«Распространение почитания преподобного Гавриила Седмиезерного
его духовными чадами в зарубежье»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Жизнь прп. Гавриила Седмиезерного – исключительное явление в русской духовной жизни. Путь его был тернистым, сопровождался множеством искушений. В течение жизни он подвизался в шести монастырях (Оптина пустынь, Высоко-Петровский монастырь, Богоявленский монастырь, Раифский монастырь, Седмиезерная Богородичная пустынь, Спасо-Елеазаровский монастырь), из четырех был изгнан. Воспитал большое число духовных чад, многие из которых причислены ныне к лику святых. Прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии как прп. Гавриил Седмиезерный в 1996 г. С именем Гавриил Спасо-Елеазаровский входит в сонм Псковских святых. 9 июля 2019 г. в ходе заседания Священного Синода РПЦ вопрос об общецерковном прославлении прп. Гавриила Седмиезерного был включен в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора Русской Церкви.
Иноческий путь его начался в 1864 г. в Оптиной пустыни. Там он приступил к серьёзной работе над собой. Воспитывал в себе добродетели, с душевным подъёмом исполнял тяжелые послушания, переносил болезни, неудобства. Приучался к совершенному отсечению своей воли и послушанию, во всем советовался со старцами, понуждал себя к покорению братии. Упражнялся в терпении, жил евангельской самоотверженностью. Горя желанием богоугодной жизни, он определил для себя аскетический идеал, который пронес через всю жизнь и привил своим ученикам[1].
Духовный ученик прп. Гавриила, архимандрит Симеон (Холмогоров), писал, что он «…многих вел ко спасению путем духовной мудрости и простоты, унаследованной им от своих наставников — блаженных старцев Оптиной пустыни: о. Исаакия, о. Амвросия, о. Мелхиседека и о. Илариона. Он был прямым продолжателем их старчества, хотя и вне Оптиной пустыни, но в том же духе древних подвижников и в той же силе молитвенного дерзновения”[2]. «Кто как, а я взял себе, что полегче», — скромно говаривал батюшка. «Кому пост, кому молитва, кому затвор по душе: а я облюбовал себе вот это — любовь»[3].
С 1874 г. он подвизается в Высоко-Петровском монастыре. С 1882 г. — в Седмиезерной Богородичной пустыни, где проводит 25 лет, возводит храм во имя прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского для круглосуточного чтения Псалтири, в 48 лет постригается в схиму и на одре смертельной болезни в течение 5 лет преображается в великого старца. Во время тяжелой болезни терпением и смирением он стяжал благодатный дар любви. «Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру…»[4]. Любовь к Богу стала сопровождать старца всю жизнь, тепло и свет этой любви привлекали к нему сердца и мятущиеся души людей.
В казанский период служения преподобного совершенно особые отношения складываются у него со студентами и преподавателями Казанской духовной академии (КазДА), для многих он становится духовным отцом и наставником. Это происходит в пору ректорства еп. Антония (Храповицкого). Старец Гавриил исповедовал студентов перед пострижением в монашество и часто становился их восприемником. В КазДА в это время не постригали без благословения схиархим. Гавриила[5].
Среди духовных чад старца сщмч. Анатолий (Грисюк), сщмч. Иувеналий (Масловский), сщмч. Герман (Ряшенцев), сщмч. Василий (Богоявленский), сщмч. Петр (Зверев), сщмч. Гурий (Степанов), сщмч. Амфилохий (Скворцов), сщмч. Иоасаф (Удалов), сщмч. Ефрем (Кузнецов), сщмч. Симон (Шлеев), сщмч. Мефодий (Красноперов), сщмч. Алексей (Воробьев), свт. Иона (Покровский), прмч. Игнатий (Лебедев), прмч. Серафим (Щелоков), прмч. Тихон (Бузов), прмч. Евфросин (Антонов), прмч. Великая княгиня Елисавета Федоровна, митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский), архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский), архиепископ Астраханский Иннокентий (Ястребов), архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Знамировский), архиепископ Уфимский и Давлекановский Иоанн (Поярков), архиепископ Шадринский Евсевий (Рождественский), архиепископ Саратовский и Петровский Афанасий (Малинин), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий), архиепископ Ижевский и Удмуртский Ювеналий (Килин), епископ Приморский и Владивостокский Варсонофий (Лузин), епископ Ижевский и Воткинский Николай (Ипатов), епископ Печерский Варнава (Беляев), архимандрит Симеон (Холмогоров) и другие.
