Вышегородцева Наталия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школы № 148 г.о. Самара с углубленным изучением отдельных предметов им. Героя Советского Союза Михалева В.П. |
«Проблема «вялого патриотизма»: причины и решения»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Аннотация: в настоящее время молодежь теряет интерес к истории Родины, патриотизм считается «немодным». В статье автор пытается определить психологические и социальные причины «вялого патриотизма» и с их учетом представляет приемы работы с обучающимися во время уроков и на внеклассных занятиях. В статье названы ресурсы сети Интернет, интересные молодёжи, представлены новые формы работы: ридеры, создание страниц в соцсетях и др.
Ключевые слова: патриотизм, изменение отношения к чтению, эмпатия, обесценивание, сужение идентичности, инфантилизм, влияние информационных технологий, несформированность идеологических установок, обеднение языка, десакрализация литературы активное чтение, аудио- и видео- ресурсы, Книга Памяти класса, ридеры, «азбука» войны, исследовательская работа.
СССР называли самой читающей страной в мире, и у этого утверждения были веские основания: читали люди разных возрастов произведения разных жанров. Это одно из объяснений успешности советского образования: информация, изученная в школе, дополнялась самостоятельно добытой из книг. Литература также выполняла воспитательную функцию. Современную Россию вряд ли можно отнести к странам, жители которых много и регулярно читают. Особенно плачевно дело обстоит с чтением детским и юношеским, хотя именно чтение является основным инструментом познания и развития личности. Без чтения нет профессионального становления, эмоционального и интеллектуального развития, нет и полноценного воспитания.
Воспитанием в СССР занималась не только издательская отрасль. Система образования и общество были настроены на коллективное воспитание каждого молодого гражданина. Четко выстроенная система октябрятской, пионерской и комсомольской организаций поддерживали и подпитывали эту систему. В настоящее время эти организации разрушены, образовался идеологический вакуум. Следствием этого стали пробелы, как в образовательной сфере, так и в воспитательной работе. Нация стала превращаться в «Иванов, родства не помнящих». Невозможно оставаться безразличными в этой ситуации, ведь стирается национальная память о давних исторических событиях и о событиях, изменивших мировую историю совсем недавно, таких как Великая Отечественная война.
Проведенный в 8-9 классах опрос «Что я знаю о войне» показал, что современное поколение, несмотря на проведение множества мероприятий патриотической направленности, о войне знает немного: в работах были названы даты начала и окончания войны, немногочисленные факты, связанные с первыми днями войны, блокадой Ленинграда; 4 ученика из 43 опрошенных вспомнили о Куйбышеве как запасной столице. В одной из работ есть такие слова: «Также фашисты захватили Ленинград, блокада длилась 871 день. Жители Ленинграда выживали, как могли. Фашисты раз в день выдавали хлеб размером со спичечный коробок». Помимо фактических ошибок, я отметила иронию в отношении событий Великой Отечественной: «Большинство народа СССР презирали политику репрессий Сталина…, поэтому очень быстро сдали огромные территории до Москвы. Сталин приказывал сжигать захваченные деревни». Вместе с тем, 10 участников опроса написали о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны, значит, в семьях хранят память, связь поколений не прервана. Опрос школьников и проверка сочинений ЕГЭ показывают огромные пробелы в знании истории у современных подростков.
Так почему современные дети так мало интересуются героическим прошлым? И что с этим делать?
Одна из причин низкого интереса к истории – изменение отношения к чтению из-за предпочтения социальных сетей и Интернета как источников массовой информации для подрастающего поколения. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ) показал, что молодые люди в России от 18-24 лет прочитали в среднем лишь 3,56 книг за три месяца, в то время как респонденты старше 60 лет – около 5,28 книг. Изменились и «книжные предпочтения». Среди опрошенных большинство предпочитает романы о любви – 13%, далее предпочтения разделяются между детективами и классической литературой. Что касается зарубежной современной литературы, она пользуется огромной популярностью среди подростков. Жанр «комикс» набирает все больше фанатов, активно распространяется среди детей, потому что привлекает внимание уникальностью в оформлении истории, фокусируясь на визуальном аспекте, а не на тексте.
Что думают о причинах изменение отношения к общественным проблемам психологи?
- Считается, что ведущим механизмом восприятия искусства и формирования патриотических взглядов является сопереживание, эмпатия, идентификация себя с героем. Но это сложная душевная работа. А современным подросткам интересны другие, менее душевно затратные способы идентификации – компьютерные игры, масс-шоу-культура и т.д. Трудно требовать от детей, чтобы они выбирали более трудный путь. Кроме того, современные подростки вполне сознательно избегают опыта сопереживания, инстинктивно отстраняются от призывов сопереживать, т.к. любое сопереживание делает их более уязвимыми. Потому вместо адаптации к реальной жизни они предпочитают уйти в виртуальный мир.
- Книга (фильм и пр.) перестала быть учителем жизни. Произошла десакрализация литературы. Уроки жизни даёт окружающая жизнь. Увы, поэтому теряет актуальность и литература о Великой Отечественной войне.
