Калёнкова Ольга Сергеевна, аспирант кафедры истории УГПУ
|
«Православное краеведение: из опыта работы храма, библиотек и образовательных организаций
с. Большие Ключищи Симбирско-Ульяновского края»
Доклад в рамках XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
30 января 2019 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Исторически сложилось, что село Большие Ключищи имеет богатую духовную культуру.
В 1669 году служилые казаки Симбирско-Карсунской засечной черты, объезжая правый берег Свияги, обнаружили несколько бьющих родников (ключей), на месте которых было решено основать село. Так в трех десятках километров от симбирской крепости появились Большие Ключищи, которые в ближайшие выходные отметят свое 350-летие.
После отмены крепостного права на каждую из 1583 ревизских душ в селе пришлось почти по пять десятин земли. Это позволило ему превратиться в своеобразный торгово-промысловый центр края.
Большие Ключищи не раз баловали своим монаршим вниманием особы Императорского дома. 205 лет тому назад, в сентябре 1814 года, Александр I проездом из Симбирска в Самару останавливался здесь пообедать. А летом 1837 года будущий император Александр II (тогда — цесаревич) тоже проездом отстоял в селе обедню и посетил удельный приказ.
В селе Ключищах первая церковь была построена в 1712 году, когда она обветшала в 1770 году, была построена вторая. Первая и вторая постройки были деревянные с таковыми же колокольнями и имели по одному престолу во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 1 октября (14 октября) — праздник Покрова Пресвятой Богородицы являлся главным храмовым праздником.
22 июня 1866 года приступили к постройке нового храма по плану и фасаду, составленному 12 июня 1865г.
Храм построен в духе русского романтизма XIX века, отличается простотой и строгостью форм. В его декоре использованы детали древнерусской архитектуры: ложные закомары в храмовой части дают ощущения нарядной легкости, резное луковичное завершение наличников над арочными проемами окон как бы повторяет венчающие главы куполов.
2 октября 1872 года церковь была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя пределами: во имя Святых Апостолов Петра и Павла и Святого Александра Невского.
Библиотека у Ключищенского округа Симбирского уезда помещалась в Ключищенском Покровском храме и была очень книгами богата.
31 января 1904 года за преподавание закона божия священник Александр Серебров получил письменную благодарность. С 2 марта священник Александр Серебров состоял библиотекарем у округа Симбирского уезда[1].
В соответствии с законом об отделении церкви от государства в 1927 году Ульяновский РИК полностью передала метрические книги за 1781 по 1918 год взятые в 1918 году из Покровской церкви в Ключищенский Совет[2].
Практически почти не сохранилось документов по Ключищенской Покровской церкви послеоктябрьского периода. И лишь по косвенным данным можно узнать о священнослужителях этой церкви. Так, например, в списке благочинных Ульяновской Епархии Патриаршей ориентации за 1930 год значится в Ульяновском районе 2 благочиние села Ключищ протоиерей Владимир Александрович Алмазов[3]. В другом деле о закрытии церквей за 1930 – 1931 год в селе Ключищах проходит церковь действующая. Обслуживают её 2 священнослужителя[4].
В списке религиозных и церковно – служителей Ульяновского района за 1931 год написано, что в Селе Ключищах 1-ая функционирующая церковь. При ней священник Серебров Александр Николаевич, 1885 года рождения, диакон Филиппов, 1894 года рождения, псаломщик Чернов Василий Михайлович, 1879 года рождения[5].
Храм на селе это не только духовный центр, а в первую очередь просветительский.
Советский период в истории нашей страны внес свои коррективы, но традиции духовно-нравственного воспитания на Ключищенской земле не прерывались никогда.
В изменившихся социально-исторических условиях мы не бросаемся в крайности, а строим свою деятельность по данному направлению, обновляя формы, сохраняем суть. Наполнились новым содержанием традиционные формы работы по изучению истории родного края и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
На протяжении многих лет налажено тесное сотрудничество с духовным наставником нашей школы, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Михаилом (Качаловым), совместно с которым ведется плодотворная работа в двух направлениях:
- В урочное время – учебный предмет ОРКСЭ относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, на родительском собрании родители, уже на протяжении 8 лет выбирают модуль «Основы Православной Культуры». Рабочая программа по ОРКСЭ включает краеведческий раздел. Например, на уроке ОПК «Храм» учащиеся знакомятся с историей образования нашего села, узнают о том, когда был построен наш храм и из каких частей он состоит.
- Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности в школе реализуется по авторской комплексной образовательной программе внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Возроди мир в своей душе» (автор, учитель ОРКСЭ, высшей категории Калёнкова О. С.)
С 2012 года в нашей школе введен внеурочный курс «Родные истоки» 1-4 класс и в 5-9 классе «Духовные родники родного края». Главная задача курса «Родные истоки», «Духовные родники родного края» — развитие у школьников интереса к истории родного села, своей малой родине, как части огромной России. Содержание изучаемого материала предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо-поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Краеведение становится средством и для раскрытия творческих способностей детей, предметом их художественной, поисковой, исследовательской деятельности. Наглядным подспорьем являются экскурсии в храм. Экскурсии проводит настоятель храма. Ребята знакомятся с основами православного вероучения, с правилами поведения в храме, с порядком богослужения в храме, изучают росписи, священное облачение.