Духовные чада старца — архиереи в годы гонений самоотверженно несли свой крестный подвиг, претерпевая аресты, тюрьмы, лагеря, ссылки, гонения. Сохранили чистоту Православной веры, не шли на компромиссы, хранили паству, проповедовали, учили, находясь на кафедрах и в ссылках. Молитвы духовного отца помогали им выстоять, мужественно неся крест служения и принимая мученическую кончину[6].
В 1915 г., после смерти старца, его ученик, архим. Симеон (Холмогоров), принявший иноческий постриг с именем Симеона Верхотурского под духовным руководством старца, издал его первое жизнеописание в России: «Схиархимандрит Гавриил старец Спасо-Елеазаровой пустыни»[7]. Переиздана эта книга была лишь спустя 50 лет и не в России, а в США на русском языке.
История почитания прп. Гаврила Седмиезерного в США
На пути почитания старца Гавриила в зарубежье переплелось множество удивительных событий и судеб его духовных чад, эмигрировавших из России во времена гонений. Среди них — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий) (1883–1963 гг.), митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) (1868 – 1946 гг.). Они сохранили в своих сердцах память о старце, принесли с собой его монашеский дух и любовь к Богу, передали это чувство своим духовным чадам. В их становлении и укреплении заграницей огромную роль сыграл митрополит Антоний (Храповицкий), бывший ректором КазДА во времена окормления там ученого монашества старцем Гавриилом.
Русские эмигранты, ученые и писатели «оптинолюбцы» Иван Михайлович и Елена Юрьевна Концевичи благодатно восприняли в своих сердцах принесенную из России чудесную историю о многопоучительной жизни старца Гавриила. А опекаемые ими миссионеры, впоследствии сподвижники монахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) создали иноческое братство, содействовавшее распространению православия за пределами России, и переиздали биографию прп. Гавриила на разных языках.
Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Тихон (Троицкий)
Архиеп. Тихон (Троицкий) закончил КазДА, где духовно окормлялся у старца Гавриила. В 1905 г. был пострижен в монашество с именем Тихон, которое носил и сам старец до пострижения в схиму. Восприемником его при постриге был прп. Гавриил. В письме от 2–15 декабря 1951 г. к Н. Тальбергу он так вспоминал годы своей учебы в Академии: «…Вы пишете о посещениях митр. Филаретом казанских монастырей: Раифской и Седмиозерной пустыней. Обе я хорошо знаю, а в последней был пострижен в монашество. Там был в мое время великий подвижник, духовник Казанской дух. Академии, прозорливый старец, схимо-архимандрит Гавриил. Мне очень дорога эта св. обитель, и, в бытность мою в Академии, я проводил там все каникулы (летние и зимние), и то же делал, служа уже в семинариях, вплоть до 1917 г. Провела там месяца 2-3, под руководством старца, и вел. Княгиня Елисавета Федоровна. Так как она обедала и чай пила у старца вместе с нами – академиками (человек 6 — 10 жило там нас), то имел я случай узнать эту праведную и святую женщину. И старец тоже очень ценил ее, а она его взаимно. Приезжала она из Москвы и на погребение его в Седмиозерную пустынь» [8].
В 1908 г. иером. Тихон (Троицкий) окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии. Сразу был назначен помощником инспектора Таврической духовной семинарии, затем — инспектором Волынской духовной семинарии в сане архимандрита, правящим архиереем которой в то время был архиеп. Антоний (Храповицкий).