- Любой ребёнок, подросток, хотя бы отчасти, живёт в фантастическом, сказочном мире. Всё это усиливается в настоящее время виртуальными компьютерными, телевизионно-рекламными и прочими шоу-мирами. Пределом этой виртуализации становится уход в наркотические миры. Классическая же литература, беседы на патриотические темы, серьезные фильмы представляют «типичных героев в типичных обстоятельствах».
- Один из характерных психологических процессов в современном мире – обесценивание. Патриотизм, как и многие другие ценности предыдущих поколений, обесценился. Патриотом быть трудно – надо действовать. Проще «уткнуться» в телефон, послушать музыку в наушниках.
- Современные дети не воспринимают длинные фразы: высказывания длиннее семи-десяти строк уже не воспринимаются. Это также связано с влиянием информационных технологий: общение в чатах предполагает скорость ответов, и поэтому фразы укорачиваются, теряют орфографический и пунктуационный «облик». К этой особенности мировосприятия современного человека приспосабливается киноиндустрия и издательское дело: режиссеры снимают фильмы, состоящие из нескольких новелл с общей темой, писатели создают произведения небольшого объема, избегая подробных описаний, использования средств языковой выразительности. А ведь именно описания героев, пейзажей, архитектурных объектов, сражений; использование метафор, сравнений, эпитетов и пр. отличают художественную литературу о войне.
- Неразвитость чувства бесконечного, дискретность мировосприятия, сужение идентичности современных подростков также влияют на снижение интереса к истории, литературе, в которой представляется процесс непрерывного развития человечества, формирования личности вне зависимости от эпохи. Для современных подростков существует не ось времени, а ее конкретный отрезок (дискретность мировосприятия, особенность психики человека, которая в первую очередь, воспринимая мир, распознает символы – слова и числа и т.п.; суженная идентичность, где идентичность представляется как свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, экономическим и другим группам или иным общностям).
- Инфантилизм современных подростков. Многие проблемы классической литературы чужды современным подросткам ещё и потому, что они психологически, эмоционально не готовы воспринимать их.
Следует выделить и социальные причины, ведущие к потере интереса к истории, активной общественной жизни.
- Современная индустрия развлечений избаловала подростков. Калейдоскопичность впечатлений приводит к тому, что подростки тяготятся чтением и просмотром серьезных реалистических фильмов и спектаклей как трудным занятием, требующим слишком больших усилий.
- Влияние информационных технологий. В среднем в развитых странах школьники проводят в Сети более 2 часов в день. Наиболее распространённый вид онлайн-активности – серфинг Сети в поисках развлечений (88%). Мы помним другой мир – мир библиотек, людей, читающих в парках и скверах, очередей в книжных магазинах. Но детям и подросткам сравнивать не с чем. Они сейчас и здесь родились, для них это всегда существовавшее пространство. И в книгах, в соответствии с запросами современного общества, они ищут информацию. А Интернет, телеканалы, тематические диски предоставляют им эту информацию быстрее и шире, чем книга, зачастую уже в полупережеванном виде.
- Дифференциация общества, которому просто невыгодно развивать в детях опыт сопереживания: у современных подростков не сформированы официальные идеологические установки, которые в прошлом предлагали пионерия и комсомол.
- Проблема обеднения языка. Основные трудности подросткового чтения, просмотра фильмов, бесед на патриотические темы связаны со словом, основным средством воздействия. Ребята указывают, что «спотыкаются о непонятные слова», «буксуют в длинных описаниях», «просто трудно читать – и все». Богатый язык наших классиков труден для подростков, а пользоваться при чтении словарями они не считают нужным: дополнительные затраты времени, лень, отсутствие навыка. Фильмы о войне содержат трудную терминологию или реалии эпохи, которая для наших детей чужда.
Что же следует делать тем, кто учит новое поколение Z? В первую очередь воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, во-вторых – делать своеобразную «прививку» от войны (показывать «ужасы войны», демонстрируя, что это не игра). Все это следует делать «интерактивно», учитывая особенности восприятия детей.
Один из центральных приемов воспитательной работы – чтение, на уроках и вне школы. В школьной программе не так много произведений о войне, поэтому важно проводить уроки внеклассного чтения на протяжении учебного года, включать в уроки «пятиминутки» патриотического чтения. Важен и подбор произведений. Желательно обращаться к произведениям писателей XX века и современных авторов, пишущих о войне (Э. Веркин «Облачный полк»; Маркус Зузак «Книжный вор», Виктор Голявкин «Мой добрый папа», Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», рассказы Евгений Носова). Современные подростки любят, когда взрослые говорят с ними «по-взрослому», на серьезные темы, а тематика, затронутая в этих произведениях, именно такова.
Важно систематически анализировать эпизоды и короткие рассказы на военную тему при подготовке к экзаменам (Б. Пастернак «Доктор Живаго», Евгений Носов «Живое пламя» К.Г. Паустовский «Начало неведомого века» и др.). Тема таких фрагментов – «ужасы войны».