Отцом Михаилом проводятся также просветительские беседы для родителей, педагогов. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи отец Михаил является участником многих традиционных школьных мероприятий.
С 2010 года в школе работает клуб «Истоки», который занимается поисково-исследовательской деятельностью. В храме сохранены архивные сведения об истории села Большие Ключищи, истории трех храмов. В результате краеведческой работы мы с ребятами собрали богатейший краеведческий материал. Работая в данном направлении, учащиеся получают возможность узнать свои корни, почувствовать духовную связь с прошлым и ответственность за будущее.
Ежегодно наши ребята участвуют в олимпиаде по ОПК, в олимпиаде «Наше наследие», в ежегодных краеведческих конференциях, в конкурсе «Красота Божьего мира», принимают активное участие в Арских чтениях и т.д.
Ребятами были разработаны и реализованы такие исследовательские проекты, как
- «Православные страницы родного края», рассмотрена история строительства и восстановления нашего храма 2011-2012 гг.
- «Сохраним родники малой Родины», «Священник моего села» 2013 год.
- «Благовествуй земле радость велию…» 2014 год.
Социально-значимый проект «Родник Духовный» был направлен на облагораживание родника и прилегающей к храму территории (2013-2015 годы)
С 2016 года реализуется проект «Духовно-туристический маршрут «Ключищенская земля православная», в ходе реализации которого о духовных святынях Ключищенской земли узнают не только ребята села, но и Ульяновского района, Ульяновской области.
С 2016 г. было организовано 3 экскурсии для 150 детей православной смены оздоровительного загородного лагеря «Огонёк». Духовно-туристический маршрут оформлен и виртуально и размещен на сайте нашей школы, храма Покрова Пресвятой Богородицы села Большие Ключищи.
В результате совместной работы с настоятелем храма отцом Михаилом мы пришли к мысли о создании в храме музея. Созрела необходимость создания места, в котором будут собраны архивные сведения истории образования села и церкви в селе Большие Ключищи, музейные экспонаты, которых собрано уже немало.
Каким может быть православный музей в сельском храме? Можно ли вообще сделать музей в храме? Что станет его экспозицией, какие экскурсии и другие события могут привлечь сюда посетителей, причем не только православных? И как подготовить экскурсоводов, которые смогут рассказать о старинном храме не только как об историческом памятнике?
Целью создания музея в нашем храме также является сохранение истории православной церкви и её роли в селе Большие Ключищи. История старейшего православного храма Симбирской губернии неразрывно связана с историей самого села и всех ярких событий, в нем происходивших.
Музей несёт не только научно-исследовательскую, но и культурно-образовательную функцию. Музейное пространство в целом и музейная экспозиция в первую очередь способствуют расширению «границ» исторического и культурного сознания человека, его моральной памяти и эстетического вкуса, в конечном итоге формируя социокультурный контент[6].
В экспозиции нашего музея будет представлено более ста предметов, документов и церковных книг, которые знакомят с наиболее яркими страницами истории православного храма, начиная с середины XVIII века и до наших дней. Теперь посетители смогут познакомиться не только с богатым архитектурным убранством отреставрированного храма, но и узнать, насколько разнообразен, интересен и даже загадочен православный мир. Среди экспонатов – православные книги XVII – начала XX века, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы, предметы церковного быта, язык от первого колокола, который чудом уцелел, и многое другое[7].
Значимой частью целевой аудитории музея истории храма Покрова Пресвятой Богородицы будут учащиеся школы, воспитанники РЦ «Восхождения», которые посещают храм. Планируется подготовить цикл культурно-образовательных программ для учеников школ в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики народов России», адаптированного для школьников, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Данные программы будут разработаны в формате уроков «Основ православной культуры» с использованием экспозиций музея истории храма. Каждый урок в доступной интерактивной форме будет раскрывать одну из учебных тем по истории культуры и традиций православного христианства, будет дополнять и закреплять знания учащихся по предмету, способствовать эстетическому воспитанию школьников. Цикл рассчитан на хронологическое изложение учебного материала и начинается с уроков истории с краеведческим аспектом.
В ходе урока ребятам предоставляется возможность познакомиться с обликом первой деревянной церквушки, которую построили служилые казаки в 1712 году в селе Ключищи. Затем предполагается знакомство с историей села, промыслами и бытом жителей села Большие Ключищи в XIX — начале XX веках.
Нельзя не затронуть и XX век, в 30-е годы – годы репрессий – храм был закрыт. А в 50-е годы колокольню взорвали — лишили колоколов. Долгое время, вплоть до наших дней церковь оставалась без голоса. Здание использовалось под склад, зернохранилище, в 80 годы случился страшный пожар, после которого не сохранились росписи стен храма, лишь только в конце XX века началась реставрация и возрождение жизни прихода[8].
