея хорошая.
Вторая часть тетрадки содержит МЕТОДИКУ ВРОЖДЕННОЙ ГРАМОТНОСТИ. Методика работает только со словарными словами, преподаваемыми в младших классах. Они взяты из действующих программ. Её смысл: если ребёнок не запоминает верное написание буквы в слове за несколько написаний, то он не способен к его грамотному письму, а результат письма будет носить случайный вариативный характер — 50/50, или правильно, или не правильно. Да и без анализа механизмов восприятия совершенно ясно, что младшим школьниками вообще сложно заучить написание более сотни слов методом прямого заучивания. Методика Врожденной грамотности даёт решение этой задачи.
Пример — слово «БЕСЕДА». Как писать? «БЕСЕДА» или «БИСЕДА». Рисуем две буквы «Е». В них нарисованы лица. Получается, что буквы беседуют. То есть слову сопоставляется картинка, иллюстрирующая это слово, и (КЛЮЧЕВОЕ!) включающая в себя «сложные» буквы, как элементы рисунка.
Ещё пример «черный» кот. «О» или «Ё». Рисуем букву «Ё» в виде кота, где ушки – это точки над буквой «Ё». Ребёнок раскрашивает и запоминает.
Ещё примеры: пальто, магазин. И т.д. В одной тетради 105 слов. Во всех программах по младшей школе – 420. Следовательно, тетрадок будет
НО, как бы ни нова и как бы ни прекрасна была любая методика, для того что бы она заработала, что бы дети захотели ею заниматься сами, без принуждения – нужно вдохнуть в неё жизнь. Нужно установить дружбу между детьми и конкретным учебным пособием. Важное отвлечение. ЧТО ТАКОЕ СЧАТЬЕ, Вы знаете? Сообщаю Вам формулу счастья. СЧАСТЬЕ ЭТО ДРУЖБА С МИРОМ. Если у детей наладить дружбу с деятельностью, которую они осуществляют в школе, то они будут любить школу и останутся открыты для знаний. КАК ВСЕ ПРОСТО, СКАЖЕТЕ ВЫ, ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПОНЯТЬ, КАК ЭТО СДЕЛАТЬ. Давайте поищем ответ.
НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ. Что рождает в людях чувство гармонии, уравновешенности, чувство баланса и вообще, ощущение того, что все вокруг хорошо? Какой человек будет Вам более приятен: гармонично и аккуратно одетый или грязный и неопрятный. Ответ очевиден. Но это, пол дела. Пусть человек выглядит прекрасно, но его речь несёт негативные образы, груба, может быть лишена смысла, или наоборот человек говорит красиво, разумно, несёт истинные образы, излагает стройно, приятно. Люди интуитивно тянутся к красивым и гармоничным объектам, несущим положительный настрой, поскольку они с ними согласны, т.е. они с ними «дружат», поскольку получают от них микроскопические дозы счастья. Более того, видя их благотворное влияние и общее признание, люди предпочитают принимать в себя эти образы и тем самым стать их носителями и тем самым вызывать положительный отзыв у окружающих. Для этого учат стихи, учатся рисовать, ходят в театр, красиво одеваются. То есть и таким образом люди устанавливают ДРУЖБУ С МИРОМ. *** Тоже самое с прописями. Что бы вдохнуть жизнь в скучное рутинное дело – написание текста, нужно сделать это действие способным рождать позитивные образы, согласующиеся с детской картиной мира и развивающие её, и наполняющее детей новыми образами и знаниями о мире и навыками, что и есть суть образования. И вот именно для этого нам и нужна литературная классика. Для того что бы вдохнуть жизнь. Поэзия в хорошем стихотворном исполнении, при хорошем слоге неизбежно резонирует душевную способность наслаждаться прекрасным, чем в большей степени упражняет и развивает её. Что в человеке тренируется, то и развивается. У каждого человека, а у детей особенно, развито чувство истины. Учащийся интуитивно чувствует, что ему дают правду, красивую, изящную, он ею наполняется и она становится частью его самого. Учащийся чувствует, что наполняется новым истинным знанием. А дети затем и пришли в школу, что бы становиться лучше. Это и есть образование. Именно поэтому имеют место ситуации, когда дети, работая с этими прописям, разучивают стихи наизусть, поскольку хотят впитать в себя эту красоту еще больше и глубже.
