Стародуб-Афанасьева Яна Юрьевна, автор семейной краеведческой игры «Самый-самый Благовещенск»,
|
«Захватывающее краеведение. “Самый-самый Благовещенск”:
формы вовлечения молодежи в интерактивное краеведение»
Доклад в рамках XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
30 января 2019 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей начинается с трепетного отношения к своей малой Родине. Только ощущение «корней», владение выдающимися фактами из истории своего края и на их примере –осознание спектра возможностей для реализации своих целей – только эти составляющие способны воспитать в подрастающем поколении любовь к своему краю, к своему делу; на примере земляков, достигших мировой славы, заложить в детях основы духовности, нравственности и сильного характера.
В июле-сентябре 2017 года в Благовещенске был проведен социологический опрос. Трем тысячам респондентов было предложено ответить на вопросы относительно людей и фактов, которые прославили Благовещенск на всю страну и на весь мир, – от момента основания города до настоящего времени. Вопросы были разделены на две категории: вопросы о современниках и вопросы об исторических персоналиях. На первую категорию вопросов (о чемпионе мира по карате, проживающем в Благовещенске, о современных медицинских изобретениях) верно ответили 12% респондентов. На вопросы второй категории (персоналии XIX–XX вв.) верно ответили лишь 1,4% респондентов! Этот результат, на первый взгляд, невероятный, но при ближайшем рассмотрении – ожидаемый и предсказуемый. Люди – и дети, и подростки, и взрослые – не могут знать о своих героях, если эти герои не позиционируются горожанам как герои, или если о них просто-напросто ничего неизвестно.
Проект «Самый-самый Благовещенск» направлен на поиск и популяризацию реалий, персоналий, фактов, которые прославили Благовещенск на всю страну и даже на весь мир, а также обо всем первом в городе. Аудитория проекта – семьи, в которых есть дети школьного возраста, студенты. Основной принцип – интерактив, вовлечение горожан в проект, создание условий, при которых они становятся активными действующими лицами Истории.
Выпуск 1 игры «Самый-самый Благовещенск» вызвал небывалый ажиотаж среди горожан. Все чаще можно услышать слова «Нам, оказывается, есть кем гордиться», «Чтобы стать великим, не обязательно уезжать из города, и примером тому десятки выдающихся ученых, спортсменов, врачей, которые, имея мировую и всероссийскую славу, всю жизнь прожили в Благовещенске».
За короткое время «Самый-самый Благовещенск» стал визитной карточкой города и области. Случилось это благодаря тому, что в потоке информации о городе были верно расставлены акценты и выбрана единственно правильная в данном контексте форма работы – игра.
Игра – это ведущий вид деятельности человека от рождения до смерти, и этот принцип лег в основу издательского проекта «Самый-самый Благовещенск». Огромный пласт исторического материала, который в формате черно-белых многостраничных фолиантов вызывают у детей скуку и даже раздражение, может быть воспринят детьми с радостью и интересом, если применить к этому материалу верные педагогические приемы.
Принципы подбора материала для игры «Самый-самый Благовещенск»:
- Временной охват – вся история Благовещенска (с 1856 года до наших дней).
- «Самые-самые» материалы специально подбираются из абсолютно разных областей – медицина, спорт, искусство, изобретения и т.д.
- Вопросы принципиально не разбиты по хронологии, они подчиняются только территориальному фактору (например, в первом вопросе дети узнают, что «в этом здании в 1894 году появился первый телефон», второй вопрос из 1910 года: «Какой номер нужно было назвать телефонистке, чтобы вам ответил хирург, который впервые в мире в Благовещенске провел сложную костно-пластическую операцию на голени?», следующий вопрос касается близлежащего тира, в котором тренировался 29-кратный чемпион мира по пулевой стрельбе, и т.д.) Таким образом, история становится осязаемой, дети начинают понимать, что буквально каждый сантиметр благовещенской земли заполнен уникальными событиями, по этой земле ходили выдающиеся люди, причем выдающиеся в совершенно разных областях.
- Принцип «Самого-самого». Информация для игры подбирается только та, которая отвечает принципу «люди и события, которые прославили Благовещенск на всю страну и на весь мир; самое-самое для горожан и всё самое первое в городе (первый телевизор, первое мороженое, первый дом и т.д.)».
- Принцип достоверности. Каждый факт должен быть документально подтвержден архивными материалами, причем копии этих материалов должны быть представлены в игре, чтобы ребенок мог сам «прикоснуться» к истории.