В 1919 г. он вместе с уже митрополитом Антонием (Храповицким) эмигрировал в Югославию, где примкнул к Русской Православной Церкви Заграницей. В 1930 г. был хиротонисан в епископа Сан-Францисского, викария Северо-Американской епархии, которую также совершил митр. Антоний[9]. Вручая архиерейский жезл, он так напутствовал нового епископа: «Ты никогда не грешил двоедушием. Ты всегда держался правого пути и не скрывал своих убеждений. Ты будешь проводить свое служение на трудном поприще в Америке, где давно уже принадлежность к Церкви стала номинальной. Да поможет тебе Господь выдвинуть там верных и поразить оружием слова, которым ты отлично владеешь, отступников»[10].
Каким же был духовный сын старца Гавриила. Из архивов владыки Тихона и его писем известно, что он занимался благотворительной деятельностью. Тихо, стараясь оставаться малозаметным, собирал по крохам средства и посылал их особо нуждающимся. Любил собирать газетные вырезки из русскоязычной и американской прессы тех лет[11].
Вот что писал о нем свт. Иоанн Шанхайский, глубоко почитавший и уважавший архиеп. Тихона и скорбевший о его кончине. «Непоколебимый и стойкий в вере и верности Архипастырь…, он явился столпом здешней церкви в смутные дни колебаний многих ее чад и сохранил достояние Российской Церкви и преемство священноначалия ее архипастырей в Америке. Ничего не собирая себе, исполненный любви ко всем, он щедро рассылал помощенствования всюду, где была нужда, начиная от Святых мест и от горы Афонской и включая Европу и Китай, особенно же проявив свое внимание к беженцам оттуда, оказавшимся здесь. Непрестанно вознося молитву за свою паству, он вникал во все духовные и материальные нужды каждого, и многие лично обязаны ему»[12].
В 1962 г. архиеп. Тихон передал правление Сан-Францисской кафедрой будущему свт. Иоанну Шанхайскому и ушёл на покой.
Последний год своей земной жизни владыка Тихон провел в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Скончался в 1963 г., был похоронен под алтарём соборного храма Свято-Троицкого монастыря.
В то время Свято-Троицкий монастырь Джорданвилля являлся духовным центром Русской Православной Церкви Заграницей. С 1946 г. при монастыре существовали духовная семинария, издательство, иконописная мастерская, библиотека и кладбище.
Братство прп. Германа Аляскинского
В 1961 г. Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле окончил Глеб Подмошенский, эмигрировавший вместе с матерью из Латвии, сын новомученика Димитрия Подмошенского, родившегося в Псковской губернии, арестованного и замученного в концентрационном лагере в Воркуте. В этом же году в Джорданвилле он познакомился с Евгением Роузом. К этому времени Евгений закончил Академию Азиатских наук, получив степень магистра, и Калифорнийский университет в Беркли. Перед ним лежала блестящая научная карьера. Но он разочаровался ученым миром и стал искать Христа[13].
Первая встреча с православным богослужением у Евгения Роуза состоялась в Великую пятницу 1962 г. в Русском Православном соборе в Сан-Франциско. Впоследствии Евгений так описал ее: «Стоило мне перешагнуть порог русской церкви в Сан-Франциско, как со мной произошло что-то неизведанное доселе ни в буддистских, ни в иных восточных храмах. Сердце подсказало: вот твой дом. Я наконец обрел, что искал»[14]. На возвышении посреди храма он увидел маленького согбенного старичка с белоснежной бородой в лиловом облачении. То был архиеп. Тихон. Он стоял отрешенно, закрыв глаза, погрузившись в молитву. Немощный телом архиеп. Тихон произвел неизгладимое впечатление на Евгения. Он увидел, что служба — не просто отработанная череда ритуалов, а глубокое молитвенное стояние. Тогда еще он не знал, что молитва для архиеп. Тихона — средоточие жизни. Еще в России тот получил духовное окормление старца Гавриила Казанского, и в своей маленькой келье при соборе владыка Тихон проводил в молитвенном бдении большую часть суток, ночи напролет предстоя пред Господом[15].
В дальнейшем владыка Иоанн (Максимович) благословил Евгения и Глеба на открытие книжного магазина, издательство журнала «Православное слово» и на создание братства. Подвижники решили посвятить свое братство тогда еще не прославленному прп. Герману Аляскинскому, который был в дальнейшем канонизирован благодаря собранным ими документам.
