| Пушкарская Ирина Петровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназия № 41 им. Эриха Кестнера Приморского района Санкт-Петербурга, победитель межрегионального этапа Конкурса «За нравственный подвиг учителя» 2017 года, номинация «Лучшая методическая разработка по предметам: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»
СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ. |
«Учебно-методический комплекс «Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ»»
Доклад на секции «Просветительная работа со школьниками вне рамок образовательных программ»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
В данной работе представлены разработки 14 уроков и 14 внеурочных занятий по предмету Основы религиозной культуры и светской этики. Уроки и занятия предназначены для учащихся 4 классов. Рекомендовано проводить спаренные уроки и занятия. К каждой паре уроков и занятий прилагается презентация. К каждому уроку разработаны карточки для групповой работы. В комплект так же входит Рабочая тетрадь, которая систематически и постоянно используется на уроках и внеурочных занятиях. Задания направлены на формирование умения работать с информацией: добывать, анализировать, систематизировать, отбирать, применять, делать выводы и представлять её. Уроки и задания полностью отвечают требованиям ФГОС к формированию УУД младших школьников, способствуют формированию гражданских позиций. Новаторство в том, что на каждом уроке используются притчи. Внеурочная деятельность связана с уроками и продолжает её. Здесь представлены материалы из опыта работы, задействованы все участники образовательного процесса: учитель, ученики, родители, представители духовенства.
Актуальность методики работы с притчей на уроках ОРКСЭ обуславливается ещё и тем, что в рамках данного курса наибольшая часть уроков отводится работе с текстом. Притчи призваны помочь ознакомиться учащимся с религиозной культурой, символизмом, попытаться донести до детей главную нравственную идею, заключённую в тексте. В данном отношении притчи выступают наиболее эффективным средством в связи с их лаконичностью, концентрации в них культурного наследия. Кроме того, изучая произведения данного жанра, обучающиеся разрешают различные коммуникативные и познавательные проблемы, развивают умения по осуществлению информационного поиска, что соответствует контексту реализации образовательных стандартов второго поколения.
В качестве методологического принципа разработки учебно-методического комплекса «Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ» выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах христианской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
В рамках культурологического подхода в процессе изучения курса учащиеся осознают национальные и религиозные реалии, традиции, ценности как формы выражения культуры. Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества — огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который она прошла через различные исторические эпохи, впитывая в себя элементы национальных культур. Такое широкое понимание культуры важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи играют особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи.
Цель данного учебно-методического комплекса «Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ» заключается в организации условий для формирования духовно-нравственной позиции учеников на основе работы с текстом притч.
Так же в процессе реализации курса ставится задача улучшить межличностные отношения детей в классе, сформировать позитивное отношение к одноклассникам, научится решать конфликтные ситуации.
Перед началом курса проводится небольшой срез эмоционального восприятия каждым учеником детей своего класса. (Слайд 2) Такой же срез проводится в конце курса, чтобы увидеть результативность работы. Выдвигается гипотеза, что учащиеся после данных занятий станут более позитивы друг к другу, сплочённее и добрее.
В учебно-методический комплекс «Притчи в системе реализации курса ОРКСЭ» входят следующие темы уроков и занятий: (Слайд 3)
1. О цели и смысли жизни.
2. О правде, обмане и лжи.
3. О любви, доброте и прощении.
4. О милосердии, сострадании и богатстве.
5. О искренности, простодушии, житейской мудрости.
6. Об исправлении своей жизни.
7. Об истинной и мнимой дружбе.
Каждой теме соответствует два урока и два занятия.
Рассмотрим данный курс на примере первого урока.
Первый урок знакомит младших школьников с понятием притчи. Позволяет заглянуть внутрь себя и попробовать ответить в рабочей тетради на вопросы: (Слайд 4) кто я? для чего живу? чего хочу достигнуть? ради чего хочу жить? Потом школьникам предлагается попытаться сформулировать цель своей жизни и записать её. Затем дети читают учебник, где черпают новые знания и понятия: чем одарил Бог человека, что такое душа, внутренний мир и образ Божий в человеке. (учебник А. В. Кураева , урок 9, стр. 32 — 35).
