Протоиерей Иоанн Знаменский, благочинный Кисловодского церковного округа, настоятель собора святителя Николая Чудотворца, директор Православной Свято-Никольской классической гимназии?
СМОТРЕТЬ видеофильм из цикла «Новомученики и исповедники Пятигорской епархии». Фильм 9. «Иеросхимонах Стефан (Игнатенко)». |
«Малоизвестные подвижники и местночтимые святые Пятигорской епархии
на примере жизни и служения священноисповедника иеросхимонаха Стефана (Игнатенко)»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
27-28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, Центральный Дом Ученых, г. Москва
Статья посвящена одному из наиболее почитаемых духовников Северного Кавказа: старцу иеросхимонаху Стефану (Игнатенко). Автором представлены достоверные факты его жизни: выбор монашеского пути, арест и ссылка, годы репрессии и возвращение из ссылки..
Минувший век был временем великих испытаний. Это было особое время для Церкви Христовой в России и во всем мире – период проведения грандиозного эксперимента по построению счастливой жизни без Бога и вопреки Его воле.
Как говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в незлобии и молитве за врагов восходили на свою голгофу многие наши подвижники минувшего столетия. Их жития – это драгоценный урок для людей любой эпохи, ибо они дают ключ к пониманию того, как земной путь человека, верного Спасителю, сопрягается с вечностью. Новомученики убедительно свидетельствуют нашим современникам, что не только в прошлом, но и сегодня Христос есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14: 6).
Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, помогая воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века. Это были подлинные герои, великаны духа, молитвам которых мы обязаны всему доброму, что имеем сейчас.
В своем докладе я хотел бы рассказать об одном священноисповеднике прошлого столетия, об одном из наиболее почитаемых духовников Северного Кавказа, кисловодском старце иеросхимонахе Стефане (Игнатенко).
Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) (в миру Дмитрий Иванович Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенском Благодарненского уезда Ставропольской губернии в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко. Уже в школьные годы определился выбор его жизненного пути: монашество.
В 1898 году, после смерти матери, подросток отправляется с паломниками на Афон. Но юному послушнику не суждено было остаться на Святой Горе. Не выдерживая непривычных климатических условий, он тяжело заболел малярийной лихорадкой и по совету старцев был вынужден вернуться на родину.
Отъезд Дмитрия совпал с подготовкой основания на Кавказе подворья Иоанно-Богословской Афонской пустыни и 11 декабря 1904 года состоялось торжественное освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в новой обители на склоне горы Бештау.
В 1908 году Дмитрий Иванович Игнатенко поступил послушником во Второ-Афонский Успенский мужской монастырь. Его духовным руководителем стал настоятель иеросхимонах Герасим (Попов). В 1914 году, в десятилетнюю годовщину основания обители, состоялся монашеский постриг Дмитрия с именем Стефан, в честь преподобномученика Стефана Нового.
Уклад жизни отца Стефана неизменно следовал монастырскому распорядку. Во время пребывания в обители был заложен глубокий и прочный фундамент духовной жизни старца. Он исполнял разнообразные монастырские послушания: шил одежды и облачения, пёк просфоры, работал на огородах и виноградниках, заведовал церковно-приходской школой для бедноты, служил в домовом храме.
В 1916 году иеродиакон Стефан был рукоположен епископом Владикавказским Антонином во иеромонаха и служил на подворье монастыря в Пятигорске.
По сохранившимся воспоминаниям, отец Стефан имел великий дар рассуждения: он мог убедить пришедшего к нему учёного вольнодумца, фанатичного сектанта или вовсе неграмотного крестьянина в истинности веры Христовой. При этом кроткого, молчаливого монаха отличали простота и истинная скромность, он никогда не настаивал на своём мнении.
Часто во Второ-Афонский монастырь приходили пустынники, которые предпочитали уединенную молитвенную жизнь. Многие из них скрывались в глухих уголках Псху и Цебельды, в высокогорных областях Абхазии. Они приходили в монастырь, чтобы исповедаться и причаститься. Их простые рассказы увлекали отца Стефана. Его душа тяготела к глубокому уединению и молитвенной тишине, и он отпрашивался у настоятеля и, получив благословение, подолгу жил с отшельниками в горных пустыньках.
Потрясения и скорби революции и последовавшего за ним обновленческого раскола отец Стефан переживал тяжело. В 1920-е годы единственным твердым оплотом православия в окрестностях Кавказских Минеральных Вод, неколебимо державшим светильник истинной веры, оставался Второ-Афонский Успенский монастырь на Бештау.
12 июля 1927 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, монастырь был закрыт, а братия ушла в горы.
