Канурская Ирина Николаевна, специалист Регионального фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», секретарь секции Правления РОИА «Архивы Русской Православной Церкви»
|
«Духовно-нравственный подвиг учителя русской школы на примере жизни исповедницы Ираиды Тиховой (1894-1967)
(по материалам дневниковых записей)»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Среди духовного наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской сохранились дневниковые записи исповедницы Ираиды Тиховой, которые отражают мировоззрение, внутренний мир святого человека и свидетельствуют об исторических событиях эпохи. Она была причислена к лику святых 6 октября 2001 года (Постановление Священного Синода РПЦ), а день её памяти русская Православная Церковь отмечает 7 августа.
Ираида Тихова получила педагогическое образование в 1919 году, и мы можем предположить, что она была знакома с книгой сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского «Записки по дидактике», изданной в 1902 году. Многие рекомендации архипастыря к духовно–нравственным качествам личности учителя нашли отражение в служении Ираиды учительскому делу: добросовестность, терпение, любовь к детям, наблюдательность, сердечная доброта и твёрдость характера, полная отдача себя учительскому делу и детям, а самое главное – непоколебимая вера, которая и помогла исповеднице воплотить в своей жизни духовно–нравственный идеал педагога и человека–христианина.
Из жития, составленного архимандритом Дамаскиным (Орловским), мы узнаем, что Ираида Иосифовна родилась в 1894 году в селе Котово Мышкинского уезда Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Она с детства мечтала стать учительницей, но из-за отсутствия средств не имела возможности получить необходимое образование. Окончив три класса сельской школы, она стала усиленно заниматься самообразованием, чтобы впоследствии стать учителем. Для сдачи экзаменов на должность учителя ей приходилось проделывать путь в 85 километров, причём большую часть пути пешком. К сожалению, ей не хватило знаний по некоторым предметам, и она не смогла тогда сдать экзамены. Но Ираида не отступила от своей цели. Через год она стала слушательницей годичных курсов при Угличской педагогической семинарии.
По окончании курсов её направили учительницей в школу в селе Архангельском в Бору. С этого времени, а точнее с 1919 по 1925 годы, Ираида стала вести дневник, которому поверяла свои переживания и описывала события, свидетельницей которых была. Пожелтевшие страницы дневника (их 122) исписаны то аккуратным мелким почерком, то крупным беглым, видно, что автор очень спешил или был взволнован. Содержание этих записей свидетельствует, что Ираида Тихова сама была глубоко верующим человеком, хорошо знала Священное Писание, жила с постоянной памятью о Боге, знала и любила церковное богослужение, пела на клиросе. Она, прилагала все свое умение и мастерство христианского педагога, чтобы и детям дать христианское воспитание, сохранить их души.
Она была весьма наблюдательна, внимательна к детям. Однажды в школу пришёл ученик ещё не школьного возраста. На её слова, что, мол, ты мал ещё, он ответил: « А я буду шибче расти и догоню ребят». Я ему говорю: вот мы будем читать, а ты что будешь делать? «Я послушаю». Ну, послушай, послушай». Приняла его Ираида Осиповна и усадила за парту. А далее она внимательно наблюдала за мальчиком. «Куда бы я ни повернулась, его маленькие чёрненькие глазёнки везде следили за мной. Когда я детей спрашивала, что–нибудь и они поднимали руки, то и он поднимал: «Все, – говорит, – так делают, и мне так же надо». Как смешон и вместе с тем мил был он мне с этим во всем подражанием школьникам. В обед я дала ему букварь – старенький, говорю, а он отвечает: «С меня и этот хорош» [1, с. 58].
В этом отрывке проступает внимательное отношение к ученику и сердечная доброта. Умение понять потребность ребёнка и помочь ему в реализации этой потребности. В то же время в этой дневниковой записи мы находим исторически важные детали, характеризующие нравственный облик русских детей из народа, отличающихся смекалкой, упорством, стремлением к знаниям, самостоятельностью мышления.
