Градова (Врублевска) Зоя Ивановна, ответственный редактор журнала Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей «Весна духовная», США |
«Архиепископ Тихон (Троицкий). По материалам архива Западно-Американской епархии РПЦЗ»
Доклад на конференции «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига»
Региональный этап XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
6 декабря 2018 г., Высоко-Петровский мужской монастырь г. Москвы
В силу разных обстоятельств, жизнеописание архиепископа Западно-Американского Тихона (Троицкого) пока еще ждет своего автора.
Архиерейское служение этого выдающегося архипастыря, выпускника Казанской Духовной Академии, ученика аввы Митрополита Антония (Храповицкого) и духовного чада старца Гавриила Седмиезерного, в течение 32 лет проходило на американском континенте, история его жизни, в определенной мере, является отражением истории Православной церкви ХХ веке: революции, гонений, изгнания и исхода, православного рассеяния и миссионерского служения.
В архиве ЗАЕ хранится обширная коллекция документов и материалов, позволяющая восстановить духовный облик архипастыря, историю его служения, явить его несомненные заслуги не только перед вверенной ему паствой, но и Православной Церковью в целом.
Архив архиепископа Тихона содержит 88 единиц хранения и хранится в 9 архивных коробках. Материалы охватывают период с 18 июня 1926 г. до 1964 г. Сюда входят и официальная переписка с Архиерейским Синодом РПЦЗ, официальные документы Северо-Американской и Канадской епархии; делопроизводство канцелярии архиепископа Тихона; переписка с архипастырями и пастырями: митрополитом Феофилом (Пашковским), митрополитом Анастасием
(Грибановским), архиепископом Виталием (Максименко), архиепископом Иоанном (Максимовичем) и другими лицами; протоколы заседаний епархиального совета и соборов Северо-Американского митрополичьего округа по вопросам церковного единства и пр., дела благочиний, вопросы связанные с переходом в православие карпатороссов; обширный раздел составляют документы, связанные с переездом в США и устройством здесь китайской диаспоры, материалы, посвященные благотворительности и храмостроительству, личная переписка. Большой интерес представляет коллекция газетных вырезок, собранных архиепископом Тихоном, начальные даты, которой приходятся на 1926 г. Самым скромным разделом является раздел личных документов, к ним относится послужной список и Сертифакт о выдаче Американского гражданства[1]. На основании документов архива и составлен этот очерк, ни в коей мере не претендующий на полноту изложения.
О семье архиепископа
О семье будущего архиепископа и раннем периоде его жизни до революции известно очень мало.
Архиепископ Тихон, в миру Александр Алексеевич Троицкий, родился 30 марта (ст.ст.) 1883 г. в селе Воскресенском, Костромской губ. в семье клирика (чтеца?) Алексея Троицкого и супруги его Анны
(в девичестве Песковой). [2] Он начал свое духовное образование в Костромской духовной семинарии, после окончания которой в 1904 г., поступил в Казанскую духовную академию.
Годы учебы в Казани
В 1905 г., будучи студентом Казанской Духовной Академии, посвящен во иеродиакона и в 1908 г. во иеромонаха епископом Алексием (Молчановым), тогдашним ректором академии.[3]
В письме от 2 – 15 дек. 1951 г. к Н. Тальбергу он так вспоминал годы своей учебы в Академии: «…Вы пишете о посещениях митр. Филаретом (митрополит Киевский – прим. автора) казанских монастырей: Раифской и Седмиозерной пустыней. Обе я хорошо знаю, а в последней был пострижен в монашество. Там был в мое время великий подвижник, духовник Казанской дух. Академии, прозорливый старец, схимо-архимандрит Гавриил. Мне очень дорога эта св. обитель, и, в бытность мою в Академии, я проводил там все каникулы (летние и зимние), и то же делал, служа уже в семинариях, вплоть до 1917 г. Провела там месяца 2-3, под руководством Старца, и вел. Княгиня Елисавета Федоровна. Так как она обедала и чай пила у старца вместе с нами – академиками (человек 6 — 10 жило там нас), то имел я случай узнать эту праведную и святую женщину. И старец тоже очень ценил ее, а она его взаимно. Приезжала она из Москвы на погребение его в Седмиозерную пустынь». [4]
Служба в Волынской семинарии. Эмиграция. Ранние годы в Югославии
Удостоенный степени кандидата богословия, по окончании Академии в 1908 г., о. Тихон поступил преподавателем в Волынской Духовной семинарии, а в 1912 г. стал инспектором той же семинарии, в каковой должности пребывал до начала революции.
