«Краеведение как основа патриотического воспитания подрастающего поколения»
(Некоторые итоги развития Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество» за 1993 -2019 годы)
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Интерес к богатству многовековой истории России, ее культурному и природному наследию становится отличительной чертой нашего времени. Разрушение культурного наследия ведет к утрате преемственности поколений, к негативным процессам в общественном сознании и воспитании молодого поколения. В сбережении народной памяти, сохранению подлинной, неискаженной истории немалая роль принадлежит краеведению.
В последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческого движения среди обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения «Отечество» — школьники и педагоги – совершают экспедиции по родному краю, экскурсии, походы по местам ратной славы, ведут описание памятников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
В1987 г. академик Д. С. Лихачев в беседе о значении изучения местной истории как «основы, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества» высказал пожелание об обязательном преподавании краеведения в школе и о развитии теории краеведения для создания научно обоснованных учебных программ1.
Комплексная программа туристско-краеведческого движения «Отечество», разработанная, совместно Центром детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования России (сейчас – Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения) и Союзом краеведов России, действует с 1993 года. Вследствие своей демократичности и открытости программа «Отечество» помогает свободному проявлению творчества юных краеведов, дает новые возможности раскрыться как самим участникам, так и их педагогам. Федеральная программа предполагает и стимулирует разработку региональных и местных туристско-краеведческих программ.
Ежегодно проходит ряд Всероссийских краеведческих форумы юных исследователей: Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ участников движения «Отечество», краеведческие олимпиады, чтения, слеты юных краеведов-туристов. В них стремиться участвовать каждый юный краевед России.
Анализ этих работ подтверждает, что в России поступательно развивается учебно-исследовательская краеведческая деятельность. И это происходит несмотря на то, что не во всех субъектах Федерации краеведение преподается в рамках национально-регионального компонента, не везде есть краеведческие объединения в образовательных организациях. Из года в год повышается средний уровень работ. А работы некоторых юных краеведов представляются действительно серьезными научными исследованиями, вводящими в научный оборот новые, ранее неизвестные факты и явления.
Многие работы выполнены интересно, построены на исторических источниках, материалах, связанных с краеведческим поиском, таких, как воспоминания участников событий, архивные документы, письма, фотографии. Ряд работ связан с поисковым движением. Особенно ценно, что учащиеся активно принимают в нем участие и делятся собственным опытом. Многие работы содержат большой иллюстративный материал. В подавляющем большинстве работ ощущается собственная позиция юного исследователя, его собственное отношение к исследовательской теме, актуальность, отмечаются новые или малоизвестные исторические факты, а иногда и открытия.
(Слайд 1 презентации).
На секции «Военная история» постоянно появляются очень интересные работы. Например, можно выделить достаточно большую группу работ, в которых объектом изучения стало участие близких родственников в Великой Отечественной войне. Дети не только пытаются рассказать об участии в войне своих предков, но и показать особые черты их характера: мужество, отвагу, героизм, преданность долгу и т.п. — именно эти черты и свойства характера чаще всего выделяют юные краеведы. С достоинством и гордостью рассказал ученик 9-го класса средней школы № 74 г. Челябинска Саша Чухарев о том, как его прадед летчик-истребитель В. П. Еремеев совершил первый ночной таран в истории Великой Отечественной войны в ночь с 21 на 22 июля 1941 г. Рассказал он, как долго друзья героя и краеведы средней школы № 1 города Аши Челябинской области собирали по крупицам сведения, подтверждающие этот факт и как, наконец, после Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1995 г. семья получила Золотую Звезду и Грамоту о присвоении Е. П. Еремееву звания Героя Советского Союза (посмертно).
С такой же гордостью пишет ученица 10-го класса средней школы № 28 г. Кирова Татьяна Гаврилова о своем дедушке, выпускнике «Школы юнг» Е.С. Жуйкове, который, будучи в свои 17 лет штурманским радистом линкора «Севастополь», в октябре 1944 г. в условиях сильного шторма поднялся на 30-метровую мачту и исправил соединительный кабель, восстановив работу радиопеленгатора, что позволило вывести корабль с минного поля. Юный моряк спас не только корабль, но и 1800 человек, находившихся на его борту, за что и был награжден медалью «За боевые заслуги». Кроме того, за сравнительно небольшой период участия в войне Е.С. Жуйков был награжден орденом Отечественной войны 1 степени и медалями «Ушакова», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией».
Особого внимания заслуживают работы учащихся, связанные с захоронениями советских воинов, участников ВОВ. Важно, что к этой работе юные краеведы относятся с огромным чувством понимания значимости своей работы. Прекрасные небольшие видеофильмы в ходе презентации являются ярким вспомогательным материалом.
Хотелось бы как подтверждение, привести работу ученика 10 класса кадетского корпуса Руслана Заволокина из г. Томска. Она раскрывает поисковую деятельность отряда «Прометей». Юные краеведы отряда сумели за 25 лет его деятельности найти 4689 солдат и офицеров, установить имена 172 погибших.
Изучение истории семьи — исследования, главными источниками которых являются семейные реликвии (фотографии, предметы быта, одежда, воспоминания — т.е. реалии семейной памяти) являются часто ключевым направлением краеведческой работы в условиях молодого города. В контексте школьных уроков она может быть организована с помощью творческих проектов. Такой проект начинается с исследования тем “Откуда я родом” и “Моя родословная”, в которых учащиеся с помощью родителей, бабушек, дедушек и других родственников пытаются выяснить где, в какой части страны находятся корни семьи, собирают биографические данные о предках, данные о фамилии. Когда и при каких обстоятельствах семья приехала в город, сохраняются ли в семье элементы и предметы быта, язык, традиции народа и т.п.? Все это помогает в какой-то степени отобразить культурный пласт многонациональных городов. Эти исследования помогают учащимся взглянуть на историю через призму личного восприятия, осознать себя и свою семью участниками исторического процесса, по-другому, с большим уважением относиться к родственникам, укрепить взаимопонимание между поколениями.
