«Проблемы патриотического воспитания в условиях открытого информационного пространства (аспект православных школ)»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Секция «Вклад православной школы в дело патриотического воспитания детей и подростков»
в рамках конференции «Православное образование на дошкольной,
начальной и основной ступенях образования»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Тема патриотического воспитания сегодня не только крайне важна, но и сложна в определении его ориентиров. Для того чтобы необходимым образом расставить акценты, напомним о сущности понятия «патриотизм».
Патриотизм – от греческого «патэра» (отец) или «патрис» (Отечество). Т.о. патриотизм – это приверженность достоянию, переданному нам нашими отцами: мировоззрению отцов, вере отцов, культуре отцов, заветам отцов.
Патриотизм необходимо рассматривать не только в его ретроспективе («земля предков, достояние предков»), но и в его перспективе («земля потомков, достояние потомков»). Патриотизм рождается в сердце того человека, который не только чтит память предков и историю Отечества, но и верит в светлое будущее своих потомков на своей земле, в своей стране, среди своего народа. Не «патриотизм» дежурных лозунгов, кричалок и речевок, а патриотизм реальных условий, которые непременно должны создаваться:
1) возможность получения достойного развития и образования, воспитание детей творцами, а не «квалифицированными потребителями» в противовес мнению экс-министра образования и науки РФ Ливанова Д.В., который сказал: «Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии». Разработчики технологий – гаранты суверенитета. Адапторы заимствованных технологий – гаранты колониально зависимого существования.
2) обеспечение импортозамещения в образовании через возвращение к отечественным ценностям и традициям образования.
3) защита потомства от нравственного разложения псевдо-ценностями и гарантии духовно-нравственного развития и воспитания на основе базовых национальных ценностей;
4) защита потомства от расчеловечивания, т.е. от превращения человека в ресурс, обеспечивающий эффективное функционирование индустрии будущего или чьи-то корпоративные интересы. Обеспечение развития человеческого в человеке через раскрытие сущностных сил человека: образ Божий, разум, воля, самосознание, осознание своего предназначения и смысла жизни;
5) обеспечение каждому гражданину гарантий обладания собственной (личной, фамильной) долей национального дохода, своим наделом земли, другим имуществом, а также гарантий обладания культурными и социальными возможностями, передаваемыми по наследству.
У патриотизма должно быть целостное и преемственное в поколениях основание, которое можно определить следующим образом: достояние моих отцов – мое достояние – достояние моих детей!
Какие из перечисленных позиций могут в рамках своей компетенции обеспечивать конфессиональные православные общеобразовательные организации? Думается, в различной степени, все, кроме гарантий социального и материального достояния, которые находятся в компетенции органов государственного управления и местного самоуправления.
Очевидно, что патриотическое воспитание гармонично укладывается в парадигму христианского воспитания.
Целью православного христианина является взыскание Царства Небесного – «гражданства» Небесного Иерусалима. Научиться любить Отца Небесного возможно лишь через любовь к родителям земным. Вспомним иерархический порядок десяти заповедей (Исх. 20, 1-17). Первая из заповедей, регламентирующих отношение человека к Богу: «Я Господь, Бог твой…», и первая из заповедей, регламентирующих отношение человека к человеку: «Почитай отца твоего и мать твою…», указывают на основы сыновне-отеческих отношений во взаимосвязи между отношениями человека к земным родителям и к Отцу Небесному. Таким образом, воспитание обучающегося как православного христианина теснейшим образом связано с его воспитанием как заботливого семьянина.
Научить земного человека любить Отечество Небесное возможно через любовь к Отечеству земному. «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эта любовь выражается в ответственном служении ближним, обществу: «…не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин. 4, 20).
Православное мировоззрение имеет неисчерпаемый потенциал воспитания гражданской ответственности. Для России – это служение Отечеству как оплоту Православия на земле. История России полна примерами гражданского служения святых, которые могут стать ориентирами в формировании идеала ответственного и образованного гражданина.
