Щербакова Елена Викторовна, проректор по воспитательной работе ЧОУ СОШ «Оренбургская епархиальная православная гимназия имени святого праведного Иоанна Кронштадтского»,
|
«Выпускники православных школ: выбор церковного служения и духовные ориентиры»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Секция «Вклад православной школы в дело патриотического воспитания детей и подростков»
в рамках конференции «Православное образование на дошкольной,
начальной и основной ступенях образования»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Очевидным становится тот факт, что фундаментальная причина, провоцирующая все негативные явления в современном обществе, – это духовно-нравственный кризис самого человека, утрата им онтологических ценностных ориентиров и, как следствие, деградация и извращение его мышления, воли, чувств.
Ценностные ориентиры — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека [4, С. 45].
Первостепенное место в системе ценностных ориентиров занимают духовные установки, которые выступают как признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Они обуславливают «стержень»: такие качества личности, как надёжность, верность и цельность, а также способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей [2, С. 70-95].
В процессе личностного становления человека со временем большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие ему самостоятельно определять задачи и направление своей деятельности, а именно его ценностные ориентиры. Они выступают в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей [3].
Молодёжь представляет собой особую социально-возрастную группу, находящуюся в стадии становления и развития, находящуюся на стадии риска ломки «стержня» и в то же время стоящую перед выбором профессионального и жизненного пути.
Система ценностных ориентиров определяет содержательность личности, составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.
Именно на построение этой системы, направлена работа педагогических коллективов всех православных школ.
Приведем пример результата такой работы в ЧОУ СОШ ОРЕНБУРГСКАЯ ЕПАРХИАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.
Оренбургская епархиальная православная гимназия подготовила за годы своей работы 9 выпусков (в 2020 году будет 10-й) обучающихся 11 классов. Это — 98 человек.
20 % из них на сегодняшний день являются клириками Русской Православной Церкви. Это певчие и алтарники в храмах Оренбуржья, студенты Оренбургской, Самарской и Московской духовных семинарий, учителя воскресных школ и активисты молодежного православного движения митрополии. При этом мы не ставим своей главной задачей профориентационную работу по подготовке церковных кадров. Этот осознанный выбор выпускники делают самостоятельно. Отрадно отметить, что после гимназии некоторые из них, окончив светские вузы и колледжи, пошли учиться в духовные учебные заведения.
Интересный факт, что еще 10-15 лет назад про православные школы бытовало мнение, что все выпускники обязательно становятся священниками и что им определены только семинарии. На сегодняшний день стало широко известно и признанно то, что православное образование дает возможности получить любую профессию, поступить в любой вуз страны. Доказательством этому служит огромное количество желающих учиться в гимназии. В этом году мы открыли третью параллель в первых классах, хотя еще в 2010 году в первом классе обучалось 14 детей, а общее количество учеников возросло с 34 до 356 человек.
Вызвана заинтересованность родителей в православных школах, прежде всего, ориентированностью современной системы образования на получение обучающимися знаний, при этом воспитательная компонента часто бывает на втором плане. В наших школах определяющим является вектор воспитания и развитие духовно-нравственных качеств личности. Не секрет, что воспитывает идеал, пример и среда. В отличии от светских школ, где идеал в документах ФГОС расписан на много страниц, у нас он определен четко и понятно – Христос. Пример Его жизни и жизни подвижников доступен и неабстрактен, среда, школьный уклад четко сформированы и выстроены.
В оренбургской православной гимназии разработана и вошла в школьный уклад концепция духовно-нравственного воспитания учащихся через развитие творческих способностей. Это концепция доказала свою жизнеспособность и эффективность [5].
Многие наши выпускники выбрали творчество как определяющее дело в жизни. Так, бывшие гимназисты трудятся в столичном православном театре «Живая вода», есть студенты Строгановской академии, Санкт-Петербургского института кино и телевидения и других ведущих вузов министерства культуры. Основательные занятия музыкой и церковным пением обеспечили возможность работы наших ребят в качестве регентов и певчих в храмах.