На ряде интересных работах стоит остановиться подробнее.
Юлия Кобякова из Санкт-Петербурга поведала об удивительной, необычной судьбе своего деда Ф.У.Шевчука, волей обстоятельств, в годы Великой Отечественной войны, разлученного со своей семьей, вынужденного сменить имя, фамилию и, даже, национальность, и после долгих 52 лет встретившимся, наконец, со своим братом. Москвичка Елена Агеева, изучавшая свою родословную несколько лет, выяснила, что среди ее предков были дворяне Кублицкие, чей род восходит к XV веку, и что среди представителей этого рода было несколько писателей.
(Слайд 2 презентации).
Следует обратить внимание на значительное увеличение работ на секции: «Земляки» (в 3 раза) и «Культурное наследие» (в 2 раза). А на секциях «Военая история» и «Летопись» – уменьшение в 1,5 раза. А так же отметить уменьшение работ по археологии и экологии почти в 2 раза, по геологии – на 25%.
Анализируя данные следующей диаграммы, следует опять обратить внимание на значительное увеличение работ на секции: «Земляки» (в 4 раза) и «Культурное наследие» (в 3,5 раза). А так же отметить уменьшение работ по археологии в 3,5 раза и экологии в 2 раза, геологии. Что является прямым следствием усложнение процесса выезда детей в полевые экспедиции и сокращение количества этих форм работы с детьми.
(Слайд 3 презентации).
Отдельно следует остановиться на активных формах краеведения. То есть на экспедициях, походах с достаточным краеведческим компонентом, слетах юных краеведов-туристов.
Именно на таких формах краеведо-туристской деятельности следует сделать акцент нашим центрам и станциям. Материал для таких краеведческих исследований добывается в активном поиске. А компьютер служит уже только для обработки и написания доклада.
Всероссийский слет юных краеведов-туристов по масштабам задач выходит за рамки обычного туристского слета школьников. Поэтому среди целей и задач, стоящих перед организаторами, отметим следующие:
— слет юных туристов-краеведов проводится не просто как соревнование, а как некий форум юных краеведов России, обеспечивающий живое творческое общение, обмен опытом, взаимное погружение в жизнь отдельных городов и деревень, регионов, в жизнь всей страны;
— слет проводится в такой форме, которая обеспечила бы взаимное обогащение краеведческих направлений исследовательской работы с детьми в различных областях человеческой деятельности;
— слет — это смотр достижений, анализ содержания и результатов в поисковой, учебно-исследовательской работе юных краеведов России;
— слет помогает выявить и поддержать ищущих педагогов, активно реализующих данные образовательные программы, поддержать регионы России, в которых краеведение является составной частью учебно-воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а региональное руководство уделяет краеведению особое внимание;
— слет призван объединить тех педагогов и целые педагогические коллективы, для которых воспитательная система построена на том или ином направлении краеведческой работы. Работа эта проводится под единой объединяющей социально значимой целью внедрения в повседневную практику педагогически организованной учебно-исследовательской деятельности;
— слет — это обучение юных краеведов новым исследовательским умениям и навыкам по различным исследовательским направлениям и различным исследовательским технологиям через систему уроков на местности;
— слет так же играет отчасти роль педагогического совета педагогов-краеведов России, где проводится обмен опытом, сопоставление и корректировка краеведческих программ внешкольной работы с детьми, координация деятельности образовательных коллективов и другой методической работы.
(Слайд 4 презентации).
Программа слета представляет собой на сегодняшний день следующие обязательные виды:
- Полевая конференция. Учащиеся выступают на ней с докладами по итогам учебно-исследовательских работ, проведенных в своих туристско-краеведческих (туристско-экологических) объединениях.
- Краеведческий (экологический) контрольно-туристский маршрут.
- Разработка историко-этнографического маршрута (экологической тропы).
- Описание краеведческого (экологического) объекта.
5.1. Обычаи и обряды моего народа (для гуманитарного направления).
5.2. Мини-исследования (для естественнонаучного направления).
- Конкурс представления команд.
- Конкурс знатоков – краеведов.
- Конкурс «Туристские навыки и быт».
Особенно интересными представляются «Контрольно-туристский маршрут», «Разработка историко-этнографического маршрута (экологической тропы)», «Обычаи и обряды моего народа» и «Мини-исследования». Это те конкурсы, которые не встречаются на других краеведческих форумах.
(Слайд 4 презентации).
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 19190 музеев, в том числе:
— исторических – 4090;
— военно-исторических – 3990;
— комплексных краеведческих – 6170
— других направленностей — 4940.
(Слайд 5 презентации).
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа – выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками — ветеранами войны и труда, вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, Уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.
Министерство просвещения Российской Федерации рассматривает музеи образовательных организаций как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Оно рекомендует образовательным организациям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и охранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных организациях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных организаций, эффективно работающих в данной области.
(Слайд 6 презентации).
Вместе с тем, многие музеи образовательных организаций продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов – энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Динамика закрытия музеев дана оценочно. Точные данные из регионов отсутствуют.
Источники:
- Протоколы Всероссийских конкурсов обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» 1996-2019 гг., Москва, архив ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК.
- Протоколы Всероссийских слетов юных кравеведов-туристов 2001-2019 гг. Москва, архив ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК
- Отчеты о проведении паспортизации школьных музеев 1996-2018гг. Москва, архив ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК.
- http://turcentrrf.ru/ -сайт ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК.