Авторы: Иерусалимская С. Ю., Иерусалимский Ю.Ю.
Одним из старейших учебных заведений России с правами университета являлось, основанное П.Г. Демидовым, Ярославское высших наук училище. Признательностью высокого качества обучения в нем являлся тот факт, что его диплом приравнивался к университетскому. Позднее училище было преобразовано в Демидовский камеральный лицей. 22 ноября 1845 г. Николай I подписал Устав Демидовского лицея. Первый параграф Устава полностью повторяет вариант проекта 1830 года. Главной целью деятельности лицея провозглашалось «распространение основательных сведений в части Камеральных наук, в связи с отечественным законоведением». Сообразно с этим преподаваемые науки были разделены на несколько разрядов. В первый разряд были включены «науки, необходимые для всякого образованного человека (общеобразовательные)» и среди них на первое место наряду с русской словесностью и математикой были поставлены богословие и церковная история, читаемые на первом курсе. В процессе чтения духовных дисциплин преподавателями активно осуществлялась не только учебная деятельность, но также велось широкое духовно-нравственное воспитание студентов.
В штате Демидовского камерального лицея значились в это время директор, инспектор, шесть профессоров, два лектора, два сторонних преподавателя (для математики и русской словесности) и один священник – преподаватель Закона Божьего. Курс обучения продолжался три года. По многим вопросам лицеисты пользовались правами, равными с действительными студентами университетов. Сразу же после окончания курса юридического факультета Московского университета 2 августа 1846 г. исполняющим обязанности профессора камеральных наук в лицее был назначен К.Д. Ушинский. В 1846 – 1849 гг. знаменитый русский педагог, ординарный профессор лицея, кандидат юридических наук К.Д. Ушинский вёл в училище ряд юридических дисциплин. Его речь о значении камерального образования, в том числе его духовно-нравственной составляющей, произнесенная в торжественном собрании Ярославского Демидовского лицея в 1848 г., была напечатана в том же году отдельным изданием.
Преобразованный в ходе судебной реформы в Демидовский юридический, лицей давал своим выпускникам отличные знания. В 1880 г. директор С.М. Шпилевский с гордостью констатировал, что по количеству преподавателей данное учебное заведение уступает только Московскому и Петербургскому университетам, равняется Киевскому, а остальные превосходит. Заметное место по обеспеченностью высшими преподавательскими кадрами занимали богословские науки. Так, к 1 января 1892 г. в лицее из трех профессоров один состоял профессором богословия.
Лица, окончившие курс в Демидовском юридическом лицее приравнивались и располагали тем же набором прав, что и выпускники университетов. В эпоху великих реформ лицей открыл свои двери не только для выпускников гимназий, но и для лиц, закончившие средние духовные учебные заведения. До 1885 г. (дольше университетов) ярославский лицей сохранял неизменным, введенное по реформе образования при Александре II, правило зачисления в студенты воспитанников семинарий.
Анализ вышеприведенных статистических данных рубежа веков показывает всесословный характер обучения в Демидовском лицее; а также явное преобладание православия в качестве господствовавшей конфессии. Для последних специально читались курсы богословия и церковного законоведения. Неслучайно все преподаватели лицея во главе с директором С.М. Шпилевским подписали послание ярославскому архипастырю в честь его 50-тилетия служения Церкви. Лицеистам периодически читался курс церковного права.
Таким образом, на протяжении всего XIX столетия в ярославском высшем учебном заведении, как и в большинстве других вузов на территории Российской империи, осуществлялось духовно-нравственное воспитание студентов. Преподаватели церковной истории и духовных дисциплин обладали высокой квалификацией, занимали заметное место и играли одну из ведущих ролей в деятельности профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Богословские науки были представлены среди читаемых студентам дисциплин и вызывали у последних неподдельный интерес. Данные предметы оказали влияние на формирование морально-нравственного облика части традиционалистски настроенных учащихся и послужили определенным противовесом революционных воззрений модного в то время нигилизма, распространенного среди леворадикального студенчества.