В это время Архиепископом Волынским и Житомирским был Высокопреосвященнейший Антоний (Храповицкий), бывший ректор КазДА и будущий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, оказавший большое влияние на юного студента Академии. Об этом архимандрит Тихон так говорил во время наречение во епископа:
«…От начала моего монашества и до сего дне я имею счастие быть в духовном общении с тобою. Самая мысль о монашестве возникла у меня – юного студента Казанской Дух. Академии в значительной степени под влиянием твоего нравственно – духовного облика. Ты владеешь каким-то особенным благодатным даром и какой-то особенной могучей духовной силой, способной воскрешать мертвые души и оживлять окаменелые сердца людей. Ты духовно оживил, возродил и одухотворил спавшую до тебя мертвым сном Духовную Академию Казани. …И я, недостойный, благословение на монашество приял от тебя. Первая моя монашеская мантия была твоя – же, и я хранил ее до самого бегства из России как святыню, подобно тому, Св. Афанасий Вел. чтил и хранил убогую милоть-мантию Преп. Антония Вел. Вся моя последующая духовно-педагогическая служба и деятельность протекла под твоим непосредственным Архипастырским надзором и руководством. Вот почему ты знаешь …все мои слабости и недостатки…Знаешь и о, сколько за это время, как милосердный Евангельский Самарянин, проявил ты ко мне ласки и любви!..».
Будучи человеком очень скромным, владыка очень мало рассказывал о себе, поэтому неизвестным остался его путь в изгнание. Так же скудны сведения о его пребывании в Югославии до архиерейской хиротонии.
Известно, что он преподавал в семинарии св. Саввы в Карловцах в течение одного года, а остальные 8 лет, до хиротонии, был преподавателем Призренской Богословии (Духовной семинарии). По воспоминаниям Архиепископа Антония (Медведева), знавшего владыку по Мильковскому Введенскому Богородичному монастырю, что в Сербии на реке Мораве, будущий архиепископ с 1927 г. проводил каникулы в монастыре в Мильково, по составу братии на 90 процентов русской, «а до этого отец Тихон пользовался каникулами для поездки на Афон». [5] В этом же монастыре принял постриг и преемник Архиепископа Тихона, святитель Иоанн (Максимович). Настоятелем монастыря был «немноголетний старец», игумен Амвросий (Курганов), бывший духовником трех будущих Западно-Американских архиереев: архиепископа Тихона (Троицкого), архиепископа Иоанна (Максимовича) и Архиепископа Антония
(Медведева). C ним архимандрит Тихон был связан особой любовью и взаимопочитанием. Пишет отец Амвросий: «Если Господу угодно, то должно быть на хиротонию прибудем чуть – ли не целым монастырем. Авва Тихон уже два письма прислал в коих пишет, что будет очень обижен, если наше убожество не явится в Белград, просит захватить двух иеродиаконов, а я уже на свой страх, чтобы не было обидно, забираю и третьего, ведь авву Тихона мы считаем за своего собрата, как бы от нашей обители.» [6]
Помнил владыка об Обители и в Америке. Монастырь был бедный – он в Америке собирал и посылал деньги на строительство гостиницы для приезжих, на колодец и другие нужды монастыря.
Хиротония во епископы
Согласно избранию и представлению Высокопреосвященного Аполлинария, Архиепископа Северо — Американского и Канадского, Архиерейский Синод назначил архимандрита Тихона на кафедру епископа Сан-Франциского, викария Северо-Американской епархии. 14 июня 1930 г. состоялось наречение отца архимандрита во епископа, которое совершил перед Всенощной Председатель Архиерейского Синода Высокопреосвященнейший Митрополит Антоний и Синодальные члены – Архиепископы Гермоген и Феофан. После возглашения многолетия архимандрит Тихон произнес глубокопрочувствованную речь, рукописный черновик которой сохранился в архиве. Надо сказать, что несмотря на то, что современники неоднократно упоминают о необыкновенном ораторском таланте архиепископа Тихона, текстов его проповедей в архиве нет, за исключением одной статьи о св. Серафиме Саровском и вот этого Слова, которое отличается богатством образов и изяществом языка.