Для выразительного чтения можно использовать короткие рассказы Сергея Алексеева («Сто рассказов о войне»), Николая Богданова («Рассказы о войне»), Евгения Носова («Кукла», «Живое пламя»), С. Алексиевич («У войны не женское лицо», «Последние свидетели», стихотворения др.)
На уроках русского языка по теме «Интонация. Элементы интонации» можно прослушивать сводки Совинформбюро. Как правило, дикция Левитана потрясает. На этом материале можно провести беседу об особенности языковых средств (эпитеты, антитеза) сводок.
Также можно создавать концепты «война», «мир» (значение, подбор синонимов, антонимов, отслеживание грамматической сочетаемости, фразеологизмы, использование в литературных источниках). Интересная форма работы – создание «Азбуки войны»: ребятам предлагается представить основные, с их точки зрения, понятия войны в алфавитном порядке и коротко охарактеризовать их.
Следует обращаться к материалу фольклора – пословицам, песням о войне. Современные дети пословиц знают мало, им трудно объяснять их смысл из-за наличия устаревших слов.
Хорошо, когда в школе систематически проводятся общешкольные мероприятия, посвященные Параду Памяти, Дню Победы. Тогда с ребятами можно создать сценарии, разумеется, учитывая возрастные особенности. В 5-6 классах – дети на войне («Баллада о банке варенья» Радкевича, «Концерт в госпитале» Р. Рождественского, например), в 7-8 классах – любовь на войне, в старших классах – война в разные эпохи (образ матери в стихотворениях Некрасова «Внимая ужасам войны», Е. Винокурова «Москвичи», песнях из репертуара «Голубых беретов».
Следует использовать на уроках и во внеурочной системе художественные и документальные фильмы «Великая война», «История российского флота», «История российской авиации» и др. Мне очень нравится смотреть передачи канала «Культура» из цикла «Моя великая война» (Галина Короткевич, Игорь Николаев, Николай Литвиненко и др.). Они непродолжительны, информативны, содержат личную информацию, а потому интересны ученикам. Нужно обязательно комментировать на уроках фильмы о Великой Отечественной, которые снимают в наши дни, анализировать, писать рецензии.
Программа по литературе предполагает работу с песнями военных лет. Но можно подкреплять её прослушиванием песен на переменах.
Ещё несколько форм внеурочной работы – создание ридеров (особый вид опорного конспекта, в структуру которого входят 1) обложка, 2) текст для аналитической работы, 3) поисковое задание, 4) задание на сопоставление, 5) задание на систематизацию информации, 6) творческое задание) по итогам посещения музеев (реальных и виртуальных на сайте Культура.РФ), экспозиции «Россия. Моя история». Работа над ридером – всегда командная, объединяет ребят, позволяет пообщаться. Кроме того, обучающиеся распределяют задания, исходя из собственных интересов, поэтому активно включаются в работу.
Интересны и задания по созданию фильмов, лэпбуков (книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему), скрап-альбомов (альбомов с красиво оформленными при помощи аппликации фотографиями и рисунками) о прадедах-героях войны и тыла; задания по созданию странички соцсети, которая могла бы быть у героев войны. В этих случаях современные формы представления материала требуют обработки большого объема материала, мобилизации усилий коллектива учеников или семьи.
В общую практику вошло создание сценариев экскурсий по школьному или виртуальному музею. Это можно связать с исследовательской и проектной работой на военную проблематику (анализ писем с фронта – письма семьи Алёшиных; анализ сводок Совинформбюро – языковые средства, используемые в этих произведениях; исследование образов плакатов периода Великой Отечественной войны, создание книги Память класса,
Важно поощрять участие ребят в конкурсах творческих работ, для этого информировать их о подобных мероприятиях и помогать в редактировании сочинений.
Итак, чтобы решить проблему «вялого» патриотизма, следует учитывать психологические особенности современных подростков, особенности устройства современного общества, включать в работу новые приемы работы, активно использовать средства Интернет.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Дискрет или дигитал: почему его выделяют в отдельный психотип? https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/digital.html
- Интернет-словарь «Википедия». Понятие «идентичность». https://ru.wikipedia.org/wiki
- Водатурская А.И. О бедном читателе замолвите слово…// Школьная библиотека: сегодня и завтра. – № 7. – 2016. — с.20-28.
- Цифровой мир, в котором аутсайдер Япония, а лидер – Иордания. // Школьная библиотека: сегодня и завтра. — № 7. – 2016. – с.40-47.
- Инфоурок. https://infourok.ru/doklad-povishenie-interesa-k-chteniyu-u-podrostkov-1552859.html
- Литерагуру. Статистика чтения в России и мире. https://literaguru.ru/statistika-chteniya-v-rossii-i-mire/
- Моя великая война. https://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/32647
- Изучение чтения подростков. allbest.ru. https://revolution.allbest.ru/sociology/00239273_0.html