Далее учащиеся с учителем знакомятся с первой притчей, смотрят презентацию (слайды 1 — 5), раскрашивают иллюстрацию в рабочей тетради, придумывают самостоятельно заголовок, фронтально обсуждают притчу, высказывают мнения, аргументируют свои ответы, делают вывод и записывают его в тетрадь, выделяют качества личности, которыми должен обладать человек, желающий следовать мудрости данной притчи.
На следующем этапе урока учащимся предлагается организовать 4 группы по 4 — 5 человек. Каждая группа получает карточку с притчей соответствующую теме урока и инструкцией по работе с ней. (Слайд 5)
На втором уроке учащиеся каждой группы представляют по очереди притчу классу: читают текст, выделяют главное, дают название, делают вывод — чему учит притча и какими качествами личности должен обладать человек, желающий следовать мудрости данной притчи. Учитель по мере представления учащимися притчи показывает презентацию. Остальные учащиеся, слушая выступающую группу, работают с представленными материалами к данной притче в рабочей тетради и задают вопросы.
Данным урокам соответствуют страницы 1 — 5 рабочей тетради. (Слайды 6, 7) К каждой притче есть иллюстрация, которую можно раскрасить, место для заголовка притчи, строчки для вывода и качеств личности.
Заключительными этапами уроков является самооценка по методике «Лесенка», разработанная В.Г. Щур и домашнее задание. Домашнее задание на данных уроках: изучить жизнеописание своего святого по имени и рассказать, в чём он видел цель и смысл своей жизни. Можно нарисовать иллюстрацию. Домашняя работа выполняется в тетради на странице 5. Задание на дом предполагает активную помощь родителей и выполняется к занятиям внеурочной деятельности, на которых продолжаем обсуждение этой же темы.
Рассмотрим курс более подробно на примере нескольких притч. Урок 1,2, третья притча на странице 3 в тетради. (Слайд 8)
Третья притча: Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни. (Слайд 9)
Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики: (Слайд 10)
— У них ничего не получится! Это слишком сложно.
— Нет шансов! Башня слишком высокая!
Лягушата один за другим падали вниз, но некоторые всё же ещё карабкались. Толпа кричала громче:
— Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!
Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался всё выше и выше… Он единственный сумел подняться на вершину башни.
Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.
Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам? (Слайд 11)
Дети представляют свою притчу, дают заголовок, делают выводы, записывают положительные качества личности. Обсуждают всем классом, может быть вступают в дискуссию или даже спор. Учитель контролирует процесс, корректирует, возможно, что помогает сделать вывод.
Вывод может быть приблизительно таким: Обогатившись знаниями и мудростью других людей, цели в своёй жизни ставь сам. Не бойся ставить труднодостижимые благие цели. И остерегайся не только чужих сомнений, но и похвал, дабы не возгордиться и не забыть о благородстве своих намерений.
Качества личности у человека, желающего следовать этой мудрости: сильный, мужественный, скромный, целеустремлённый, благомыслящий.
Рассмотрим ещё одну притчу.
Уроки 5,6. Четвёртая притча. Страница 13 в тетради. (Слайд 12)
Четвёртая притча:
» Однажды два друга о чем-то поспорили, и один из них дал другому пощечину. Человек почувствовал боль, но ничего не ответил и лишь молча написал на песке:
— Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину.
Они продолжали идти по пустыне, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Получивший пощечину едва не утонул, но друг его спас. Придя в себя, он высек на камне:
— Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь.
А потом пояснил:
— Когда кто-нибудь нас обижает, надо написать об этом на песке, чтобы поскорее стер ветер. (Слайд 13) Но если кто-нибудь делает нам добро, мы должны высечь это на камне, чтобы так поступали и другие люди». (Слайд 14)
Вывод может быть следующим: Не позволяй обидам глубоко проникнуть в душу, прощай людей. Но запоминай добро, которое тебе сделали навсегда.
(Слайд 15)
Одним из итогов данного курса является работа на страницах 30 и 31 в тетради. На странице 30 каждый ребёнок перечисляет положительные качества личности всех своих одноклассников. Чтобы не быть однообразным в характеристиках, ребенок может обратиться к перечисленным характеристикам качеств личности в конце каждого урока. Затем ученики разрезают страничку и обмениваются результатами своей работы. В завершении на странице 31 дети приклеивают полученные ими характеристики о себе. Данная работа поможет повысить самооценку, сплотить коллектив, почувствовать себя хорошим и значимым и тем самым благосклоннее относится к окружающим.
Спасибо за внимание!