Спиридонова Ольга Михайловна, специалист отдела религиозного образования и катехизации Городецкой епархии
|
«Опыт музейной педагогики на примере муниципальных школ Городецкого района Нижегородской области. По следам операции “ДЕТИ” 1942 г.»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
27-28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, Центральный Дом Ученых, г. Москва
В районе создано 13 школьных музеев, 6 из них работают по военно-патриотическому направлению. Автор кратко освещает причину основания и тематику материалов музеев, а также знакомит с двумя формами музейной педагогики: увековечение памяти героев-земляков, учившихся или работавших в данных школах и проведение квест-игры по ознакомлению с памятниками, связанными с историей города Городца.
Тема музейной педагогики актуальна для Нижегородской области. В апреле 2019 года в Нижнем Новгороде состоялся уже V Международный научно-педагогический форум «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы», целью которого стало обобщение инновационных подходов развития социокультурной деятельности музеев образовательных организаций; поиск эффективных форм и методов музейной педагогики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, обмен опытом образовательной и просветительской работы руководителей школьных музеев [3]. Городецкий район – постоянный участник данного форума. Нам есть о чем рассказать коллегам.
Город Городец называют «Музеем под открытым небом»: что ни дом, то «резная шкатулка», что ни улица, то ожившая картина с пирожной доски, расписанной городецкой росписью. Благодаря обилию памятников архитектуры, культуры и истории город по праву получил славу «города мастеров». Именно городецкая земля является родиной многочисленных народных промыслов и ремесел: городецкой сюжетной росписи, золотной вышивки, гончарного искусства, глухой и сквозной резьбы по дереву, инкрустации мореным дубом, выпечки городецких пряников, гончарного промысла, лозоплетения и лоскутной техники [1]. И все это богатство собрано в удивительных музеях, радующих местных жителей и приезжих гостей.
Но наш город славится не только своими промыслами. Он знаменит и своими людьми. Сохранить память о людях Городецкого края помогают краеведы, такие как Лидия Андреевна Климова, Артем Николаевич и Максим Николаевич Еранцевы и многие другие. Огромный материал, собранный и систематизированный ими, помогает городчанам, особенно юному поколению, лучше узнать историю родного края, является неоценимым подспорьем для педагогов района.
В 80-90 годы прошлого столетия, когда наша страна переживала трудное время потери духовных ценностей, Городецкий район пытался сохранить прошлое, свои истоки. Посещая музеи города, педагоги и ученики школ все больше вовлекались в исследовательскую работу. Так рождается идея создания школьных музеев – островков патриотического воспитания.
Сегодня в нашем районе создано 13 школьных музеев, из них 6 работают по военно-патриотическому направлению:
Клуб им. А.П.Маресьева — «Музей памяти А.П.Маресьева».
Клуб был основан в 1964 году. На сборе ребят было решено бороться за право присвоить клубу имя Героя Советского Союза А.П. Маресьева. Была создана группа «Поиск» для сбора материалов. В результате большой работы был организован музей имени А. П. Маресьева. Первые члены клуба встречались с А.П. Маресьевым в городе Москве, в комитете ветеранов войны, где рассказывали ему о своей работе в клубе и микрорайоне «Фурмановский».
МБОУ СШ №1 «Музей им. А.В.Ворожейкина», «Зал боевой славы». Арсений Васильевич Ворожейкин – лётчик-истребитель, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился Арсений Васильевич 28 октября в 1912 г. в д. Прокофьево Городецкого района. Первые 2 класса Арсений учился в деревне Вязовое, затем ещё 2 года в Смольках. Там была только начальная школа. Потом он поступает учиться в школу № 1 г. Городца.
Арсений Васильевич Ворожейкин – это человек необычайного мужества и высокого долга. Отважный лётчик совершил свыше 240 боевых вылетов и сбил лично 52 самолёта противника, а в групповых боях ещё 13… Бюст прославленного лётчика Арсения Васильевича Ворожейкина установлен в г. Городце в 1953 году на одном из самых красивых мест – в сквере на Набережной.
Музей основан в честь 70-летия Героя 25 ноября 1982 года. На открытии присутствовал сам Арсений Васильевич. В «Зале боевой славы» хранятся документы и материалы об учениках и учителях школы, воевавших в Вов. На сайте школы создана виртуальная версия музея.
МБОУ СШ № 8 Музей «Молодая гвардия», «Экспозиция, памяти выпускника школы Олега Кашина».