Последний принцип определяет основных партнеров проекта. Это Государственный архив Амурской области, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, архив Благовещенской епархии; также материалы взяты из Государственного Военно-исторического музея Москвы, архивов Санкт-Петербурга, Хабаровска, Томска, Новосибирска, Владивостока, из частных коллекций.
Консультанты проекта – известные историки, архитекторы, краеведы Благовещенска:
Создание игры включает следующие этапы:
- Формирование команды проекта: историки, краеведы, архитекторы, художники, дизайнеры, фотографы.
- Подбор необходимой литературы, в том числе краеведческой и редких изданий.
- Работа в архивах, музеях, с частными коллекциями.
- Оповещение горожан посредством СМИ о предстоящем выпуске игры, привлечение всех желающих к исследовательской работе.
- Подбор и систематизация собранных материалов.
- Разработка маршрута.
- Работа с фотографами: фотографирование всех объектов квартала для создания карты; создание интерактивных карт «Было-Стало» (при наложении специальной кальки ребенку видно, что изменилось в здании за 50-150 лет).
- Работа с художником по созданию карты маршрута.
- Разработка игры: правила, вопросы, информационные карты, наклейки; квестовый и настольный этап игры.
- Обработка материалов и написание текстов для информационных карт.
- Работа с редакторами и научными консультантами: научная и литературная правка текстов.
- Работа с дизайнером по созданию информационных карт, наклеек, игровых карт, коробки.
- Апробация проекта школьниками и их семьями (в апробации 2017 года приняли участие многодетные семьи с приемными детьми); внесение корректировок, необходимость в которых стала очевидна во время апробации проекта.
- Издание игры тиражом 1500 экземпляров.
- Презентация игры для школьников, учителей, студентов, горожан.
- Проведение общегородсокго квеста на кубок мэра города.
В состав игры входят правила, двусторонняя карта квартала города формата А2, наклейки, лист ответов, 12 игровых карт для настольного этапа игры и 55 основных карт: информационные карты с основным текстом, карточки с архивными материалами, газетными статьями, документами и интерактивные карты «Было–Стало», с их помощью можно узнать, как изменились благовещенские дома и улицы.
Школьникам предоставляется выбор нескольких форм участия в проекте «Самый-самый Благовещенск». Это может быть участие на стадии поиска материалов, исследовательской работы, подготовки игры, а также непосредственно участие в общегородском либо индивидуальном квесте.
Массовую работу со школьниками предполагает общегородской квест на кубок мэра Благовещенска. Квест стартует на следующий день после презентации игры и может быть повторен любое количество раз. Его цель – формирование патриотического сознания школьников Благовещенска и приобщение их к уникальной истории родного края.
Важно, что проект «Самый-самый Благовещенск» стал не одноразовой акцией, а прочно вошел в учебный и внеучебный процессы школ Благовещенска: квест «Самый-самый Благовещенск» проходят как отдельными классами, так и целыми школами. Комплект игры – это готовые материалы, а также методическое подспорье для любого учителя и классного руководителя в работе с детьми.
Перед ребенком – красивая коробка со множеством карточек и наклеек, и ребенка ждет захватывающее путешествие с вопросами, ответы на которые предстоит искать самому, – что может быть привлекательнее для школьника? Однако ребенок не подозревает, что пресловутое «духовно-нравственное воспитание», о котором твердят многие федеральные программы, но которые, к сожалению, зачастую остаются только на бумаге, – происходит здесь и сейчас, в игре, в поиске.
Широкий общественный резонанс, который вызвал проект, его количественные и качественные показатели, впечатлили даже создателей проекта.
Количественные показатели.
За 3 года работы было издано 3 выпуска игры «Самый-самый Благовещенск», в проекте приняло участие около 8000 человек, в работу вовлечены ученики 25 школ города, студенты 4 вузов, 48 учителей истории, классных руководителей и завучей по воспитательной работе школ города. Состоялось 3 общегородских квеста и 150 квестов среди маленьких групп. В ходе подготовки игры было задействовано и переработано 77 книжных изданий, более 5000 архивных документов и более 1000 фотографий.
По данным Амурской областной научной библиотеки им. Н.Н. Муравьева-Амурского, 67 школьников после прохождения квеста обратились в библиотеку в поисках дополнительной информации по заинтересовавшим их темам. По данным Государственного архива Амурской области, с тем же вопросом к ним обратилось 82 человека (и школьников, и взрослых).
В 2018 году проект получил грант Президента РФ от Фонда президентских грантов в размере 2 700 000 рублей. К проекту также удалось привлечь 32 коммерческих организации, которые обеспечили конкурсантам призовой фонд в размере 1 300 000 рублей: кроме призов, победители получают путевки в языковой лагерь и сертификаты на годовое обучение в престижные школы города.