Тайный православный скит спрятался в густых рощах хребта Псху близ района Цебельды. Разбросанные по лесу хижины-кельи были сколочены из местного леса, в одной из них устроили храм, крышу которого венчал деревянный крест. Монахам удавалось поддерживать монастырский распорядок и богослужебный строй. Духовником братии стал отец Пимен (Гавриленко) (в будущем схиархимандрит Пимен, духовник и старец Псково-Печерского монастыря). Естественной преградой, останавливающей любопытных, был глубокий овраг, разрезавший склон в полста саженях от поселения. По дну пробил дорогу ручей, и монахи спускались за водой по верёвке. Пустынь так и называлась «Глубокая».
29 апреля 1930 года отряд НКВД добрался до тайного поселения. Монахов выгнали из келий и повели в Сухум. 6 мая 1930 года Стефан Игнатенко был обвинён по статье 58/21 УК ССРГ (религиозная пропаганда).
На допросе иеромонах Стефан держался спокойно, с достоинством и смирением отвечал на вопросы. Также твёрдо держался на допросе и келейник отца Стефана – Серафим Фетисов.
Этап, в который попал отец Стефан, направили в Тифлис. Батюшку поместили на три года в исправдом. Из прибывших монахов власти образовали трудовую колонию – Совхоз № 1 Закавказского ГПУ Грузии. В мае 1932 года подошёл срок освобождения отца Стефана и его собратьев. Однако отпустили лишь совсем старых и немощных. Остальным добавили ещё по три года заключения, обвинив в религиозной пропаганде, которой узники якобы занимались посредством переписки с оставшимися на воле знакомыми.
Один из влиятельных чекистов (впоследствии заместитель министра НКВД Грузии Борис Николаевич Колонтаров) после бесед с отцом Стефаном расположился к нему. Борис Николаевич и его жена Вера Ильинична (в девичестве Ермакова, дочь бывшего вице-губернатора Тифлиса) оказались верующими людьми. Супруги внесли крупный залог и освободили Стефана Игнатенко.
Некоторое время батюшка находился на даче Колонтаровых под видом сторожа. Затем его переправили в пригород Тифлиса Дидубе, к монахиням.
В Грузии отец Стефан пробыл до 1937 года, а затем приехал в станицу Архонскую под Владикавказом. Приютили батюшку духовные чада, среди которых была семья будущего главного регента Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Матфея (Мормыля). Двенадцатилетний Лев Мормыль был приглашен отцом Стефаном пономарить во время служб. Отец Матфей вспоминал, что иеромонаха Стефана все любили, он везде создавал вокруг себя мир Христов. Возможно, именно дружба со старцем вдохновила юного Льва Мормыля на пастырское и монашеское служение.
Изменение взаимоотношений Церкви и государства в послевоенные годы было знаком победы Церкви, победы новомучеников, духовно противостоявших безбожному насилию. Русская Церковь выстояла и современники тех событий видели в этом торжестве наглядное воплощение евангельского обетования «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (см. Мф. 16, 18). В эти годы снова стали открываться церкви, на свободу выходили ранее арестованные священнослужители.
В послевоенные годы иеромонах Стефан (Игнатенко) скитался по Кавказу. При этом он всегда находил возможность помогать странникам, семьям репрессированных священников, отдавая нуждающимся последний кусок хлеба.
В 1949 году архиепископ Антоний (Романовский) принял отца Стефана в клир Ставропольской епархии. Владыка, сам прошедший лагеря и ссылку, старался всячески оградить иеромонаха Стефана от внимания властей, посылая его в дальние приходы. Постоянного места служения у старца не было – он считался командировочным священником. В 1950 году архиерей пожаловал отцу Стефану золотой наперсный крест.
В конце концов, отца Стефана определили в Кисловодск, в Пантелеимоновский храм. Бывало, что он приходил к ранней литургии и его просили исповедовать народ. Старец кротко ставал к аналою и исповедовал до конца поздней литургии. Чин исповеди проводил полностью, каждого внимательно слушал.
В 60-е годы в Пантелеимоновском храме вместе с иеромонахом Стефаном служил отец Александр Докукин (будущий Владыка Гедеон). Он часто обращался к нему за советом, глубоко почитая батюшку, как кротчайшего, духовно опытного старца.
9 апреля 1965 года на заседании Горисполкома Кисловодского Совета депутатов было принято решение о сносе молитвенного здания Пантелеимоновской церкви. Храм закрыли, а затем взорвали. В последующие годы отец Стефан возносил свои молитвы к Богу в своём маленьком домике, постоянно принимая людей, идущих к нему за молитвенной поддержкой и наставлением. Также он являлся духовником Кавминводского благочиния и регулярно исповедовал священников.
Отец Стефан стяжал от Господа духовные дары прозорливости и целительства. Приходящие всегда получали помощь, поддержку и полезный совет.
