Никитина Александра Борисовна,
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Детского музея,
эксперт АНО культуры и образования «Пролог»
и Московского общественного центра школьной театральной педагогики.
Доклад на семинаре «Традиционная православная культура русского народа
как элемент системы духовно-нравственного образования и воспитания»
XXIV Международных Рождественских образовательных чтений
27 января 2016 года, Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Детский музей «Дом семейных традиций» — молодая организация, которая видит свою миссию в разработке и проведении образовательных музейных программ, способствующих пробуждению исторического сознания и активизации интереса к традиционной культуре и отечественной истории в семье, у детей и юношества.
Педагогическая дорога Детского музея характеризуется следующими принципами:
- от частного – к общему;
- от личного опыта – к опыту Человечества;
- от истории семьи – к истории Отечества;
и основывается на идеях программы «От родного порога – в мир общечеловеческой культуры» Б.М.Неменского.
Основные музейно-педагогические концепции Детского музея «Дом семейных традиций»:
- Особый взгляд на родную культуру и историю сквозь призму её повседневных созидательных традиций, постижение красоты ежедневного течения непраздной жизни. Авторская позиция, творчество, созидание в каждом деянии – от убранства стола до создания домашнего музея – вот путь развития любви к своему роду, народу и стране, который мы выбрали для себя. (Концепция доктора психологических наук, главного редактора журнала «Искусство в школе» А.А.Мелик-Пашаева.)
- Особое значениетайны для развития полноценной личности лежит в основе концепции музейно-экспозиционного пространства и содержательно-психологического пространства занятий. Необходимость тайников, укромных уголков, затаивания, пряток, тайн-загадок. (Концепция доктора педагогических наук В.М.Букатова.)
Постижение семейных ценностей представлено двумя типами программ Детского музея: от истории собственной семьи к истории Отечества и от истории различных семейных укладов к истории Отечества.
К первой категории относятся программы самой разной конфигурации. В рамках межведомственной Московской городской программы Департамента культуры и Департамента образования «Урок в музее» сертифицированы два занятия Детского музея: «Семейный герб» и «Связь поколений». Среди занятий музея, обращённых к семейной памяти, мастер-класс «Родовое древо», образовательные цикл «Загадки забытых вещей», праздничные встречи «Не один дома», «Вот такие пироги», и многое другое.
Ко второй категории относятся, прежде всего, систематические циклы занятий. Самым востребованным в сезон 2015-2016 учебного года стал цикл «Игры и игрушки в родной избушке», посвящённый крестьянскому быту XIX века. Готовится к запуску цикл и «Когда мы с бабушкой были маленькими», посвящённый середине XX века.
Чтобы проиллюстрировать принцип построения программ на основе идеи красоты непраздной жизни и созидания возьмём как пример музейную программу «Музыка домашнего чуда», посвящённую семье композитора Ильи Саца.
Программа имеет следующую структуру:
- Знакомство и мотивация построены на звуках домашнего быта семьи композитора. (С закрытыми глазами угадай, что звучало на кухне в семье, куда мы отправились в гости.)
- Радость и тратность работы композитора первично предстаёт в отрывках из воспоминаний дочери Ильи Саца.
- Углублённое понимание трудности задач элементарного музицирования рождается из собственного сочинительства по ремаркам «Синей птицы». (Создайте звукошумовую композицию по предложенной ремарке, используя бытовые предмета в качестве инструментов).
- Тема праздничности результата творческого труда закрепляется в совместной музыкальной импровизации на по мотивам «весеннего концерта», который устраивает герой повествования со своими детьми. В основе импровизации – классическая сказочная музыка композитора.
Чтобы проиллюстрировать возвышающие возможности тайны в образовательном процессе, возьмём как пример Рождественскую программу «Увидел звезду – за нею иду».
Программа имеет следующую структуру:
- Знакомство и мотивация построены на ощущениях и воспоминаниях, вызванных свечой движущейся в темноте. Эта свеча постепенно осознаётся как возможный образ Вифлеемской звезды.
- Углублённое понимание особенностей задач художника, решающего эту тему, построено на разгадывании тайн колорита и композиций мировой живописи на Рождественский сюжет, её канонов и авторских допущений.
- Творческий акт этой программы – коллективное создание Рождественской батлейки, где каждый делает лишь несколько деталей, и для всех тайна – что получится, когда детали соберутся вместе.
- Праздничность результата – загадывание сокровенных рождественских желаний перед созданной игрушкой, вокруг которой зажигаются свечи.
Разумеется, в основе разработки программ лежат определённые методики музейной педагогики, которые сотрудники Детского музея «Дом семейных традиций» почерпнули из отечественного и мирового опыта работы Детских музеев.
Ключевые особенности работы Детского музея:
- каждый экспонат – участник увлекательного общения, его необходимо трогать руками и играть с ним в играх-реконструкциях и играх-исследованиях;
- каждый участник имеет возможность создавать музейные артефакты собственными руками;
- каждое занятие – тренинг общения и креативности, помогающий участникам развить коммуникативные способности, разработать и качественно презентовать авторскую идею;
- любая встреча – от праздника до образовательного цикла построена как мини-проект и полевое исследование, стимулирующее активное творческое участие детей и родителей и позволяющее выстроить событийность образовательного процесса;
- каждая партнёрская площадка (библиотека, школа, клуб, музей, центр творчества, театр и т.д.) пригодна для работы Детского музея благодаря мобильности музейных программ, возможность выезда музея в учреждения образования, культуры и домой к заказчику.
Особенности подхода к созданию образовательной музейной среды Детского музея «Дом семейных традиций» внятно артикулируют участники музейных занятий:
Артур, 11 лет. Я люблю, когда что-то делаешь, делаешь, а в конце вдруг оказывается, что много узнал. А как время прошло, не заметил…
Александра Попова, педагог. Главной особенностью музея является сохранение традиций и русской культуры, которые прививаются молодому поколению в живой и интерактивной форме. Такой подход обеспечивает знакомство с музейными экспонатами через включение всех органов чувств — обоняние, осязание, зрение, слух, речь и, самое главное, на уровне культурной и исторической памяти, что превращает процесс познания в процесс принятия ценностей от создателей музея к его гостям.
Марина Бахтина, педагог. Особенность в уникальности подхода к преподнесению музейного материала детям. Они — основные участники процесса, они сами открывают для себя исторические тайны, постигают смыслы, они сами — творцы. Вы учите их вглядываться и вслушиваться — это уходящие человеческие способности в современном обществе…