Архиепископ МИХАИЛ (Донсков), Русская Православная Церковь Закграницей
|
«Роль личности святого Александра Невского в воспитании молодежи в русских организациях в Зарубежье»
Доклад в рамках XXIХ Международных образовательных чтений
«Александр Невский: Запад и Восток: историческая память народа»
Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»
19 мая 2021 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В докладе речь пойдет о юношестве зарубежом. Это те, кто появился во время Гражданской войны – те, кто выехал в 1920 году, кто оказался в разных странах Европы, это те, кто родился в довоенные годы и позже (я родился уже во время войны, когда шли бомбардировки Парижа).
Русская эмиграция – это порядка пяти миллионов людей всех сословий и возрастов. Половина – молодые люди, покидавшие родину с оружием в руках, выброшенные за границу вследствие коварства всего Запада, который таким образом внедрял свои порядки и интересы путем разграбления России и ее народа. Другая половина просто спасала свою жизнь.
Эта эмиграция создала Россию за рубежом на всех континентах. Вокруг Русской Православной Церкви в ней объединились общество, семьи с детьми.
Условия жизни для русских людей были непростыми, иногда тяжелыми. Семьи отдавали все силы для хорошего воспитания детей. Учились в школах, интернатах, среди которых были и русские, но часто дети поступали в местные учреждения. Во всяком случае, родители следили за школьными успехами своих детей. Надо сказать, что очень многие получили высшее образование и достигли высоких званий. Но не всегда выходило так благополучно. Были и сироты, и неблагополучные семьи. Поэтому сразу, уже в начале 1920-х годов везде в помощь русским семьям возникли довольно многочисленные Русские юношеские организации.
Участь детей эмигрантов особая, поскольку они вырастали не в своей стране. Трудно представить себе, что человек окружен совершенно иным миром по отношению к семейному очагу – ребята утром выходили в школу в другой мир и возвращались вечером домой, «в Россию», где был наш семейный очаг. Но когда эти дети вырастали, они оказывались, особенно подростки, под давлением. Подростки хотят принадлежать миру и иметь в мире какое-то присутствие, в котором они развиваются. А тут была тревога родителей – что же станет с нашими детьми, когда они будут общаться с этим другим миром, как это будет? Тогда наши родители совсем не отдавали себе в этом отчета. Поэтому у нас была особая сила церковной жизни и в семейной жизни. Я помню, что когда я ходил в церковь фактически уже 4-5-летним мальчишкой, я был обычный православный русский мальчик, а когда пришел во французский детский сад и школу, мне все говорили: «Ты русский», хотя там я по-русски ни слова не говорил. Для родителей это было особой тревогой – каким будет будущее их детей и по отношению к семье.
С тех пор до наших дней прошло четыре поколения (по 25 лет), и у нас есть опыт. Мы знаем, как это произошло, и как это продолжается.
Юношеские организации возникли уже в 1920 году – в Эстонии, в Латвии, в Константинополе, на островах, на Лемносе, в Праге, в Париже – везде, куда прибывали русские люди, моментально становился вопрос для всех этих детей, которые там вырастали. Были разные семьи – и благополучные, и неблагополучные, и, конечно, вставал вопрос, как с этим справиться. Возникли многочисленные пансионы и юношеские организации, которые сыграли колоссальную роль. Среди них были такие, которые возникли еще в Императорской России, такие как «Скауты» или «Сокола». Последнее движение возникло в Чехии, а так как австро-венгры преследовали этих чехов, они приехали в Россию, где император им дал знамя в Киеве, и во всех университетах все профессора российских университетов были «соколами», они входили в это общество, которое имело свои нравственные традиции. Во время революции они выехали заграницу, все эти сокольские старшины и т.д.
Другие юношеские организации возникли во время эвакуации 1920–1921 годов или чуть позже, в 1923–1924-х или в 1930-х годах, и во всех этих организациях были опытные педагоги, довольно высокого уровня. Все они сохраняли Русские традиции и любовь к России. И сразу появилась задача сохранить детей «русскими», поскольку их повсеместно втягивали в процессы ассимиляции. Юноше, который начинал жить в обществе – или в школе, или в университете – ему говорили: «Вы родились здесь, зачем вам быть русскими? России больше нет, ее больше не будет. Вам нужно быть полноценными гражданами нашей страны. Вашим родителям придется принять местное гражданство, натурализоваться, а если нет – они останутся без прав, станут апатридами, то есть людьми без гражданства, без социальной страховки, и вы будете людьми второго сорта. Давайте, записывайтесь в спортивные группы по утрам в воскресенье и включайтесь в местную среду и т.д.».