В 1968 году архимандрит Матфей (Мормыль) прилетел на Кавминводы и заехал к отцу Стефану узнать о здоровье и дальнейших планах. Старец молвил: «Пора в схиму» и попросил оставить имя. 15 августа 1968 года, в день памяти первомученика Стефана, отец Матфей постриг своего наставника в великую схиму.
Свою кончину старец предвидел и подготовил духовных чад к расставанию. Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) почил о Господе 13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня.
Похоронен подвижник веры на Седлогорском кладбище Кисловодска. Над его могилой устроена надгробная часовня, в которой не смолкает заупокойная молитва. Люди идут сюда со своими нуждами и скорбями и получают утешение и укрепление.
В комиссию по канонизации Пятигорской и Черкесской епархии приходят письма с рассказами о молитвенной помощи отца Стефана, как при жизни, так и по его блаженной кончине. Случаи чудесных исцелений, неожиданного освобождения из мест заключения, рождения долгожданных детей. Исповедник и подвижник веры иеросхимонах Стефан (Игнатенко) и по сей день не оставляет своих духовных чад.
В Пятигорской и Черкесской епархии ведется большая работа по сбору архивных материалов в отношении иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), готовятся материалы к его канонизации.
По требованию Синодальной комиссии для рассмотрения вопроса о канонизации отца Стефана необходимы поэтапные данные, свидетельствующие о его служении после ссылки в том или ином приходе Пятигорской епархии с 1937 г.: в станице Архонской, Пантелеимоновском храме Кисловодска. Кроме этого требуются документальные свидетельства с 1934 по 1937 гг., когда отец Стефан находился в Грузии у приютивших его людей. Синодальной комиссии важно иметь подтверждение, что отец Стефан всегда был в каноническом общении с Патриаршей Церковью, не вступал в диалог с раскольниками, не давал тех или иных показаний сотрудникам различных структур в эти неизвестные документально годы и т.д. Но, пока мы можем подтвердить эти данные только устно. Сложность вопроса в том, что отец Стефан, совершая службы на Кавминводах, был определён за штат, соответственно, его нет в документации (послужных списках, клировых ведомостях) как клирика или штатного священника того или иного храма, а только лишь устные сведения о его принадлежности к канонической Церкви. Для выяснения данных вопросов было отправлено несколько письменных запросов на предоставление архивных материалов в ГАСК (гос. Архив Ставропольского края) и Архивную службу республики Северная-Осетия Алания, а также в г. Москву в Центральное управление ФСБ, в подразделения ФСБ по Ставропольскому краю, а также запрос в Грузию. Однако дополнительной информации обнаружено не было. Работа продолжается.
Память иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) свято чтится многими православными людьми, а также насельниками возрожденного Успенского Второ-Афонского мужского монастыря. В церковно-историческом музее «Святыни Земли родной» собора Святителя Николая Чудотворца города Кисловодска бережно хранятся вещи, принадлежавшие святому старцу: стихарь, камилавка, епитрахиль, поручи, служебник, железные кружечки, которые он дарил своим духовным детям.
Ежегодно 13 февраля, в день памяти блаженной кончины подвижника благочестия иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), на месте его погребения совершаются соборные панихиды.
Совершая это поминовение, как говорит Высокопреосвященнейший Феофилакт, Архиепископ Пятигорский и Черкесский, мы исполняем дело, заповеданное апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. XIII, 7).
В Пятигорской и Черкесской епархии ведется активная работа по прославлению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так в настоящее время создаются фильмы о подвижниках XX века, имена которых связаны с Северо-Кавказским регионом. На сегодняшний день уже выпущено 27 фильмов, в числе которых фильм об иеросхимонахе Стефане (Игнатенко).
Надеюсь, что итоги нынешних Чтений окажут положительное влияние на принятие решения о скорейшей канонизации старца Стефана.
Желаю всем всесильной помощи Божией. Благодарю за внимание!
Библиографический список
- Архив Ставропольской епархии.
- Воспоминания архимандрита Матфея (Мормыля). 1998 год.
- Воспоминания игумена Космы (Алехина).
- Воспоминания протоиерея Филиппа Устименко. 1998 год.
- Выписка из протокола № 29 судебного заседания коллегии ГР. ГПУ от 24 сентября 1930 г. С. 651
- Жизнеописание иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) / сост. Г. П. Чиняковой. М., 2002.
- МГБ Грузии. АУ. Ф. 6. №30430. Т. 2. Дело №9888 ОГПУ.
- МГБ Грузии. АУ. Ф. б. №30430. Т. 2. Дело №9888 ОГПУ. С. 338
- Монахиня Сергия (Клименко). Минувшее развертывает свиток… Самара, 2008.
- Послужной список Д. И. Игнатенко (Стефана), 1953 год.
- Послужной список. 1949 год. Архив Ставропольской епархии.
- Чинякова Г.П. Кавказское созвездие. Жизнеописания подвижников Северного Кавказа ХХ века. СПб., 2008