Иван Михайлович и Елена Юрьевна Концевичи
Иван Михайлович Концевич со своей женой Еленой Юрьевной, известные деятели духовной жизни русской эмиграции, встретились в Париже в эмиграции. Они были «оптинолюбцами», а Иван Михайлович, также, как и его брат, еп. Нектарий (Концевич), духовным сыном Оптинского старца Нектария[16].
С благословения старца он обучался богословию в Свято-Сергиевской семинарии в Париже, где написал диссертацию на тему: «Стяжание Духа Святого на путях Древней Руси»[17].
После войны Иван Михайлович Концевич переехал в Америку к брату, будущему архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Нектарию (Концевичу), и принял кафедру патрологии в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Там они с женой стали всячески содействовать юному Братству во имя преподобного Германа Аляскинского в его просветительной и издательской деятельности, направленной на американцев.
Концевичи вместе со своими молодыми помощниками собирали и записывали рассказы о чудотворениях в современном мире. В течение многих лет они разыскивали книгу архим. Симеона (Холмогорова) о схиархим. Гаврииле, о котором давно уже знали как о великом русском старце, духовном учителе архиеп. Тихона (Троицкого). В своей книге «Оптина пустынь и ее время», в главе «Ученики оптинских старцев», И.М. Концевич также упоминал старца Гавриила как духовного учителя еп. Ионы Ханькоуского (1888–1925 гг.). И.М. Концевич писал: «Поступив в Казанскую Духовную Академию, он на третьем курсе принимает монашество с именем Ионы. В это время его духовником стал великий старец Гавриил, сам положивший начало своей монашеской жизни в Оптиной Пустыни еще при старце Амвросии. Он тогда – во времена студенчества о. Ионы – был настоятелем Седмиозерной пустыни, возле Казани»[18].
Елена Юрьевна Концевич во вступлении ко второму изданию книги архим. Симеона (Холмогорова) «Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни» писала: «Предлагаемое Боголюбивому читателю жизнеописание в Бозе почившего схиархимандрита Гавриила разыскивалось для переиздания в Вашингтоне; эту книгу искали и на Афоне, и в Финляндии, и спрашивали ее у многих книгопродавцев – и только теперь, когда приблизилось пятидесятилетие со дня успения старца и наступило 120-летие со дня его рождения удалось неожиданно обрести эту драгоценную и редчайшую книгу. Ввиду особой близости к Старцу, о. Симеон (Холмогоров) сложил в своем сердце все, что касалось жизни его наставника: его воспоминания, духовные переживания, описания дивных видений и созерцаний. Мудрых бесед и наставлений»[19].
В 1964 г. в Свято-Троицкий монастырь Джорданвилля приехал архим. Поликарп (Горбунов), ученик и келейник митрополита Харбинского и Маньчжурского Мелетия (Заборовского), духовного чада прп. Гавриила Седмиезерного.
Митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) и архим. Поликарп (Горбунов)
Митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский) (1869 – 1946 гг.) окончил КазДА со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии. На втором курсе был пострижен в монахи схиархим. Гавриилом. После окончания Духовной академии был назначен смотрителем Духовного училища в Елабуге, затем заведующим катехизаторским училищем Бийска. Около 4 лет прослужил ректором Томской духовной семинарии. В 1908 г. был назначен епископом Барнаульским. А в 1911 г. его назначили на Якутскую кафедру. Там он посещал колонию прокаженных и проводил среди них службы. В 1920 г. эмигрировал в Маньчжурию и обосновался в Харбине. В 1931 г. возглавил вновь образовавшуюся Харбинскую епархию. Для подготовки священнослужителей в Харбине открыл в 1938 г. духовную семинарию. В 1939 г. был возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского.