Важнейшим духовным ориентиром в современном мире является любовь к Родине: среди выпускников — 2 офицера ФСБ, офицеры войск связи, летчик военно-транспортной авиации в Псковской летной дивизии – это, безусловно, наша гордость.
Выбор служения Отечеству делают многие выпускники и сегодня, поступая в кадетские и военные училища, высшие военные учебные заведения, такие как Академия ракетных войск имени Петра Великого, Академия МВД и др.
Любовь ко Христу не находит, пожалуй, более яркого выражения в профессии, чем труд на педагогической стезе. Около 30 процентов выпускников поступают в педагогические колледжи и в педагогические университеты. Причем, окончившие их, приходят работать в школу.
Молодых специалистов, которые имеют твердый духовный стержень, не пугает не самый престижный сегодня статус учителя, сложности в человеческих взаимоотношениях, низкие зарплаты. Особенно радует, что трое выпускников вернулись трудиться в стены родной гимназии в качестве педагогов.
Как мы этого добиваемся?
Конечно, в гимназии учились и учатся разные дети, с разными, в том числе, сложными судьбами. Мы стараемся помогать им приобрести иммунитет в духовной и социальной жизни.
В подростковом возрасте, когда происходит кризис веры, личные отношения с Богом проследить сложно, часто у ребят возникает протест. В этой ситуации мы стараемся увидеть этот момент, не давить на ребенка, переключить его на творчество, направить в русло плодотворной социальной деятельности.
Приятен тот факт, что наши выпускники не уходят от нас. Мы стараемся не терять их из вида, оказывать поддержку и продолжать участвовать в жизни наших уже повзрослевших детей.
В гимназии сложились хорошие традиции для общения с выпускниками: на великие праздники Рождества Христова и Пасхи, выпускники составляют большую часть хора, помогая и поддерживая наших младших учеников своим опытом.
Летом, во время работы оздоровительного лагеря, выпускники приезжают для помощи в проводении массовых мероприятий и с ностальгией собираются на закрытие лагерных смен. Участвуют выпускники и в проведении наших Рождественских спектаклей. Помогают с реквизитом и декорациями наши дизайнеры, а часто просто бывают за кулисами на «подхвате».
Интересная традиция зародилась на первом выпускном вечере 10 лет назад. Наши первые выпускники подарили гимназии кубок, который с тех пор передается самому активному классу. 19 октября новые выпускники приходят на праздничный концерт, посвященный нашему небесному покровителю святому Иоанну Кронштадтскому и передают этот кубок классу, который проявил себя в творческой жизни и повысил успеваемость в учебе.
Кроме того, информационное обеспечение гимназии: создание и работа сайта — это тоже дело рук наших выпускников-инженеров.
На какой бы специальности не учились и не работали наши выпускники, большая часть из них остаются в лоне церкви, стараются транслировать идеи духовно-нравственного воспитания детей среди своих сверстников. Примером могут служить публикации и выступление студентов на международных конференциях по теме духовности в современном обществе.
Казалось бы, 98 человек — небольшая группа. Но если сложить достижения выпускников всех православных школ, их будет уже много. И хочется верить, что каждый из них на своем жизненном пути сохранит в сердце Христа и будет являть пример живой веры. И закончить хотелось бы словами Евангелиста Матфея: Евангели от Матфея 5.15; 5.16 «И зажегши свечу, не ставит ее под сосудом, но на подсвечнике и светит всем в доме. так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Список использованной литературы
- Святое Евангелие. – Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005. С.40
- Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. – Минск, 2018.
- Каргапольцев С.М. Нравственно-эстетические векторы эмоционального воспитания: историко-педагогический аспект.: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры./ Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017
- Кирьякова, А.В.Педагогическая аксиология : — Москва : ИНФРА-М, 2016. — 283 с.
- Сайт ЧОУ СОШ «ОРЕНБУРГСКАЯ ЕПАРХИАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО»: http://socvetie.net/