В результате смены государственного строя после революции 1917 года в России произошли кардинальные изменения и в области педагогики, основой которой всегда оставалось православие. Были изменены ключевые понятия о человеке, его свойствах и силах, с целью изъятия из них духовной составляющей.
Живя и работая в атеистическом государстве, Ираида нравственно страдала от запретов властей на всё, что связано с церковной жизнью православного человека.
Если в первые дни своего учительства она и дети перед уроком ещё могли прочитать молитву, то уже вскоре, после запрета обучению Закону Божию, Ираида Тихова 16 ноября 1920г. пишет в дневнике: «Господи, Господи! Что это творится? Что совершается? Вчера было собрание, и коллеги–учителя заявили: «Нельзя в классе делать молитву, нельзя висеть иконке, нельзя учить Закону Божию». Что делать? Как быть, прямо не знаю? Оставить ли заведённое по–прежнему или подчиниться?» [1, с. 388]
Но, несмотря на все запреты, Ираида Иосифовна продолжала воспитывать детей в христианском духе. Обучала их церковному пению, водила в церковь.
Вникая в особенности характера каждого ученика, зная их домашние обстоятельства, проводя с ними всё своё время, Ираида сроднилась с детьми, и когда три ученика сдали книги, из–за невозможности продолжать учёбу, она чуть не заплакала, когда стали прощаться: «… так их жалко стало,– пишет молодая учительница в дневнике 15 апреля 1920 года, – привыкла к ним, дороги стали они мне» [1, с. 60].
Она полностью отдавала себя учительскому делу, внимательно относилась к каждому ученику, совместно переживая общие всем тяготы послереволюционных лет, и этим стяжала доброе расположение учеников и их родителей.
Когда встал вопрос о переводе одной из её групп в другую школу, чтобы выровнять число учащихся, крестьяне соседних деревень и их дети категорически заявили, что учиться будут только у Тиховой. Вот её запись об этом случае от 22 сентября 1920 года: «…Никто идти туда не желает. Все дети и их родители кричат: «Не пойдём и не отдадим учиться туда, будем здесь, у Ираиды Тиховой». В моей школе учеников 62 человека, а там 25. Хотели поравнять, но ничего не вышло, не идут от меня, да и только, что будешь делать…» [1, с. 385]. Впоследствии школы так и не объединили, а число её учеников возросло до 85, и она всех приняла.
Прошёл всего один год работы молодого педагога в сельской школе, и мы видим такое признание учеников и их родителей. Почему? Можно предположить, что это произошло потому, что Ираида Тихова искренне служила своему делу, отдавая всё своё время, силы и душу детям. Она была верующим человеком и учила детей вере, молитве, церковному пению. Это было ценно в глазах крестьян, так как они знали, что в школе детей учат благочестию, доброму нраву и церковности. Это было традиционное воспитание русского человека, которое приносило добрые плоды в жизни.
Ираида Иосифовна самоотверженно любила детей, не могла их оставить и отказалась по этой причине от создания собственной семьи.
«Не могу решиться выйти замуж. Не могу расстаться со школой. Жаль этих Маней, Ваней, Нюшей. Ведь и на короткое время я буду лишена возможности их видеть и жить с ними. Не могу выкинуть из сердца тех, коих я люблю всей душой»[1, с. 403], – читаем мы в дневнике запись от 29 октября 1922 г.
Сама Ираида Тихова видела свои недостатки и молилась к Богу о помощи в их преодолении. 11 марта 1920г. «Сколько силы, глубины, красоты в слове «учитель». А отвечаем ли мы вполне этому званию? Нет и нет! То невыдержанность характера, неуместный гнев, то лень по–настоящему заниматься. Господи, помоги исправиться. Стремлюсь, стремлюсь, а силы воли нет»[1, с. 60]. Это была оценка верующего человека своего внутреннего состояния, стремление преодолеть недостатки характера с помощью Божией.