На другой день, 15 июня 1930 г. в Св. Троицкой церкви в Белграде митрополитом Антонием, в сослужении тех же святителей, была совершена хиротония архимандрита Тихона во епископа Сан-Франциского.
В алтаре, во время хиротонии, присутствовал представитель Св. Сербской Православной Церкви – Преосвященный Мардарий (Ускокович), Сербский епископ в Северной Америке. (Святитель Мардарий Либертивилльский и Всеамериканский был прославлен во святых 16 июля 2017 – прим. автора).
Сохранилась так же и напутственное слово Владыки Антония, произнесенное при вручении архиерейского жезла епископу Тихону. За ограниченностью места, приведем лишь отрывок из сказанного: «…Ты никогда не грешил двоедушием. Ты всегда держался правого пути и не скрывал своих убеждений. Такие люди всегда были нужны, — теперь же они особенно необходимы, так как большинство деятелей теперь не имеет никаких убеждений, а только смотрит – с какой стороны подует ветер, несущий запах общественного пирога. Ты будешь проводить свое служение на трудном поприще в Америке, где давно уже принадлежность к Церкви стала номинальной. Да поможет тебе Господь выдвинуть там верных и поразить оружием слова, которым ты отлично владеешь, отступников. Ты отправляешься в далекий путь, через страшный океан, подвергая себя всевозможным неожиданностям. Но гораздо страшнее предлежащий перед тобой океан человеческих страстей, на борьбу с которыми ты выходишь. Взойди же на сию кафедру, прими сей жезл, благослови предстоящий народ и твое архипастырское благословение невидимой струей потечет через стены сего храма на весь мир».[7]
Слова Аввы Антония оказались пророческими – многими скорбями была наполнена жизнь владыки Тихона, очень тяжело проходило архипастырское служение в Америке, но Господь подал этой душе, заключенной в маленьком и худеньком теле великие силы.
Церковная ситуация в Америке
Начало служения епископа Тихона в Америке было сопряжено с весьма сложной внутрицерковной ситуацией. Митрополит Платон (Рождественский), временно управляющий Северо-Американской епархией, отказался подчиняться Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей, созвал своих викарных епископов и огласил послание к американской пастве, в котором объявил, что отныне американская епархия будет считаться «самоопределяющейся Церковью». Послание это было одобрено всеми викарными епископами за исключением епископа Аполлинария (Кошевого). В ответ на это митрополит Платон отстранил епископа Аполлинария от управления Сан-Францисским викариатством, от настоятельства в Свято-Троицком соборе, запретил ему служить в храмах Америки и совершать требы.
Заграничный Архиерейский Синод признал это решение неканоничным и назначил епископа Аполлинария управляющим Северо-Американской епархией.
19 июня 1933 г. скончался архиепископ Аполлинарий. В следующем, 1934 г. ушел в мир иной митрополит Платон. После смерти митрополита Платона увеличились надежды на изжитие в Северной Америке пагубной смуты, возникновение и развитие которой было сильно связано с ним лично.
После кончины митрополита Платона на церковном Соборе в Кливленде 21 ноября 1934 г. на митрополичью кафедру с титулом митрополита всея Америки и Канады был избран митрополит Феофил (Пашковский). Возглавителем канонической Северо-Американской и Канадской епархии, после кончины архиепископа Аполлинария, указом Архиерейского Синода от 31 июля 1933 г. за № 3037 был назначен архиепископ Тихон. В последующие годы, вплоть до Кливлендского собора 1946 г., оба иерарха тесно сотрудничали для достижения церковного единения и мира. В архиве хранится переписка митрополита Феофила и архиепископа Тихона, с крайними датами 1932 г. по 1946 г.
27 июня 1950 г. в Сан-Франциско умер, долго болевший, митрополит Феофил. Архиепископ Тихон посетил умиравшего митрополита и совершил панихиду у его гроба.
В силу сложности рассматриваемого вопроса, мы не будем останавливаться подробно на перипетиях драматической истории Православия в Америке в ХХ веке, лишь отметим, что архиепископ Тихон сыграл в ней значительную роль.
Сан-Франциско. Организация прихода и школы. Храмостроительство.
Одним из самых важных аспектов деятельности архиепископа Тихона как правящего архиерея, была храмостроительство.