После поездки группы ребят с вожатым в г.Краснодон, встречи с родителями молодогвардейцев, принято решение о создании музея в 1967 г., который рассказывает о героях-краснодонцах. В результате поисковой работы в музее собраны материалы об участниках Вов. В 1987 году экспозиция музея пополнилась мемориалом памяти ученика школы Олега Кашина, который погиб при возвращении с боевого задания, подорвавшись в БТР на мине 10 июня 1987 года в Афганистане. Награжден посмертно Орденом Красной звезды. Вот так каждый день два Олега встречают учеников школы, напоминая им о неизменной преданности нашей Родине.
МБОУ СШ № 7 «Мемориал памяти выпускника школы Анатолия Александровича Крупинова», «Музей боевой славы».
В 2004 году по ходатайству Федеральной Службы Безопасности Средней школе №7 г.Городца присвоено имя Героя России Анатолия Александровича Крупинова, героически погибшего 14 августа 2002 года в Чеченской республике. Он спасал своих товарищей, прикрывая их отход и, раненый, подорвал себя и бандитов гранатой. В школе создан мемориал и Зал боевой славы, посвященный ученику школы, в котором проводятся не только экскурсии, но и торжественное школьное событие – вручение аттестатов.
МБОУ «Средняя школа № 2»
Музей истории школы №2 был открыт в 2013г. Созданию школьного музея способствовала многолетняя поисковая работа в 1983 году учащимися 10 класса школы сестер Майоровых. Была проведена поисково-исследовательская работа, связанная с деятельностью Соловецкой школы юнг. В результате были собраны некоторые документы, фотографии, памятные вещи, принадлежавшие Соловецким юнгам. Из этих предметов составлена экспозиция «В шестнадцать мальчишеских лет». По приказу наркома Военно-морского флота Н. Кузнецова от 25 мая 1942 года была организована Соловецкая школа юнг. В суровом 1942 году из Городца в школу юнг уходят городецкие мальчишки: Алексей Блинов, Борис Чиков, Константин Петров, Александр Павловцев, Александр Субботин, Евгений Поляков, Михаил Белов, Сергей Горшков, Николай Шаплонов, Иосиф Нуждин, Виктор Колбенов, Иосиф Выгов, Владимир Пилипенко, Иван Михайлин, Е. Шаров, Виктор Жемчугов, Евгений Васильев, Ахмед Юсупов.
В условиях сурового севера, живя в палатках, умываясь снегом, питаясь под открытым небом, ребята строили школу, землянки для жилья. Они глотали суп пополам с дождём. Они ели кашу, присыпанную снегом. Юнги всех специальностей, помимо теоретической подготовки, проходили практику по военно-морскому делу: учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах. Получив разряды специалистов, юнги разъезжались по действующим флотам и флотилиям, дав клятву умножать боевые традиции советских моряков, отдавать силы, отдавать жизнь, если потребуется, за свободу и независимость Родины.
МБОУ «Средняя школа №2» г. Городца находится рядом с историческими местами города – мемориалом Памяти у главной площади города, Городецким историческим валом и храмом Феодоровского монастыря. Глядя из окон школы, поневоле останавливаешь взгляд на восстановленном храме, и мысли твои приходят в порядок, и душу переполняет чувство гордости за родную землю… Это близкое соседство педагоги школы используют для воспитания гражданственности и патриотизма в своих подопечных.
Наряду с традиционными формами работы школьного музея (экскурсия, беседы, уроки Мужества) стала квест — игра «Знай и люби свой город» по маршрутным листам с обозначением памятных мест, которые встречаются им каждый день по дороге в школу.
Первый этап начинается от крыльца школы, где ребята узнают о выпускнике 1966 года. Штурман-испытатель, инструктор Школы лётчиков испытателей лётно-исследовательского института имени М.М.Громова Веретенников Владимир Михайлович, погиб при испытании самолёта МиГ-21 02 апреля 1981 года.
После кропотливой поисковой работы учеников и учителей школы 30 сентября 2016 года открылась экспозиция в школьном музее, посвященная ему, состоялся митинг и памятный вечер. В этот день в школу приехали родственники и друзья-летчики: заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник Гордеев Владимир Дмитриевич, заслуженный штурман-испытатель СССР, старший лейтенант Ситников Юрий Георгиевич, лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации Рахманов Владимир Иванович.
Объект №2. Мемориал «Героям Великой Отечественной войны», Книги памяти погибших городчан — это место, чтимое каждым человеком, напоминает людям о великом подвиге, совершенном нашими земляками в годы Вов. Ребята узнали не только об истории пл. Пролетарской и авторе мемориала, но и нашли на памятных плитах фамилии своих близких, погибших в годы войны.