В октябре 1921 года, когда шёл уже третий год её работы, она записала в дневнике: «Нет школьных работников, все бегут из школы, не дает начальство содержания учащим, нет никаких письменных принадлежностей для школы, все нет и нет, дожила матушка Русь, сбилась с дороги, заблудилась в людском бору, нашлись путеводители бессознательные, безнравственные, сами блудят и другим не дают дороги поискать …» [1, с. 66]. Но не экономические трудности, не отсутствие школьных учебников, ручек, тетрадей заставляли страдать Ираиду Иосифовну. Главной причиной нравственных мук, которые она испытывала, было то, что работая в безбожной советской школе, она старалась действовать в силу своей веры и принципов. 1923 год, 13 марта. «Надо, говорят, приноравливаться к жизни; а как, когда интерес-то к ней потерян, осталась одна только апатия. Да как-то и язык не ворочается начинять этих Ванюшек, Колюшек, Машуток советской Конституцией, историей социализма и историей первобытного человека, произошедшего эволюционным путем от обезьяны. Люблю школу, это душа моя! Но невольно теперь приходит мысль: не уйти ли? Ведь такой работницей, какая требуется теперь для Советской России, я быть не могу, а самой притворяться и этим огораживать себя не по силам» [1, с. 407].
В школе в селе Архангельском в Бору Ираида Осиповна проработала пятнадцать лет. Для детей она была не только учительницей, но и религиозной наставницей, и другом, и доброй няней.
Во времена тяжких гонений на Русскую Православную Церковь исповедница Ираида стала активной помощницей для многих архиереев. Заключенные в тюрьмы или отправленные в ссылки, они вели через неё переписку, глубоко доверяя и высказывая самые сокровенные размышления о судьбах Церкви в России.
Ираида Иосифовна Тихова как носитель враждебного советской власти религиозного мировоззрения трижды арестовывалась новой властью. В 1950‑х гг. условия лагерной жизни были крайне тяжёлыми. Здоровье Ираиды Иосифовны было подорвано. Освобождение пришло только в 1955 году.
По возвращении из ссылки она вела благочестивую жизнь, предоставляла в своем доме приют для странников, послушниц и монахинь, многие из которых только недавно освободились из ссылок и концлагерей, ухаживала за парализованным братом.
Несмотря на перенесённый страдания и болезни, бывшая учительница сохранила жизнерадостный характер и жизнелюбие. Особенно любили Ираиду Иосифовну дети.
Исповедница Ираида Тихова скончалась 7 августа 1967 года и была погребена на сельском кладбище около Успенской церкви, рядом с могилами родных.
Её житие и дневник достойны самого внимательного изучения учительским сообществом, как источника усвоения духовно–нравственного подвига русского педагога. Её судьба – образец жизни человека-христианина, несущего своё служение в богоборческом государстве. Она постоянно руководствовалась судом своей совести и не изменила своим принципам и вере даже в условиях гонений и репрессий. Это подчеркнул и автор жития Архимандрит Дамаскин (Орловский), говоря о новомучениках и исповедниках Русской Церкви: «… они обладали устойчивыми жизненными приоритетами и не меняли их при исторической встряске; сами их жизненные критерии были важнее для них тех или иных выгод и спекулятивных оценок момента, ближе к эталону вечности, нежели к сиюминутной выгоде, имеющей зачастую материальную подоплеку. … » [2, с. 11].
Дневник исповедницы Ираиды – ценный исторический источник об эпохе и о человеке. В нем предстает цельный внутренний мир русского православного учителя, система его духовно-нравственных ценностей, раскрыта мотивация его поступков. Нам остаётся немногое – с сердечным вниманием прочитать его.
Литература
- Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. – Тверь: Издательство «Булат», 2016. – Июль: в 2 ч. Ч. 2. С. 53–83.
- Игумен Дамаскин (Орловский). Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. – Москва: 2017. 638 с.