Архимандрит Герман (Кузьмин), настоятель Богородицкой Седмиезерной пустыни Казанской епархии |
«Подвиг молитвенного служения иеросхимонаха Серафима (Кошурина) и монахини Серафимы (Карпеевой) и их труды по сохранению святынь Казанской епархии в послевоенные годы»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества.
Церковь в годы Великой отечественной войны»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Подвиг иеросхимонаха Серафима и монахини Серафимы невозможно представить без истории Седмиезерной Богородичной пустыни.
Седмиезерная Богородичная пустынь основана в 1615 году схимонахом Евфимием, выходцем из города Великого Устюга. Митрополит Казанский и Свияжский Матфей был прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. Вместе с владыкой в Казань из вологодских земель переехал и старец Евфимий. Отец Евфимий искал около Казани место для уединенных монашеских подвигов. Ему ответили, что нет лучше места, чем место при семи озерах в 17 верстах от Казани.
В Семиозерах в первую же ночь старец видел великое чудо. Над его шалашом всю ночь стоял огненный столп. Через небольшое время схимонах Евфимий встретился с жившей неподалеку в уединении схимонахиней Анисией. Она рассказала ему о дивных видениях, бывших над этим местом. Она уже давно слышала здесь церковное пение, колокольный звон, но думала, что это ее искушает враг. Теперь же поняла, что сие святое место Господь хочет через него прославить.
Видя добродетельную жизнь старца, к нему стали приходить люди, искавшие уединенной монашеской жизни. По благословению митрополита Матфея был основан монастырь. Более 10 лет подвизался старец в Седмиезерной пустыни, потом по болезни был взят в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, в обитель, где почивали мощи святителей Гурия и Варсонофия.
Седмиезерная братия, считая старца первооснователем обители, ходили к нему в Казань, испрашивая благословения на всякое дело. Видя любовь братии, старец Евфимий просит владыку митрополита благословить новоучрежденную обитель принадлежавшей старцу родовой чудотворной иконой Божий Матери Одигитрия (Путеводительница). Владыка митрополит не только благословил, но велел отслужить перед этой чудотворной иконой соборную службу и крестным ходом проводить ее в Седмиезерную пустынь. Сия чудотворная икона, пожертвованная старцем основанной им обители, дивно прославилась в Седмиезерной пустыни и прославила монастырь.
В 1654 на Русь обрушились тлетворные ветры и смертоносная язва – чума. Сначала зараза открылась в царственном граде Москве, но быстро дошла до Казани. Некоторые села до конца запустели, там не было погребающих, люди валялись по улицам и торжищам, и псы со свиньями пожирали их.
Тогда игумен Пахомий из Иоанно-Предтеченского монастыря и многие от священного чина и народа пришли в Седмиезерную пустынь и молились перед чудотворной иконой о спасении города Казани. Навстречу друг другу вышли крестные ходы от Седмиезерной пустыни и от города Казани, они встретились за рекой Казанкой, где со временем был основан Кизический монастырь.
Когда обошли с иконой Божией Матери стены города и поставили икону в соборном храме, то язва прекратилась. Однако через два года смертоносная язва возобновилась. Но принесением чудотворного образа из Седмиезерной пустыни в Казань моровая язва опять прекратилась, и тогда митрополит Лаврентий узаконил 26 июня ежегодно приносить из Седмиезерной пустыни в город Казань чудотворную икону Божией Матери. Икона находилась в Казани до 27 августа и ее носили по всем дворам и жилищам деннонощно. Кроме этого один раз в год, ради освящения обителей, икону Божией Матери из Седмиезерной пустыни носили по всем монастырям Казанского края.
Икона прославилась многими чудесами, почитали ее не только в Казани, но и в других городах Руси.
Сугубо почитал икону и известный подвижник, старец и наместник Седмиезерной пустыни преподобный Гавриил (Зырянов) (почил 24 сентября по ст.ст. 1915 г.). В конце XIX – начале ХХ века он проводил много крестных ходов и молебнов по окрестным сёлам с чудотворной иконой, сопровождавшиеся порой явными всем чудесами.
В 1926 году обитель была закрыта и почти полностью разрушена. В 1928 году были арестованы последние монахи пустыни, среди которых был и будущий иеросхимонах Серафим (Кошурин).
