Алексеев Александр Петрович, советник Генерального директора издательства «Русское слово – учебник», г. Москва |
«Современные подходы к реализации духовно-нравственного направления
внеурочной деятельности в контексте стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Аннотация: В статье освещены основные подходы к реализации одного из основных направлений внеурочной деятельности – духовно-нравственного. Они были обозначены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приведены механизмы реализации данного направления через учебно-методические комплексы в системе школьного и дополнительного образования.
Одним из важнейших компонентов образования является воспитание подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Эти положения закреплены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В ней определяются основные ориентиры в воспитании детей на основе российских традиционных ценностей, а именно: развитие у детей нравственных чувств, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, воспитание уважения к культуре, языкам традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, расширение сотрудничества между государством и обществом. В Стратегии определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Особая роль отводится формированию у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за настоящее и будущее России.
Наибольшего внимания педагогов требует именно нравственная сфера личности обучающихся: многие дети уходят от реальности в виртуальный мир комьютерных игр и социальных сетей, черпают модели поведения в «глянцевых» телевизионных шоу и назойливой рекламе, совершают асоциальные действия и поступки. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. В период стремительной глобализации и цифровизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте. Проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствия в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность на собственном опыте проверить свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Огромный потенциал для этого несет в себе внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности и осуществляется по пяти направлениям, ведущим из которых является духовно-нравственное.
Духовно-нравственное воспитание реализуется по нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, обязанностям и свободам человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Стратегия предусматривает также повышение качества преподавания гуманитарных предметов, обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. В этом контексте изучение дисциплин и организация внеурочной деятельности, ориентированных на знакомство с православной культурой, является неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщением обучающихся к духовному достоянию, развитием социального опыта, кругозора и мировосприятия, формированием культурной идентичности и гражданской позиции, и напрямую связано с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). ФГОС начального общего образования определяет положение о том, что все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Знакомство с основами православной культуры выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих духовно-нравственных и религиозных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий.
В связи с этим исключительна роль личности самого педагога. Учитель стоит на одной из самых первых ступенек духовно-нравственного возрождения нашего народа. И дети ждут от взрослых чтобы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Через обретение духовного опыта, основанного на традициях православия, возможно формирование духовно-нравственной личности. Для этого педагогу необходимо решить ряд задач, а именно: 1) установление личных связей ученика с православной культурой, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого; 2) раскрытие духовных основ отечественной культуры, которая насквозь пронизана христианским учением; 3) воспитание патриотических чувств, поскольку православие теснейшим образом связано с патриотизмом, так как выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина.
Важную роль в решение этих задач играет учебно-методический комплекс (далее – УМК), который включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и образовательные технологии и информационно-образовательную среду. В УМК системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается общими принципами структурирования изложения материала, когда в основе структуры лежит тема, общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основой курсов, раскрывающих универсальные нравственные принципы различными средствами. Через УМК четко проводится мысль о важности уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации
В настоящее время активно идет формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое включает в себя целый ряд компонентов. Это, прежде всего, обучение как классно-урочная деятельность в соответствии с ФГОС. Очень важной составляющей является дополнительное образование детей, которое реализует дополнительные образовательные программы и представлено учреждениями культуры и спорта, Дворцами творчества, детскими экологическими центрами, школами искусств и т.д. По прогнозам ученых 2023-2025 годы станут временем, когда школы займут производное место по отношению к дополнительному образованию детей. Необходимо выделить еще информальное образование, которое включает спонтанное образование индивида и реализуется за счет собственной активности личности в насыщенной культурно-образовательной среде. В новое образовательное пространство входят также неформальное образование, представленное негосударственным сектором, и внеурочная деятельность.
В этом контексте особую значимость приобретают современные воспитательные практики. Издательство «Русское слово» реализует комплексный социально-образовательный проект «Современные практики воспитания детей и подростков», который устремлен в будущее, в развитие человеческого капитала будущих поколений граждан России. Проект полностью соответствует ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, обеспечивает освоение обучающимися социальных знаний, позволяет активно включиться в общественно-политические процессы страны и противостоять негативным факторам влияния внешней среды. Проект позволяет решить актуальные вопросы воспитания и социализации, а именно: формирование гражданской активности и развитие социально значимых образовательных практик на основе развития добровольчества (волонтерства), профориентация и проблема выбора профессии, информационная безопасность, профилактика насилия в ученической среде (буллинг), развитие творческой активности детей, работа с одаренными детьми и подростками, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей и подростков, отдых детей в каникулярное время. По каждому из направлений создан учебно-методический комплекс, включающий учебные пособия, рабочие тетради, программы, методические рекомендации для педагогов и пособия для родителей.
Учебно-методический комплекс по развитию добровольчества в школьной среде «Дорогою добра» первый в России полный завершенный комплект по организации и развитию добровольчества в школе и системе дополнительного образования. Он позволяет обучающимся приобрести коммуникативные навыки и социальные компетенции, получить опыт работы в команде, научит ценить и уважать любой труд, договариваться и вести диалог, конструктивно решать проблемы, а главное, ответственности за порученное дело. Данный проект успешно реализуется в рамках общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников.
Формированию культуры информационной безопасности способствует реализация УМК по кибербезопасности. Он призван научить детей как обезопасить себя в цифровом пространстве, вовремя распознавать онлайн риски, защитить свои персональные данные и управлять ими, успешно разрешать проблемные ситуации в сети Интернет. Создать модель антибуллинговой работы в образовательной организации, а также показать возможности этой работы на практике призван курс «Мир без агрессии».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В связи с этим чрезвычайно важно использовать педагогически целесообразные проекты и программы, которые создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуры, а также способствуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.