По воспоминанию его келейника, архим. Поликарпа (Горбунова): «Светского в нем ничего не было. Никогда и никого он не судил. К слабостям ближних был очень снисходителен. Так, у него келейник был, который имел слабость выпивать. Иногда и пил изрядно — тогда Владыка за больным ухаживал сам. В жизни был очень осмотрителен, осторожен, вдумчив — хоть, скажем, при рукоположении. Если кого представляют, он тщательно все проверял сам, прочитывал все документы со вниманием. Решения Епархиальнаго управления — и те проверял. Например, поступила жалоба на священника, и Епархиальный Совет пришел к решению перевести его на худший приход. Постановление поступило на рассмотрение Вл. Мелетия. Ознакомившись с делом, Владыка положил резолюцию: перевести священника на лучший приход»[20].
Владыка Мелетий был инициатором постройки Благовещенскаго храма в Харбине. Когда храм был построен, японцы подняли вопрос о поклонении в нем богине Аматерасу. Вместе с другими отцами постановили: «Пусть нас вышлют в Союз, а мы кланяться не будем»[21]. В 1945 г., вместе с большинством Дальневосточного клира и паствы, находившихся до этого в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, был принят в Московский Патриархат. В 1946 г. митр. Мелетий умер.
Все это время, на протяжении 38 лет, митр. Мелетия сопровождал его духовное чадо и келейник архим. Поликарп (Горбунов) (1880 – 1970 гг.). Вместе с митр. Мелетием он эмигрировал в Китай[22].
Во время эмиграции он был настоятелем Благовещенского храма в Харбине. После изгнания из Китая в 1959 г. выехал в Гонконг, а в 1960 г. – в США, где и подвизался в Свято-Троицком монастыре Джорданвилля.
В 1963 г. в Джорданвиле в журнале «Православный путь» вышли его «Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии». Он писал: «При пострижении в монашество Евангельским отцом о. Мелетию был назначен известный старец схиархимандрит Гавриил, бывший тогда настоятелем Седмиозерного монастыря, Казанской губернии. Он слыл чудотворцем и прозорливцем, и от него Вл. Мелетий много воспринял доброго и монашеского. Познакомиться с жизнеописанием старца Гавриила можно всем рекомендовать — оно очень назидательно»[23]. В 1960 г. он и привез в США первое издание книги архим. Симеона (Холмогорова) о прп. Гаврииле от 1915 г., которое так долго искали Концевичи.
В 1964 г. в США, в монастыре Святой Троицы, было переиздано первое русскоязычное издание книги архим. Симеона (Холмогорова) «Един от древних». Елена Юрьевна Концевич написала для него предисловие и подробный отчет о последних днях старца[24].
В 1988 г. игумен Герман (Подмошенский) осуществил его первый перевод на английский и греческий языки. Так старец Гавриил стал известен всему миру.
В 2016 г. в монастыре Германа Аляскинского была переиздана книга архимандрита Симеона (Холмогорова) на английском языке «The Love of God. The Life and Teachings of St. Gabriel of the Seven Lakes Monastery». Из предисловия известно, что игумен Герман (Подмошенский) во время поездок по России посетил Казанскую духовную семинарию, которой подарил книги о прп. Гаврииле Седмиезерном. Монашествующие монастыря прп. Германа Аляскинского дважды посещали Седмиезерную Богородичную пустынь, где им была передана икона прп. Гавриила и частица его святых мощей. Сейчас они хранятся в монастыре прп. Германа Аляскинского в США.
Современный этап прославления Господом Своего святого начался среди психиатров НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, когда в связи с ростом числа самоубийств среди молодежи (часто связанных с несчастной любовью), депрессий, других психических расстройств возникла потребность в оказании духовной помощи пациентам.
Директор института, профессор З.И. Кекелидзе решил обратиться к святому, при жизни испытавшему искушения любовной страстью, молитва к которому могла бы облегчить душевное состояние страдающего человека. Так в жизнь психиатров вошел прп. Гавриил Седмиезерный (Зырянов). Будучи искушаем любовной страстью в период своего служения в Высоко-Петровском монастыре и, исцелившись через неустанные молитвы к Божией Матери, старец всегда был сострадателен к рабам какой-либо страсти, никогда не осуждал их, соболезновал, старался словами, своими советами и молитвами ослабить узы вражеского плена. Он миловал и жалел всех подверженных дурным привычкам и страстям и прославился как великий утешитель и помощник в скорбях.