Объект №3. Памятник жертвам политических репрессий. Участники игры узнали об исторических событиях 30х-50х годов и жертвах репрессий: большинство городчан, были простыми крестьянами, учителями (171 человек из 285).. Репрессии не обошли и священнослужителей. Их расстреливали поодиночке и сообща, как членов контрреволюционных церковно-кулацких групп. Так, по делу № 8833 проходили три священника (М.И. Ангелов, С.М. Колбешкин, А.П. Тресейкин — все расстреляны), а также церковные старосты Г.С. Волков, Е.В. Медведев и дьякон В.К. Введенский, получившие по 10 лет лагерей… Не пожалели даже пятидесятилетнюю монашенку — уборщицу церкви из деревни Шеляухово. Мария Ивановна Смирнова была осуждена особым совещанием за контрреволюционную агитацию и расстреляна 4 октября 1937 года. За короткий промежуток времени церковный округ был полностью обезглавлен. Только в 1937 году репрессировано 24 служителя церкви [2].
Этот памятник очень важен жителям нашего города — ведь многие их них так и не знают, где были похоронены их родственники, после расстрелов.
Объект №4. Монумент памяти пограничников всех поколений находится рядом с памятником погибшим в Афганистане и Северном Кавказе.
Ребята узнали имена героев-земляков, проявивших мужество, героизм, верность Отчизне и воинскому долгу.
Объект №5. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Памятник святому благоверному великому князю Александру Невскому в схиме. Каждый житель Городца знает, что именно здесь, в Городецком мужском монастыре закончил свою жизнь этот удивительный человек: великий князь, непобедимый полководец, великолепный дипломат, мудрый наставник, прекрасный семьянин, святой Александр Невский.
Всех гостей радушно встречает в «Музее А. Невского» Сущикова Светлана Сергеевна. Она рассказывает об истории Феодоровского монастыря, о биографии великого князя, об особенностях того времени. Участники игры не только смогли рассмотреть экспонаты музея, единственный памятник А.Невскому в схиме, подняться на колокольню, но и подержать в руках княжеский меч, освященный на мощах великого князя.
Рядом со школой в шаговой доступности есть места, где мы поклоняемся подвигам великих людей, которые положили свою жизнь «за други своя», за независимость нашей Родины. Многие дети, после прохождения игры, признаются, что никогда не задумывались об этих памятниках, когда и кому они поставлены, а теперь будто увидели их другими глазами, и будут рассказывать об этом своим родным и знакомым.
И еще об одной героине Вов скоро узнает весь Городецкий район. Это место приготовлено для будущего памятника Вольской Матрены Исаевны – учительницы Смольковской средней школы Городецкого района, которая в годы войны была разведчицей в партизанском соединении Никифора Коляды, боле известного как «Батя».
В 1942 году она, вместе с двумя девушками: учительницей Варварой Поляковой и медсестрой Екатериной Громовой вывела из оккупированной Смоленщины 3225 детей. Не смотря на свою беременность, она 24 дня выводила по лесам и болотам, под обстрелом фашистских самолетов, везла в «теплушках» голодных, изможденных, полураздетых, но живых детей Смоленщины. Принял детей только город Горький.
А Матрена Исаевна и ее муж, пришедший с фронта, навсегда остались работать учителями в Смольковской школе, никому не рассказывая о своем подвиге. Да и подвигом это не считали! Просто выполняли свой долг!
После издания книги «Операция «ДЕТИ» (авторы Л.К.Новиков, Н.М.Дроздова), Матрена Исаевна встретится с некоторыми спасенными детьми.
Потом будет создан школьный музей имени Вольской М.И., установлен бюст, памятная доска на стенах школы и дома, где работала и жила героиня.
В 1987 году школьники под руководством Новикова Л.К., Чкалова А.А., Серовой Г.Л. пройдут путь смоленских детей в велосипедном походе.
В 2017 году будет открыта детская площадка имени Вольской в селе Смольки, а в мае 2020 году предстоит открыть памятник отважной партизанке.
Тем самым мы видим, что приемы музейной педагогики позволяют материалам музеев выходить за рамки стен школьного помещения и становится ближе сотням людей. Школьные музеи Городецкого района проводят колоссальную исследовательскую, поисковую работу, находя все новые экспонаты для воспитания основ патриотизма подрастающего поколения, подтверждая слова нашего Владыки – епископа Городецкого и Ветлужского Августина: «Патриотизм – это знание традиций, способность в них жить и готовность отдать свою жизнь за их сохранение».
Библиографический список:
- https://rustur.ru/nizhegorodskie-motivy
- http://radilov.ru/krayrodnoy/97-pamyatnik-repressirovannym.html
- https://vk.com/theforumschoolmuseum_2019