Иеросхимонах Серафим (Кошурин)
Иеросхимонах Серафим (в миру Кошурин Василий Семенович) родился в семье крестьян Костромской губернии в 1883 году. 15 июня 1909 года поступил в Седмиезерную Богородичную пустынь. Призывался как молодой послушник на первую мировую войну. После отбытия срока призыва мама его очень просила, чтобы он приехал домой посетить их. Он ответил: «Мама, если я приеду домой, я в монастырь не попаду». И прямо из армии вернулся в Седмиезерную пустынь. Был пострижен в монашество с именем Вениамин, затем посвящен в сан иеродиакона и иеромонаха. В монастыре нес послушание ризничного и очень любил Седмиезерную пустынь.
Старец Серафим застал в живых старца Гавриила (Зырянова) и с восхищением рассказывал, какой благообразный, красивый был старец. Он говорил: «Старец был весь белый, как лунь».
Во время его пребывания в Седмиезерном монастыре совершилось одно большое чудо. Насельник обители иеродиакон Мардарий был взят на Небо и оттуда принес два яблока. Яблоки были очень сладкие и источали чудеснй аромат. Эти два яблока были разделены между братиями пустыни, и отец Серафим тоже вкусил часть этих яблок. Как он говорил: «Кто вкусил от этих яблок, даже послушники, сохранили монашество». Отец иеродиакон Мардарий позже, в 1920-х годах, принес один из списков чудотворной Седмиезерной иконы Божией Матери в село Петьялы в Марий-Эл.
В 1926 году Седмиезеную Богородичную пустынь закрыли, оставив только игумена монастыря архимандрита Александра (Уродова), отца Вениамина и иеромонаха Мартирия, чтобы совершать требы. После закрытия монастыря отец Вениамин так переживал, что не ел три недели. Затем отцы заставили его вкушать пищу, потому как он должен был поддерживать других.
31 октября 1928 года архимандрит Александр и иеромонахи Вениамин и Мартирий были арестованы. На допросах они вели себя твердо, виновными себя не признали. В конце марта 1929 года все трое были осуждены по статье 58-10 и приговорены к заключению в концлагерь сроком на три года[1]. После ссылки отец Вениамин вернулся в Казань на поселение, а в 1940 году был снова арестован. После отбытия заключения, уже в 1950-х он вновь вернулся в Казань. После всех допросов, арестов, пыток, заключений и ссылки батюшка был беззубым, у него были оголены кости рук и ног. Он уже находился при смерти.
После очередного ареста его должны были увезти из Казани на поезде. А конвоиры сказали: «Он все равно подохнет, и ничего нам этот труп возить». И выбросили на обочину железной дороги. Одна сердобольная женщина увидела его, забрала к себе в домик на Аметьево и выходила. Для него варили специальные пюре и супы, все протертое.
Вернувшись после долгих испытаний в Казань, священник, по настоянию уполномоченного по делам религий, был лишен права служения. Позднее ему разрешили молиться в алтаре, вынимать частицы из просфор. Он принял схиму с именем Серафим. При архиепископе Михаиле (Воскресенском) он был духовником епархии.
Почил старец иеросхимонах Серафим 9 марта 1969 года. Отец Серафим был очень кроткий и любвеобильный старец. Даже в дни советских праздников 1 мая и 7 ноября он молился Богу, чтобы Господь послал в эти дни хорошую погоду, чтобы коммунисты не роптали на Бога.
У старца было много духовных дарований, в том числе дар прозорливости. Он говорил, что в скором времени все женщины наденут мужскую одежду, и что люди, находящиеся друг от друга на расстоянии, будут разговаривать друг с другом, как будто стоят рядом.
Будучи священнослужителем-инвалидом, отец Серафим сумел сохранить святыни Казанского края. В том числе чудотворную Седмиезерную икону Божией матери (оригинал) и несколько чтимых образов, которые находились в близлежащих селах.
Именно он сохранил главную святыню Раифской обители – Грузинскую икону Божией Матери; чтимый образ Иоанновского монастыря города Казани – икону главы Иоанна Предтечи; чтимый образ Варваринской церкви – икону великомученицы Варвары; святые мощи старца Гавриила Седмиезерного и другие святыни. Эти святыни отец Серафим хранил у своих духовных чад.
О Седмиезерной иконе Божией Матери он говорил, что надо отдать ее Седмиезерному монастырю при открытии, а ни в какую другую церковь. Если в церковь отдадут икону, ее не вернут в обитель. Что и сбывается до наших дней. В настоящее время чудотворный образ хранится в алтаре Петропавловского собора города Казани, и выносится для поклонения верующим в праздники. А в Седмиезерной пустыни находится почитаемый список чудотворного образа.