С тех пор совместно с комиссией по канонизации святых Казанской епархии начался сбор документов о местах почитания святого не только в России, но и за рубежом, свидетельств о его молитвенной помощи. Был создан фонд имени прп. Гавриила Седмиезерного. В процессе этой работы появлялись все новые духовные чада старца Гавриила – наши современники. В 2019 году по результатам собранных материалов Священный Синод РПЦ принял решение о включении вопроса об общецерковном прославлении прп. Гавриила Седмиезерного в повестку дня Архиерейского Собора Русской Церкви.
Эта удивительная история говорит о том, что Господь, прославляющий Своих святых, дает возможность узнать о тех из них, которые могут и нам послужить в указание верного пути в Царство, которого они уже сами достигли, всеми возможными путями.
Список использованных источников и литературы
- Герман (Подмошенский). Елена Юрьевна Концевич // Мгарский колокол. 2008. № 71.
- Градова З.И. Архиепископ Тихон (Троицкий). По материалам архива Западно-Американской епархии РПЦЗ. Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига». 6 декабря 2018 г. Москва: Высоко-Петровский монастырь. https://mroc.pravobraz.ru/gradova-vrublevska-z-i-arxiepiskop-tixon-troickij-po-materialam-arxiva-zapadno-amerikanskoj-eparxii-rpcz.
- Дамаскин (Орловский), иером. В огненном испытании // Даниловский благовествник. Вып. 8. С. 50-51.
- Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза // Русский паломник. 2001. — 883 с.
- Ермакова Н. Мы не в изгнании, мы – в послании. Записки об архиве Западно-Американской епархии // Весна духовная. 2013. №1. С. 54 – 63.
- Ермакова Н. Поминайте наставников Ваших. К юбилею Западно-Американской епархии РПЦЗ // Весна духовная. 2014. №4. С. 68 – 78.
- Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. Париж, 1952. – 171 с.
- Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995).
- Марченко В. Приобщившийся Истины. Жизнеописание отца Серафима (Роуза) Платинского. Ко дню памяти (2 сентября 1982 г.). 2015. https://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/priobwivshijsya_istiny_zhizneopisanie_otca_serafima_rouza_platinskogo.
- Огрызков С. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова): Дисс. канд. богословия. Сергиев Посад: Троице-Сергиева лавра, 2000. – 208 с.
- Поликарп (Горбунов), архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии // «Православный Путь». Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1963. С. 3-30.
- Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних: Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни: Жизнеописание. Творения. Письма. Казань, 2015. – 352 с.
- Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровской пустыни: [Крат. жизнеописание]. – Псков: Электротипо-лит. Псков. губ. зем., 1915. -126 с.
- Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровской пустыни. Джорданвилль. 1964.
- Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Житие, поучения, письма, акафист. СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 416 с.
- Сухова Н.Ю. Ученое монашество в России: научно – богословская деятельность и проблема консолидации. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 304-325.
[1] Огрызков С. Пастырство схиархимандрита Гавриила (Зырянова): Дисс. канд. богословия. Сергиев Посад: Троице-Сергиева лавра, 2000. – 208 с.
[2] Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. Житие, поучения, письма, акафист. СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. — С. 9.
[3] Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних: Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни: Жизнеописание. Творения. Письма. Казань, 2015. – С. 40.
[4] Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних: Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни: Жизнеописание. Творения. Письма. Казань, 2015. – С. 92.
[5] Сухова Н. Ю. Ученое монашество в России: научно – богословская деятельность и проблема консолидации. Вертоград наук духовный: Сборник статей по истории высшего духовного образования в России XIX — начала XX века. М., 2007. С. 304-325.
[6] Дамаскин (Орловский), иером. В огненном испытании // Даниловский благовествник. Вып. 8. С. 50-51.
[7] Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровской пустыни: [Крат. жизнеописание]. – Псков: Электротипо-лит. Псков. губ. зем., 1915. 126 с.
[8] Цитируется по Градовой З.И. Архиепископ Тихон (Троицкий). По материалам архива Западно-Американской епархии РПЦЗ. Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига». 6 декабря 2018 г. Москва: Высоко-Петровский монастырь.