Ко времени его приезда в Сан-Франциско в городе было два православных храма – Свято-Троицкий собор и образовавшийся новый приход, подчиняющийся Зарубежному Синоду, в качестве небесной покровительницы избравший икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
В 1930 году этой общиной была приобретена епископальная церковь св. Стефана на улице Фултон, и 28 августа 1930 г. прошел крестный ход, во время которого из временного храма были перенесены иконы и церковные хоругви. Торжество освящения Радосте-Скорбященского собора состоялось 5 октября 1930 г. и совершил его новый глава епархии — епископ Тихон (Троицкий).
Прежде чем перечислить храмы, построенные во время управления епархией архиепископом Тихоном, нужно отметить, что два из них были посвящены святым царственным мученикам, и в частности, Царю-мученику Николаю II, задолго до его официального прославления. Это храм – памятник в Сиэттле и Храм Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско.
Храмы, основанные и построенные за время управления ЗАЕ архиепископом Тихоном:
- Радосте – Скорбященский собор, т.н. «Старый собор» (бывшая епископальная церковь, приобретена в 1931 г.), Сан – Франциско.
- Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», так называемый «Новый собор» (закладка 1962), Сан-Франциско.
- Св. Николаевский собор (Сиэттл, 1931)
- Храм – памятник Царю – мученику и всем за него пострадавшим на св. Николаевском кладбище в Сиэттле.
- Преображенский собор в Лос-Анджелесе (здание для церкви приобретено в 1937 г.)
- Храм Всех святых в Земле Российской просиявших (синодальное подворье, основан в 1952 г.), Бурлингейм.
- Св. Серафима Саровского, Монтерей – 1951 г.
- Воскресенская церковь, Санта-Барбара – 1951 г.
- Церковь Вознесения Христова, Сакраменто.
- Церковь Воскресения Христова, Сан-Франциско.
- Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», Сан-Франциско – 1952 г.
- Казанская церковь на Русской речке.[8]
- Церковь Преп. Сергия Радонежского, Сан-Франциско.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Пало – Альто – 1957 г.
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Лос – Анджелес — 1952 г.
- Св. Спиридоньевский храм в Сиэттле.
С 4 ноября 1948 г. в ведении владыки пребывал также Богородице – Владимирский женский монастырь, переехавший из Шанхая в Сан-Франциско и Подворье монастыря на Fell Street. Позднее к ним прибавился и Храм – приют св. Тихона Задонского в Сан-Франциско.
Самым значительным храмостроительным начинанием владыки Тихона было начало строительства, так называемого, «Нового собора». Этот храм со временем стал сердцем не только Западно-Американской епархии, но и всего Зарубежья, так как в нем покоятся мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. С сооружением этого собора было связано много скорбей и искушений, известных под именем Сан-Францисской смуты. Пророчески звучат слова владыки, сказанные супруге профессора Рязановского, писательнице Вере Федоровой (псевдоним А. Рязановской):
“Смущаюсь я… Когда приехал я в Америку, были мы – и прихожане, и служители церкви – бедны… Совершали службы в гараже… И все были добры… Каждый нес, что мог: пищу, хлеб пекли нам… и все с добрым сердцем и с добрым словом…Но вот станем строить собор…заведутся деньги – тут воспрянет и славолюбие, и сребролюбие, и самолюбие…пойдут распри…Смущаюсь я…
Но будем надеяться…У Бога все возможно.”[9] Скорби и распри не миновали архиепископа Тихона и даже в определенной степени послужили причиной его отъезда в Джорданвилль. Продолжать строительство и так же пострадать пришлось его преемнику по кафедре, архиепископу Иоанну (Максимовичу), закончил же строительство собора архиепископ Антоний (Медведев).
Несколько слов стоит сказать и о церковной школе, существующей и поныне, Свято-Кирилло-Мефодиевской гимназии, с которой неразрывно связана жизнь русской церковной общины Сан-Франциско и района Залива.
Первая церковная школа Радосте-Скорбященского собора была открыта в 1927 г. Занятия проводились по субботам в церковном помещении на ул. Сакраменто. В октябре 1930 г. школа перешла в помещение при Старом соборе.
Начиная с сентября 1947 г. во главе ее становится игумен Афанасий (Стуков), прибывший в Сан-Франциско из Китая по приглашению Архиепископа Тихона. Под его руководством происходит оживление школьной жизни.
