Куриленко Елена Юрьевна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Полазненская СОШ №3» (Пермский край), Добрянский муниципальный район
|
ПРОЕКТ «Родительские чтения по дневникам Государыни Императрицы А. Ф. Романовой в практике работы учителя»
Доклад на секции «Просветительная работа со школьниками вне рамок образовательных программ»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Новое качество образования требует изменения отношений участников образовательного пространства – учащихся и их родителей. Но, как показывает опыт, современные родители оказались не готовы к новым формам общения. Особенно ярко эта неготовность проявляется в период обучения детей в начальной школе, когда родители впервые сталкиваются с вопросами организации школьной жизни ребенка. Методы воспитания зачастую становятся авторитарными и не дают положительных результатов. В семье возникают конфликты, родители и дети остаются один на один со своими проблемами, не знают, как поступить в той или иной конфликтной ситуации и где искать помощь.
Поэтому крайне важным видится родительское образование учащихся школы. При этом должен быть задействован механизм духовного возрождения семьи как важного элемента образовательного пространства. Мы предполагаем, что именно духовно-нравственное развитие учащихся с привлечением семьи через информирование о духовной жизни человека– это наиболее актуальное направление воспитательной работы современной школы.
Все вышесказанное стало основой реализации проекта «Родительские чтения по дневникам Государыни Императрицы А.Ф. Романовой». В ходе реализации проекта путем диалога были расширены знания родителей о добре и зле, совести и порядочности, искренности и лжи, реализованы попытки воспитания чувства доброты и уважения к членам своей семьи и окружающим людям. «Родительские чтения по дневникам Государыни Императрицы А.Ф. Романовой» — это совокупность таких форм работы как семейные чтения, работа с конкретной статьей, заочные родительские чтения, работа с дневниками известных людей, видеолекторий, создание в классе «Книги добрых слов».
На «Родительских чтениях по дневникам Государыни Императрицы А.Ф. Романовой» наибольшую результативность показали следующие методы:
- Работа со статьями В.А.Сухомлинского «Мы продолжаем себя в детях» и С.Соловейчика «Думая о наших детях». Родители заинтересовались данными статьями.
- Много внимания было уделено созданию «Книги добрых слов». Вместе с родителями и детьми обговаривали оформление и содержание книги.
- Знакомство с дневниками Государыни Императрицы Александры Федоровны Романовой. Читали страницы дневника в микрогруппах, выбирали из текста строчки, что можно было рассматривать, как наказ женщине, мужчине, детям. Материалы дневников родители захотели иметь у себя дома. Был сформирован диск с материалами духовного дневника «Сад сердца» и подарен каждой семье.
Материалы с диска «Сад сердца»:
Письма и дневники Государыни Императрицы Александры Фёдоровны Романовой – кладезь мудрости, любви, добропорядочности и верности духовным идеалам.
Уроки семейной любви с родителями и их детьми, и обязательно читаем и цитируемГосударыню Императрицу Александру Фёдоровну Романову. В разговоре на тему «Любовь в нашем доме» к мнению и взрослых, и детей присоединяем точку зрения государыни императрицы: «Главным центром в жизни любого человека должен быть его дом…»
Говорим о том, какие мы родители, и снова читаем строчки из дневников Александры Фёдоровны: «Великое дело – взять на себя ответственность за нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой…»
На основе дневников царицы делаем наказы – самому себе, женам, мужьям, детям. Пишем минисочинения.
Составлены правила, заповеди, кодексыСчастливой семьи.
Пишем словесные портреты идеальных детей, жен и мужей, истинной женщины. Мы используем для этого слова и фразы из дневниковГосударыни Императрицы Александры Фёдоровны Романовой.
Работа с тезисами: каждое выбранное высказываниеГосударыни Императрицы Александры Фёдоровны печатаем на отдельном листочке. Слушатели школы родительской любви вытягивают свой тезис и готовят ответ по алгоритму: читают фразу, говорят, согласен, что это так или не согласен, что это так и, объясняют почему. Остальные – будь-то взрослые или дети – высказывают свою точку зрения.
Карточки с высказываниями Государыни Императрицы Александры Фёдоровны используем на кануне праздников или семейных событий как пожелания великой женщины прошлого столетия девушкам и женщинам 21 века.
Как правило, после работы с письмами и дневниками царицы и взрослые, и дети очаровываются и боготворят Государыню ИмператрицуАлександру Фёдоровну Романову, нашу государыню императрицу. А по-другому просто и быть не может. Этой женщиной будет восхищаться и гордиться ни одно поколение России.
«Родительские чтения по дневникам Государыни Императрицы А.Ф. Романовой» в классе стали востребованными. Данные проект способствовал проявлению позитивного социально-полезного отношения к происходящему. Родители говорят слова благодарности за встречи, которые учат любить себя, своих детей и окружающих нас людей. Произносят «Спасибо», за материалы, которые помогают научиться уважать и любить и делают их мудрее и добрее.