Ребёнок приходит в школу, ожидая и настроенный на личностный рост, на обогащение и развитие личности за счет знаний. Когда ребенку в школе говорят что 4+2 = 10, (а такое есть) то понимая обман он начинает сомневаться в истинных задачах школы, перестанет видеть в ней смысл, а вместо образования начнется деградация школой над детьми и детьми над школой. Потеряв ориентиры, дети теряют интерес и отходит от процесса. Если давать учащимся положительные образы – разовьется положительно настроенный человек. Что тренируется, то и развивается. Стихи Пушкина всеми этими свойствами вполне обладают. Ещё важен подбор сцен – сцен природы. Он обусловлен ясностью образов природы для детей.
ВЫШЕСКАЗАННОЕ КАСАЕТСЯ ПОДБОРА МАТЕРИАЛА И ЕГО РОЛИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Но это ещё не все. Тексты иллюстрированы. Методическая особенность иллюстраций в том, что максимальное количество слов-существительных из текста изображены на картинке. Это способствует визуализации читаемых образов и улучшает ДРУЖБУ ребёнка С ТЕКСТОМ. Кроме того раскраска — это смена видов деятельности, тренировка моторики письма. Третье, картинка — динамичная, порой ироничная, эмоционально включает ребенка, позволяет глубже вникнуть в стих, раскрыть его содержание и улучшает проникновение ребёнка в творчество поэта Пушкина. Учителя рассказывают, что имеют место неединичные случаи, когда дети работая с этими прописями, по собственной инициативе, разучивали все стихи. Да ещё просили дать побольше их пописать. Вы такое встречали в школе, что бы дети сами хотели писать прописи и учить стихи. С этими прописями такое происходит. При всех этих обстоятельствах дети с удовольствием двигаются к главной цели – коррекции почерка. Вы видите, сколько прекрасных побочных образовательных эффектов выходит, если в прописи задействовать пласт образовательных механизмов, и идти по законам природы, а не против них. Выходит, что дети не только пишут и ставят руку правильно, но при этом соприкасаются через это со стихами Пушкина, которые у них воспитывают умение восхищаться миром и любить его. Это важный момент. И в совокупности это вносит лепту в духовное и нравственное развитие детей. При всех этих обстоятельствах дети с удовольствием двигаются к главной цели – коррекции почерка.
ВЫВОД. Получилась система из взаимосвязанных, задач, методов, инструментов и побочных эффектов на фоне генеральной задачи — коррекции почерка. Система соединяющихся сосудов, приводящая к заданному навыку, параллельно, осуществляющая духовно-эстетическое воспитание, как побочный эффект. Благодаря возникновению системы соединяющихся положительных эффективных механизмов соединяющих игру, классические знания и практический навык, дети получают внутреннее ощущение, истины, душевного обогащения, запакованных в удовольствие и радость. Чувство, что им говорят правду, и несут истину и добро. С данным материалам детям хочется учиться дальше и верить в правду. Они готовы и дальше воспринимать красоту накопленных знаний и литературных богатств. Остаются открыты знаниям и дальнейшему внутреннему росту. Ключом является подбор классического материала и грамотная его подача.
ОБЩИЙ ВЫВОД. Для формирования гармоничной личности нужно использовать лучшие образцы используемых объектов. Для хороших архитекторов – образцы классической архитектуры. И т.д. Это практическая работа с лучшими образцами мировой классики в школе приведет к формированию базы ключевых образов сознания ребенка, являющихся эталонами восприятия мира. Если приучить его к хорошему слогу, то ребенок его запомнит, и будет воспринимать ориентиром. Если научить ребенка в детском возрасте любоваться природой, то он будет любоваться ею всю жизнь. А классики всегда воспевали красоту мира и истинные ценности. Поэтому, через знакомство с классикой происходит приобщение и формирование дружбы с миром. Т.е. приобщение к гармонии и счастью.
Хочу отметить, что существуют и современные авторы, обладающие стилем и слогом, достойным для высокой работы с детьми. Вероятно, скоро выйдет в свет второй выпуск со стихами нашей современницы из Уфы.