Первые два учебных года эта школа по программам преподавания и числу учащихся походит на школу 1929 – 37 годов, но с весьма серьезным новшествам: занятия ведутся с каждым учащимся три раза в неделю и таким образом учащиеся получают не 35 – 39 учебных дней, а (скидывая Рождественские и Пасхальные каникулы и праздники) – 95 – 110 уч. дней. Начиная с 1949/50 уч. года, школа значительно возрастает в численности, при ней открываются классы с гимназической программой преподаваемых предметов и, наконец, по благословению архиепископа Тихона, с осени 1950 г. она переименовывается в Церковную Гимназию cвв. Кирилла и Мефодия, выпускниками которой стало не одно поколение русских православных людей.
Благотворительная деятельность Архиепископа Тихона
Все, кто знал владыку Тихона, отмечали его необыкновенную доброту и желание всем помочь. Благотворительная его деятельность воистину не знала границ.
Отличительной чертой его духовного облика было исключительное монахолюбие. Владыка много помогал, так им любимым, афонским монахам. Вот лишь небольшой список обителей и храмов, которым помомогал владыка:
Скит св. Пророка Ильи, Свято – Пантелеимонова монастыря,
Русский Андреевский скит, Братство Русских обителей — келий во имя Царицы Небесной на Афоне, Обитель св. Иоанна Златоуста, Братство преп. Иова Почаевского в Ладомирово, Елеонский монастырь, Православное братство отца Иоанна Кронштадтского в Белграде, среди них пожертвование на строительство храма в Торонто и пр.
Владыка помогал не только Афонским монастырям и скитам, не только организациям, но и частным лицам. В архиве сохранилась “выписка из книги счета денег, присланных Влад. Архиепископом Тихоном для оказания помощи нуждающимся”. Даты с 20 мая 1951 г. по 1 октября 1951 г. Помощь была оказана многосемейному о. протодиакону С. Черткову, пособие кадету И. Мирскому, выдано пособие безработному графу П. Шереметеву, на учение студенту Хвощинскому, безработной Александре Цвернер, а также Леснинскому монастырю; уплачено за визы русским беженцам из Югославии во Франции Министерству Иностранных Дел; почтовые расходы по отправке посылок и лекарств в Австрию и Германию, пособие иеромонаху Амвросию с матерью и т.д. – всего 38 позиций. Общая сумма пожертвований – $781.05.[10] Сумма немалая по тем временам, особенно если учесть, что жалование архиепископа Тихона составляло $110 в месяц.
Другим примером, подтверждающим такую помощь, могут служить письма епископа Женевского Леонтия, а также несколько писем владыке, написанные от имени молодой женщины голландского происхождения Софии Ван Грисвен: “Ваше Высокопресвященство, я получила великолепную посылку, которую Вы мне прислали и от всего сердца благодарю Вас за Вашу доброту и сочувствие к моему несчастью. Мне очень трудно жить, трудно во всех отношениях и материально и морально. Вот уже 11 лет, как я осуждена на всю жизнь лежать на спине, так как у меня парализованы ноги совсем и наполовину руки, я совсем плохо вижу и не могу даже читать. Лежу почти целый день одна в своей сырой и темной комнате. А мне всего 35 лет! Я очень крепко верующая, ну иногда мне кажется, что Господь забыл меня. Меня крестили в католичество, потому что мой отец был голландец и мать тоже католичка, а бабушка русская православная. Когда я была католичка, у меня были друзья и мать жила со мной
(отец умер, когда я была совсем маленькая), а когда я несколько лет тому назад стала православной (сама додумалась!) все меня бросили и даже мама от меня ушла и я сталась совсем одна и совсем беспомощная. Я бы, наверное, умерла от голода, если бы не батюшка. Вот Вы видите, как мне трудно жить на свете и как мне тепло на сердце, когда я вижу, что обо мне вспоминают милые русские люди. Я по национальности голландка, ну я правда больше чувствую себя и хочу быть русской и по-русски я сама до болезни, сама научилась как попугай, хоть и говорю смешно. И вот я так Вам благодарна, Владыка, что Вы обо мне подумали, что мне не хватает слов чтобы сказать. Целую Вашу руку, покрестите меня хоть через море и помолитесь за меня, чтобы Господь меня не покидал в моей трудной и грустной жизни. Я тоже за Вас молюсь. Иногда батюшка переносит меня в церковь на большие праздники, и я там лежу на складной кровати и причащаюсь, и люди смотрят на меня и удивляются.
Спасибо Вам, святой Владыко. Письмо продиктовано Софией Ван Гринсвен, которая поставила этот крестик (едва видимый)”.