Таким образом, формулой модели воспитательного идеала является «Православный христианин – заботливый семьянин – ответственный и образованный гражданин». Стремление к этому идеалу соответствует модели единого образовательного пространства: «Церковь – семья – школа», каждый член которой раскрывается в одном из членов модели воспитательного идеала.
Однако ряд факторов нашего сознания и современного информационного пространства вносят свои коррективы, вызывая проблемы. Не претендуя на полноту, назовем, на наш взгляд, самые основные из них.
Проблемой является нарушение иерархии в практических подходах к реализации моделей воспитательного идеала и образовательного пространства.
Категории «гражданин» (земного отечества) и «школа» нередко выходят на первое место как в связи с искаженностью нашей природы, пораженной грехом, так и в связи с требованиями и устремлениями государства, под контролем и надзором служб которого работают конфессиональные общеобразовательные организации. При таком подходе то, что призвано гармонично сочетаться, начинает диссонировать и противоречить друг другу.
Стремление к тотальной цифровизации и рейтингованию, а через них к тотальному контролю над деятельностью ученика, учителя, администрации и родителей со стороны государства в условиях отождествления нами служения царству земному и Царству Небесному приводит к нагнетанию нервозности и к усугублению формализации образовательного процесса, который теряет свою главную функцию – помочь человеку стать Человеком, и обретает функцию превращения человека в ресурс индустрии и «квалифицированного потребителя». Акцент смещается в сторону итогов ГИА, ЕГЭ, ВПР и прочих рейтинговых и контрольных инструментов. И дело не в том, что эти инструменты существуют и применяются. Дело именно в нашем отношении к этим инструментам, которое возводит их в разряд идолов, тогда как и к ним можно и нужно относиться по-христиански, вырабатывая творческие подходы к их реализации, позволяющие сохранять память о том, что мы люди и должны поддерживать и развивать человеческое в себе и друг в друге.
В условиях современной нарастающей цифровизации информационной, в том числе образовательной, среды нарастает острота и актуальность слов Спасителя: «Воздайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мф. 22, 21). Понятия «христианин» и «патриот» сами по себе лежат в разных этимологических плоскостях и неотождествимы. Важно соотнести вектор своего патриотизма с вектором, задаваемым христианским учением и определить акцент – что для «меня» в приоритете: Царство Небесное или царство земное. При этом таким же образом необходимо осознавать разницу между понятиями «патриотизм» и «служение государству».
При этом нельзя впадать в другую крайность и создавать в православной школе «заповедник овец» среди «сообщества волков». Подобное «православное» (в кавычках) воспитание, построенное на противопоставлении «православных» и «неправославных» способно извратить и подорвать основы патриотического воспитания уже в самом его зародыше, в его земном смысле, ибо так складывается ложное мнение о том, что ничего хорошего здесь в нашем царстве-государстве нас не ждет и уж тем более ничего от нас не зависит. Так теряется одно из важнейших предназначений православной школы – быть органичной частью муниципальной и региональной системы образования, пользуясь ее ресурсом и влияя на нее, т.е. быть школой-миссионером (инновационной площадкой, ресурсным центром).
Самое неприятное заключается в том, что и один, и другой подход снимают с воспитываемого человека ответственность за будущность отечества и не позволяют воспринимать его судьбу во взаимосвязи со своей собственной судьбой.
В условиях открытого информационного пространства на сознание подрастающего поколения обрушивается огромный поток информации, содержащий целую массу противоречивых мнений, оценок, интерпретаций, подмен, откровенной лжи и клеветы. Путь ограждения и выставления фильтров может работать лишь до определенного возраста, а затем ребенок параллельно со своим кругозором расширяет и свое социальное окружение, под влияние которого в той или иной степени он неизбежно подпадает. Часто бывает так, что «система координат», заданная в православной школе, вступает в сознании ребенка в конфликт с внешней информационной средой.