Батюшка сильно тосковал по Седмиезерному монастырю и поэтому каждую неделю под вечер ходил пешком в Семиозерку. Всю ночь молился, а под утро возвращался домой. И всегда кто-то ему по пути встречался, то милиция, то коммунисты, которые проклинали его, говоря: «Что ж ты никак не можешь подохнуть». А батюшка за них молился.
Среди верующих города Казани память о старце иеросхимонахе Серафиме (Кошурине) жива и поныне. В Седмиезерном монастыре старца поминают на каждой литургии, а в день его памяти устраивают поминальные богослужения и трапезу для всех, кто чтит батюшку Серафима.
Кто обращается к отцу Серафиму с молитвенными просьбами, он исполняет. Имеется несколько случаев исцелений по его молитве, старец является и подает вразумление в недоумениях.
Последние пять лет жизни батюшки его келейницей была монахиня Серафима (Карпеева).
Монахиня Серафима (Карпеева)
Родилась 25 ноября 1918 года в деревне Три Озера Спасского района Татарии в глубоко верующей семье. Мама Екатерина была из бедной семьи, отец Иоанн был офицером. В семье было восемь человек детей. У матушки было две сестры и пять братьев.
Матушка вспоминала, как в детстве, в возрасте 5-6 лет, она догоняла своих родственников, которые шли в паломничество в Болгар, а матушку оставили дома по причине ее малолетства. Таково было ее рвение к Богу, которое она не оставляла всю свою жизнь.
Семья подверглась гонениям, была раскулачена и вынуждена была переехать в Казань. Жили в Кировском районе в подвальном помещении. Было сыро. Рано, в возрасте 42 лет, умер отец. Все дети остались на руках матери. Матушка Серафима была третьим ребенком в семье. Чтобы помогать родным, она оставила школу, проучившись всего один год. С восьми лет матушка ходила в чужие семьи работать нянькой. Читать и писать училась по церковным книгам.
В 15 лет она пошла работать на завод. Во время войны это было военное производство, на котором изготовляли патроны и снаряды. За труд в эти годы матушка 28 ноября 1993 года была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Затем завод был переименован в Казанский механический завод «Сантехприбор». На этом заводе в цеху на вредном производстве матушка проработала до самой пенсии, до 25 ноября 1968 года.
Присвоено было матушке и почетное звание «Ветеран Труда», она была награждена юбилейными медалями «50 лет Победы», «60 лет Победы» и другими.
Всю свою жизнь матушка Серафима хранила крепкую веру. В советское время, когда были гонения на Церковь, она не оставляла храм Божий. Сначала ходила в церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, где пела на клиросе. Потом молилась в храме в Царицыно, где с семидесятых годов пекла просфоры. А с 1989 года, когда открылся Петропавловский собор, пекла просфоры с матушками Александрой и Анастасией на 11 церквей. С 2002 года начали печь просфоры с матушкой Александрой в Седмиезерной Богородичной пустыне.
Особое место занимает в жизни матушки период, когда она ухаживала за старцем иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным).
На праздник Рождества Пресвятой Богородицы отец Серафим постриг ее в иночество с сохранением прежнего имени. Батюшка завещал об этом постриге никому не говорить. Он говорил: «Постриг совершен тайно. Тайна должна остаться тайной». Постригальные одежды матушка хранила, никому не показывая. Только открылась наместнику Седмиезерного монастыря за пять лет до мантийного пострига.
В 1964 году матушка переехала в Аметьево в дом к отцу Серафиму, куда ее пригласил жить сам батюшка. В этом небольшом домике в советское время были сохранены многие святыни Казани, а также мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова). Домик сохранился и по сей день.
Батюшка завешал ей, чтобы она каждый день неопустительно посещала Литургию. После смерти иеросхимонаха Серафима матушка Серафима в течении почти 20 лет сохраняла в своей келии мощи преподобного Гавриила Седмиезерного и чтимые иконы Казанского края. В конце 80-х годов прошлого столетия матушка Серафима передала мощи преподобного Гавриила будущему епископу Анастасию.
27 августа 2009 года матушка приняла постриг в мантию в Седмиезерном монастыре с именем Серафима. До последних дней, а матушке было 98 лет, она пекла просфоры, посещала все службы, была молитвенницей, всю свою жизнь посвятила Богу.
Преставилась матушка 26 мая 2017 года и похоронена на монастырском участке кладбища села Семиозерка.
[1] Архив КГБ Татарской АССР. Арх.д. № б98б7 // Цит. по: URL: http://co6op.narod.ru/kiril/htm/k19.html