Из письма Леонтия, епископа Женевского от 16 – 19 окт. 1952 г.
“…Разрешите, Владыко Святый, поблагодарить Вас за то доверие, которое Вы оказывает мне. Не знаю, чем я заслужил его? Молюсь Богу и Ваших свв. Молитв усердно прошу о том, чтобы Господь дал мне разума и сил оправдать Ваше доверие и по крайнему разумению послужить нуждающимся. Вашим тайным доброделанием Вы стяжаете себе венцы в Царствие Небесном, а я лишь пользуюсь Вашей славой! А сам добрых дел не имею”[11].
Помощь владыки, безусловно, не заключалась только в посылке денег. В связи с трагической ситуацией, в которой оказались эмигранты в Шанхае и Европе в годы после мировой войны, к архиепископу Тихону поступали письма и официальные запросы от частных людей, архиерееев и Русских организаций с просьбой похлопотать перед американскими властями о выдачи виз, присылка приглашений – гарантов (эфидевит). Наиболее ярким примером может служить эвакуация белого Шанхая через филиппинский остров Тубабао.
Также примером такой, нематериальной помощи является содействие в переезде из Австрии в Америку известного историка Николая Дмитриевича Тальберга. «По своему возрасту он уже не может рассчитывать на переезд в составе какой-либо рабочей группы и нуждается в личном эфидевите, с гарантией какого–либо лица или учреждения в том, что по приезде в Америку он будет здесь обеспечен квартирою и содержанием и не ляжет бременем на счет государства и общественности»[12]. Николай Дмитриевич получил такое приглашение и по смерти владыки написал очень личную и трогательную статью «Дорогой памяти праведного архипастыря».[13] Но не только известные лица обращались к архиепископу Тихону в затруднительных ситуациях. Так некая Анна Ивановна Минц просила помочь своей сестре Маргарите Ивановне Буровой, приехавшей из Шанхая и задержанной эмиграционными властями в Сан-Франциско.
Большую помощь оказал владыка Тихон Приюту св. Тихона Задонского. Приют св. Тихона Задонского был основан святителем Иоанном в Шанхае в 1935 г. и на всю оставшуюся жизнь стал его особой заботой, которую, судя по документам и письмам, разделил с ним владыка Тихон. Первые упоминания о помощи Приюту владыкой датируются 1937 и 1938 гг. Не оставлял Приют владыка Тихон своим попечением во время пребывания детей на острове Тубабао. Вот строки из поздравительного адреса на День тезоименитства архиепископа Тихона: «Дорогой Владыко! В день Вашего Небесного Покровителя мы также хотим принести Вам нашу сердечную благодарность за все Ваши труды и заботы, которые Вы положили для нашего переезда сюда в Сан-Франциско с острова Тубабао и за все заботы, которые Вы проявляете к нам – сиротам и здесь, а в особенности после отъезда Архиепископа Иоанна в Европу»[14].
Русские общественные организации
Архиепископ Тихон принимал активное участие и в общественной жизни. Он был членом правления Общества друзей Форта Росс[15], которое потом превратилось в Музей–Архив Русской культуры при Русском Центре; был членом Объединенного Комитета Русских Национальных Организаций (Consolidated committee of the Russian National organizations), принимал участие в Дне Русского ребенка.
Св. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский и Архиепископ Тихон.
У владыки Тихона было много общего со святителем Иоанном: они оба были ученые монахи, молитвенники, не искавшие архиерейского служения, предпочитавшие тишину молитвы и Богообщения, но оба были призваны на высокое служение в тяжелый период испытаний; оба были необычайно скромны и неприхотливы в нуждах, даже внешне они были чем-то похожи – оба невысокого роста, слегка согбенные… Святитель Иоанн очень уважал и почитал владыку Тихона, он подарил владыке свою первую книгу, об этом же говорят и его письма.