Возможные последствия данного конфликта можно проиллюстрировать на «крайностях»: от космополитизма (как следствия примитивно воспринятой мысли апостола Павла: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Колос. 3, 10-11) до шовинизма и ксенофобии (как следствия неправильно воспринятой идеи Святой Руси). И в первом, и во втором случае патриотическое воспитание если и имело место, то не достигло цели. Само понятие Родины здесь размыто или вовсе отсутствует, а создание в своем сознании собственной фантазийной «искусственной родины» глубоко свойственно для детского и юношеского возраста (таков своеобразный способ избегания).
Обращаясь к мысли профессора Остапенко А.А., несколько слов хочется сказать о том, каким иногда «патриотизм» предстает, но каким он все-таки не может быть.
Патриотизм не может быть только православным или только русским. Существует множество примеров патриотизма вне христианства. Невозможно отказать в российском патриотизме мусульманам Кавказа и Заволжья, буддистам южной Сибири, представителям иудейских общин по всей стране, а также и атеистам. Пример подвига комсомольцев-молодогвардейцев и массовый героизм наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны подтверждает это.
Патриотизм не может быть анти-каким бы то ни было: антисоветским, антиамериканским, антиатеистическим, антилиберальным и т.д. Патриотизм – это позитив, созидание и утверждение, а не наоборот.
Патриотизм не может быть только героическим, военизированным и спортивным, т.к. он вместе с тем и скромный, мирный, не выпячивающийся и не претендующий на первенство. Он просто есть и с ним нельзя не считаться.
Патриотизм категорически не может быть спускаемым по разнарядке, формализованным и мероприятивным. В основу патриотического воспитания детей и молодежи должна полагаться социально значимая проектная деятельность, опирающаяся на их социокультурный опыт, на идеи, рожденные ими в совместном со-бытии со взрослыми и со сверстниками. Пережитые эмоции, собственный труд, деятельностное проживание и личное осмысление результата дают позитивный эффект. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, но факел, который нужно зажечь. Значит, педагог сам должен гореть.
Патриотизм не может быть только краеведческим. Важно осознавать себя органичной часть огромного целого – русской цивилизации.
Патриотизм не может быть навязчивым, крикливым и квасным. Патриотизм уравновешен и вдумчив. Он осмысливает победы и поражения не только в контексте приземленного бытия, но и в контексте промысла Божьего, извлекая духовные уроки, осознавая, что в ходе Великой Отечественной войны, как и других катастроф, совершалось духовно-нравственное оздоровление общества, когда обнажались правда и ложь, когда человек вынужден был отказываться от всего, что соблазнительно, но на самом деле не важно, и ценой жизни отстаивать истинные ценности. Патриотизм осознает, что если народ не следует своему предназначению, определенному Свыше, не проявляет благодарность Богу, своим дедам и отцам, если он не относится с ответственностью к достоянию, переданному ими, и не радеет о своем духовном здравии, то такой народ может по милости Божьей вновь почувствовать на себе Его руку.
Считая, что открытое информационное пространство таит угрозу патриотическому воспитанию и, представляя его едва ли ни главным виновником наших неудач, мы забываем о том, что оно представляет собой совокупность инструментов. «Я не могу себе представить ничего более полезного, чем иголка. А попробуйте её проглотить?» (А.Т. Аверченко «Алло!»). Открытое информационное пространство открыто и для нас – и здесь важно, чем мы его наполняем и наполняем ли. Необходимо самим его осваивать, овладевать технологиями и ставить их на службу нашим целям. К тому же информационное пространство это не только интернет и СМИ, но и то, что мы сами формируем в рамках школьной и семейной жизни.
Выход один – ставить цель воспитания самостоящего человека, осознающего себя человеком и реально оценивающего свое положение в формирующейся многоликой, разноформатной, ценностно разнонаправленной среде.