42 исторических факта МИРОВОГО и Всероссийского масштаба стали ОТКРЫТИЕМ для благовещенцев, факты были найдены в фондах Госархива и в частных коллекциях, ранее ни в исторической литературе, ни в СМИ они опубликованы не были.
Качественные показатели.
Налажена работа со всеми образовательными учреждениями города, с администрацией города Благовещенска, с Управлением образования администрации города и Правительством Амурской области. Проект проводится под патронатом и с благословения архиепископа Благовещенского и Тындинского Лукиана. В проекте приняли участие ведущие краеведы и историки Амурской области. Достигнуты договоренности с руководителями всех культурно-исторических объектов Благовещенска, таким образом, вся информация, представленная в игре-квесте «Самый-самый Благовещенск», исторически выверенная, не допускает приблизительности и неточностей. Важно, что детям предоставляется не выжимка из документов, а копии реальных архивных документов (первый подобный опыт городе), это учит школьников искать первоисточник и составлять свое мнение о том или ином историческом факте не по «пересказу», а по реальным документам.
В СМИ «Самый-самый Благовещенск» был назван самым ожидаемым и самым успешным издательским проектом Амурской области 2017-2019 годов.
«Мурашки по коже, сердце замирает от той информации, которая представлена в игре. Я абсолютно уверена, что именно этот проект позволит очень многим жителям города не только сделать для себя открытия, но и почувствовать, что они живут в самом-самом лучшем городе на Земле». (Мэр города Благовещенска В.С. Калита)
«Тот факт, что краеведение может быть захватывающим, потряс не только детей, но и взрослых». (Министр образования и науки Амурской области С.В. Яковлева)
«Мы живем в удивительном месте! Сегодня вы по сути дела оживили историю нашего города, спасибо вам за это!» (Заместитель председателя правительства Амурской области О.В. Лысенко)
«Этот проект – и для взрослых, и для детей! Искренне призываю Божье благословение на это великое дело!» (Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан)
Соцсети школьников и их родителей заполонили восторженные отзывы о квесте:
«Я действительно восхищаюсь сейчас нашим городом. У него очень интересное прошлое. Я считаю, что этот проект легендарный!» (Велина Савицкая, 10 класс, школа п. Чигири)
«Игра оказалась настолько захватывающей, что даже несмотря на такую метель, мы вышли, чтобы пройти тропами наших праотцов, прочувствовать, как они осваивали наш Амурский край. С нетерпением ждем продолжения игры!» (Максим Никитин, ученик 8 класса школы №25)
«Сколько удивительных открытий! И всего лишь за один проход по одному кварталу, по которому мы всю жизнь ходили… Ходили и не знали…» (Семья Трюхан, школа №14)
«Мы закончили это крутое путешествие! Это не просто квест, в ходе которого мы узнаем много новых исторически фактов, – это потрясающая игра, которая объединяет всю семью!» (Семья Таратон, школа №26)
На базе «Самого-самого Благовещенска» разработана методическая основа для обучения специалистов из районов созданию модели игры для своих населенных пунктов. На данный момент авторами разрабатывается интерактивная карты «Самая-самая Амурская область». Очевиден выход на всероссийский уровень. Небывалый успех игры «Самый-самый Благовещенск» среди благовещенцев дает основание предполагать, что такой же успех будут иметь игры «Самый-самый Новосибирск», «Самый-самый Челябинск», «Самый-самый Ярославль» и т.д. среди жителей этих городов. Ведь каждый город уникален – и в первую очередь, выдающимися людьми, которых этот город подарил миру. Знать о них и о событиях мирового масштаба, имевших место в этих городах, – значит любить свой город, любить жизнь и всё время ДЕЙСТВОВАТЬ. Неважно, Благовещенск это или Москва, Новосибирск или Челябинск, – каждому городу есть кем и чем гордиться, в каждом городе есть нечто, что выделяет его не только среди других городов России, но и в мире. Каждый город – без преувеличения самый-самый, если его жители умеют правильно расставлять акценты. «Самая-самая» игра способна воспитать «самых-самых» людей – духовно богатых, высоконравственных, патриотов своего города и своей страны.
Список литературы:
- Я. Ю. Стародуб-Афанасьева. Самый-самый Благовещенск. Маршрут 1. – 2017 год.
- Я. Ю. Стародуб-Афанасьева. Самый-самый Благовещенск. Маршрут 2. – 2019 год.
- Я. Ю. Стародуб-Афанасьева. Самый-самый Благовещенск. Маршрут 3. – 2018 год.