Сердечной болью проникнут его указ от 1963 г., оповещающий паству об уходе на покой Архиепископа Тихона:
«…Призываю усилить о нем свои молитвы и с благодарностью вспоминать все сделанное им как для сего края, так и для многих в отдельности. Непоколебимый и стойкий в вере и верности Архипастырь, ученик приснопамятного митрополита Антония, рукоположенный им для сан-францисской кафедры, он явился столпом здешней церкви в смутные дни колебаний многих чад ея и сохранил достояние Российской Церкви и преемство священноначалия ея архипастырей в Америке, в числе коих был и тезоименитый ему святейший Патриарх Тихон. Ничего не собирал себе, исполненный любви ко всем, он щедро рассылал помоществования всюду, где была нужда, начиная от Святых мест и от горы Афонской и включая Европу и Китай, особенно же проявив свое внимание беженцам оттуда, оказавшимся здесь. Непрестанно вознося молитву за свою паству, он вникал во все духовные и материальные нужды каждого, и многие лично обязаны ему. Духовное общение его с паствой никогда не прекратится, и молитва о нем всегда должна возноситься в здешних храмах.»
Блаженная кончина.
На покой владыка отправился в Свято-Троицкий монастырь
(Джорданвилль). Только год и один месяц осталось ему после всех трудов и скорбей для завершения пути. “Келья и храм – этим исчерпывалась его жизнь. …Жил он только молитвой…Какова бы ни была погода — на все службы ходил владыка имея особое место в алтаре, где с помощью книг, участвовал в отправлении службы, от буквы до буквы, всецело поглощенный ею, ничем, даже спрашиваемым благословением не отвлекаемый от нее…
Болезнь его, вообще слабого и только силой духа держащегося, наконец, окончательно подломила… Сдавало сердце. В какой-то момент сам владыка стал ощущать себя не просто тяжко больным, к какому состоянию он привык относительно давно. Он ощущал себя уходящим из жизни… Владыка каждый день приобщался Святых Тайн.
Кто такой был Владыка Тихон? Он не только был монах, оторванный от своего призвания для служения архипастырского и, по милосердию Божию, получивший возможность осуществить свое давнее желание хотя бы кончить свои дни в монастыре. Он был по заданию, не осуществившемуся в жизни – безмолвник. Не этим–ли объясняется известная отчужденность, бывшая между ним и другими людьми? Все мы, кто бы мы ни были, должны отрываться от своего дела, чтобы отдаться молитве, чтобы отдаться храму. Для Владыки Тихона было не так. Он должен был оторваться от молитвы, от храма, чтобы принять участие в жизни иной, пусть даже той, которая составляла природу его служения…
Этим предстоянием Богу, и в этом в полном самоотдании себя храмовой молитвы, исчерпывалось для Владыки Тихона содержание жизни”[16].
Почил Владыка Тихон в день преподобного Алексия, человека Божия, и в праздник Похвалы Божией Матери, причастившись в келье от духовника Свято-Троицкого монастыря Святых Христовых Таин. В тот же день исполнилось 100 лет со дня рождения Блаженнейшего Митрополита Антония, Первооснователя Русской Зарубежной Церкви, верным учеником которого он был.
[1] Архив Западно-Американской Епархии РПЦЗ, Фонд №2 «Архиепископ Тихон ( Троицкий). Опись №1
[2] Архив ЗАЕ, фонд №2Б опись №1, дело № 014
[3] Архив ЗАЕ, фонд 2, опись 1, дело № 014
[4] Православная Русь. №7 – 1963 г. Н. Тальберг «Дорогой памяти праведного архипастыря»
[5] Архиепископ Антоний. О приснопамятном Владыке Тихоне по мильковским моим воспоминаниям. Тропинка. Религиозно-просветительный журнал. 2-3. Февраль –март, 1973 , стр. 16
[6] Там же, стр.19
[7] Архив ЗАЕ, Фонд № 2, опись №1, дело 7
[8] Архиепископ Тихон, выпускник Казанской Духовной Академии и духовное чадо старца Гавриила Седмиезерского, приобрел на свои деньги храм и посвятил его дорогой его сердцу иконе Казанской Божией Матери.
[9] Архив ЗАЕ. Очерк А.Рязановской. Фонд№2, Опись №1, дело 85
[10] Архив ЗАЕ, Ф.№2, оп.№1, д. 065
[11] Архив ЗАЕ, Ф. 2, 1 оп, папка 68
[12] Архив ЗАЕ Письмо епископа Никона. 28/15 июня 1949, Ф. 2, оп. 1, д. 65
[13] Православная Русь, №7, 1963 г.
[14] Архив ЗАЕ, Ф. №2, оп. №1, д. ,065
[15] С 1948 г. владыка Тихон возглавлял, ставшие традиционными, паломничества общин РПЦЗ на Форт Росс, крепость времен Русской Америки, этот кусочек Святой Руси.
[16] Православная Русь. 1963, №7