[9] Градова З.И. Архиепископ Тихон (Троицкий). По материалам архива Западно-Американской епархии РПЦЗ. Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига». 6 декабря 2018 г. Москва: Высоко-Петровский монастырь.
[10] Ермакова Н. Поминайте наставников Ваших. К юбилею Западно-Американской епархии РПЦЗ // Весна духовная. 2014. №4. С. 68 – 78.
[11] Ермакова Н. Мы не в изгнании, мы – в послании. Записки об архиве Западно-Американской епархии // Весна духовная. 2013. №1. С. 54 – 63.
[12] Ермакова Н. Там же.
[13] Ермакова Н. Мы не в изгнании, мы – в послании. Записки об архиве Западно-Американской епархии // Весна духовная. 2013. №1. С. 54 – 63.
[14] Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение о. Серафима Роуза // Русский паломник. 2001. – 883 с.
[15] Дамаскин (Христенсен), иером. Там же.
[16] Герман (Подмошенский). Елена Юрьевна Концевич // Мгарский колокол. 2008. № 71.
[17] Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. Париж, 1952. – 171 с.
[18] Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995).
[19] Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровской пустыни. Джорданвилль. 1964.
[20] Поликарп (Горбунов), архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии // «Православный Путь». Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1963. С. 3-30.
[21] Поликарп (Горбунов), архим. Там же.
[22] Поликарп (Горбунов), архим. Воспоминания о приснопамятном Владыке Мелетии // «Православный Путь». Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь. 1963. С. 3-30.
[23] Поликарп (Горбунов), архим. Там же.
[24] Симеон (Холмогоров), архим. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровской пустыни. Джорданвилль. 1964.
Аннотация. Жизнь преподобного Гавриила Седмиезерного — исключительное явление в русской духовной жизни. Он воспитал большое число духовных чад, многие из которых причислены ныне к лику святых. В 1915 г. после смерти старца архим. Симеон (Холмогоров) издал его первое жизнеописание. Спустя 50 лет оно было переиздано в США. В распространении почитания прп. Гавриила за рубежом важную роль сыграли его духовные чада, которые эмигрировали из России во времена гонений. Среди них — Тихон (Троицкий) (1883-1963), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, Мелетий (Заборовский) (1868-1946), митрополит Харбинский и Маньчжурский. Русские эмигранты Иван Михайлович и Елена Юрьевна Концевичи благодатно восприняли историю о жизни прп. Гавриила. А миссионеры монахи Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский) переиздали его биографию на разных языках.
Abstract. Life of the venerable Gabriel of the Seven Lakes Monastery is an exceptional phenomenon in Russian spiritual life. He raised a large number of spiritual children, many of whom are now canonized as saints. In 1915, after the elder’s death, Archimandrite Simeon (Kholmogorov) published his first biography. 50 years later it was reissued in the United States. His spiritual children, who emigrated from Russia during the persecution, played an important role in spreading the veneration of St. Gabriel abroad. Among them — Tikhon (Troitsky) (1883-1963), Archbishop of San Francisco and Western America, Meletius (Zaborovsky) (1868-1946), Metropolitan of Harbin and Manzhur. Russian emigrants I.M. Kontsevich and E.Y. Kontsevich graciously accepted the story of the life of St. Gabriel. And the missionaries monks Seraphim (Rose) and Herman (Podmoshensky) reprinted his biography in different languages.
Ключевые слова: почитание прп. Гавриила Седмиезерного за рубежом, архим. Симеон (Холмогоров) архиеп. Тихон (Троицкий), митр. Мелетий (Заборовский), мон. Серафим (Роуз) и Герман (Подмошенский), И.М. Концевич, Е.Ю. Концевич.
Кeywords: veneration of St. Gabriel of the Seven Lakes Monastery abroad, Archimandrite Simeon (Kholmogorov), Archbishop Tikhon (Troitsky), Metropolitan Meletius (Zaborovsky), monks Seraphim (Rose) and Herman (Podmoshensky), I.M. Kontsevich and E.Y. Kontsevich.