Несомненно, храм, музей и школа отличаются в своих функциях, но их объединяет тот факт, что они могут оказать глубокое влияние на формирование личности ребенка.
Чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Православное краеведение является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности[9].
Таким образом, можно рассмотреть основные направления социокультурного партнерства храма, музея и школы в формировании духовной культуры учащихся на современном этапе:
— организация систематической и целенаправленной работы со школьниками, направленной на формирование ценностного отношения к культурному наследию;
— приобщение детей к православным традициям, их погружение в тему посредством музейных экспозиций;
— воспитание эмоций, развитие воображения и творческой деятельности;
— повышение мотивации у учащихся к поисково-исследовательской деятельности;
— развитие новых технологий в образовании.
Совместная деятельность школы, церкви, музея является мощной площадкой для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
[1]ГАУО Ф.134,оп.2,д.652. Клировые ведомости за 1916 год Покровской церкви с. Ключищ Симбирского уезда. — ЛЛ.435об.
[2]ГАУО Ф.Р-632,оп.1.Д.36, Дело о передаче метрических книг в сельсоветы. — Л.27.
[3]ГАУО Ф.р-1050. Переписка с Ульяновским Епархиальным Советом о передаче церковного имущества по ликвидации церквей. Список благочинных Ульяновской Епархии-Л.7.
[4]ГАУО Ф.Р-1050,оп.1,д.123. Административный отдел Ульяновского окружного исполнительного комитета. О закрытии. -Л.19.
[5]ГАУО Ф.Р-1050,оп.1,д.232. Административный Отдел Ульяновского окружного исполнительного комитета. Список религиозных и церковно — служителей Ульяновского района-Л.4 об.
[6]Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 2011г.
[7]ГАУО Ф. 318, оп. 1, д.764.Дело по рапорту Ключищенского Приказа о сборе крестьянами села Ключищ денег на предмет покупки в приходскую церковь колокола.
[8]ГАУО Ф.Р-3705,оп.1,д.48.Материалы по единовременному учёту религиозных объединений, молитвенных зданий, имущества и материалов, находящихся в пользовании церковных органов.
[9] Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 2013г.
Список использованных источников и литературы:
- ГАУО Ф. 17, оп. 2, д. 411. Симбирская чертежная. Дело о поверке церковной земли и даче Симбирского уезда села Ключищ.
- ГАУО Ф. 134, оп. 2, д. 15. Клировые ведомости церквей г. Симбирска и его уезда за 1876 год.
- ГАУО Ф. 134, оп. 2, д. 26. Клировые ведомости о церквах г. Симбирска и его уезда за 1893 год.
- ГАУО Ф. 134, оп. 8, д. 60.Дело о постройке церкви в селе Ключищах Симбирского уезда.
- ГАУО Ф. 134, оп. 25, д.9.Метрические книги с. Ключищ за 1883 год.
- ГАУО Ф. 318, оп. 1, д.455.По рапорту Ключищенского Приказа о посещении Наследником села Ключищ.
- ГАУО Ф. 318, оп. 1, д.764.Дело по рапорту Ключищенского Приказа о сборе крестьянами села Ключищ денег на предмет покупки в приходскую церковь колокола.
- ГАУО Ф. 318, оп. 4, д.31.Дело о пожаловании Государем Наследником в Ключищенскую Покровскую церковь.
- ГАУО Ф.Р-632,оп.1,д.36.Дело о передаче метрических книг в сельсоветы.
- ГАУО Ф.Р-3705,оп.1,д.48.Материалы по единовременному учёту религиозных объединений, молитвенных зданий, имущества и материалов, находящихся в пользовании церковных органов.
- Акулич Е.М. Музей как социальный институт:дис. д-ра социол. наук. Тюмень, 2004. С. 101.
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 198
- Бутиков Г.П. Воспитательный потенциал российских музеев. СПб., 1998. С. 94
- Воронина Н.П. Республиканский детский музейный центр. Технология партнерства // Музей и краеведение на Европейском Севере. Петрозаводск, 2001.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе No2, 2003 г.
- Методика историкокраеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 2011г.
- Мартынов П.Л Селения Симбирского уезда – Симбирск. Типолитография А.Т Токарева, 1903.
- Мартынов П.Л Остатки старины, сохранившиеся в Симбирском уезде. – Симбирск. Губернская типография, 1896.
- Нильсон Б., Росен Б.Экология человека икультурно-исторические музеи // Museum. 1989. № 160. С. 50.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 2013г.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987г.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2012г.
- Юренева Т.Ю.: Музееведение. — М.: Академический Проект, 2006г.
- Яхонтов А. Арбугинские слободы. Церковно-исторический очерк // Симбирские Епархиальные ведомости, 1905 — № 1.
- Большие Ключищи// Народная газета – 1994 – 22 февраля.
- http://bol-kluch.adm-online.ru
- https://prichod.ru/aktualniye-voprosy/28940/