Этот вызов был реальный, понятный, и тревожный для семьи. Юношеские русские учреждения сыграли значительную роль в сохранении подрастающего поколения при Церкви, в сохранении русского языка, в том числе русские четверговые школы (потому что четверг не было обычной школы, и по четвергам мы с удовольствием ходили в русскую школу, потому что там были наши педагоги высокого уровня, и нам было очень приятно иметь этот семейный очаг, который сохранялся для нас, где поддерживался интерес к Родине предков, несмотря на постоянное инославное и иноязычное окружение в школьной и общественной жизни.
Когда я приехал в начале 1990-х годов в первый раз в Россию как представитель Синода РПЦЗ, люди как-то меня спрашивали, зная, что я вырос заграницей: «А что Вам больше всего нравится у нас в России?» Я сразу ответил: «Больше всего мне нравится, когда я выхожу на улицу и слышу, как все люди говорят по-русски». Люди были в недоумении, но я объяснял, что для нас русский язык был утешением, нам это подтверждало, кто мы. Выходя на улицу во Франции мы чувствовали себя чужими.
Одна из юношеских русских организаций – «Витязи». Это организация, в которой я сам участвовал, и которая имела особую историю. «Витязи» существуют как самостоятельное общество, зарегистрированное во Франции под названием «Национальная Организация Витязей» (Н.О.В.) с 1934 года.
Предыстория ее зарождения и постепенного формирования с формальным утверждением эмблемы, символики, гимна и устава берет свое начало в 1921 г. Знак «Витязей» возник очень рано. Белый крест означал, что мы будем вырастать под Крестом. Белый крест – спасительный Крест, наша вера в Воскресение. Красный и синий цвета вместе с белым Крестом – это русский флаг. И девиз – «За Русь, за веру!».
Это возникло у одного молодого человека – Николая Федоровича Федорова. Житель Гатчины, он был свидетелем событий Гражданской войны, участвовал в боях в окрестностях Петрограда. В его записках 1918–1919 годов можно прочитать: «Советская власть свирепствовала. Террор стоял ужасный, и к тому же еще сильный голод»… Это был особый человек, для меня он как второй отец. У него был удивительный педагогический талант, которого никто не предвидел, когда он учился в Гатчинском реальном училище. За границу его выбросила Гражданская война. В конце 1919 года он оказался сильно контужен, заболел тифом, чудом остался жив. Оказавшись в Эстонии, где в то время, слава Богу, население было преимущественно русское, он включился в активную общественную жизнь. У него появилось удивительное рвение, понимание, что необходимо что-то создать. В 1921 году в Эстонии возник Христианский Союз Русской Молодежи. Тогда же возник и знак «Витязей».
У него было две цели:
1) восстать «против течения», т.е. против того, что делали с подростками, когда перетягивали их в другой мир, против ассимиляции, он поставил перед собой цель с этим бороться,
2) посвятить свою жизнь русскому юношеству.
Для него было абсолютно ясно, что основой должны стать Русская Церковь и Россия. Юношеское движение было создано под покровительством святого благоверного великого князя Александра Невского. образ святого Александра был особенно близок Николаю Федоровичу, ведь он родился в Гатчине, где течет река Ижора, на которой и случилось первое чудо святого Александра Невского, когда юный князь, которому было всего 20 лет, с маленьким отрядом отбросил шведов, которые пришли завоевывать русские земли.
Когда Николай Федорович начал свою деятельность, ему было 26 лет. Тогда мы не обращали на это внимание, но позже, когда я внимательно прочитал житие святого Александра Невского, я обратил внимание на тесную связь в направлении их жизни. Оба оказались в условиях, которые можно посчитать безнадежными, как Александр Невский перед превосходящими силами врага, когда на Русь шли шведы, потом немцы, литовцы, потом орды с юга… Но Александр Невский еще в детстве получил благодать церковного воспитания и воспитания как государственного мужа. Он показал свою силу и рассудительность. В сложных ситуациях он всегда принимал правильное решение, которое спасало и обеспечивало независимость русского государства. Его поведение в Орде снискало уважение к нему со стороны врагов. Он всегда умел находить ту спасительную точку, которая основывалась на вере в Святую Троицу, которая помогала найти правильное решение.
У нас было впечатление, что у Николая Федоровича тоже есть такая способность. Потому что Витязи существуют по сей день в таком виде, как они появились в 1921 году. Это поразительно.
Цель образования юношеского общества была, в первую очередь, воспитательной.
Образуется юношеское общество, сознательное, в котором укрепляются нравственные качества рассудительного православного русского человека, духовно и физически. То есть чтобы была гармония в воспитании, в котором сочетались все эти черты.
В памятке «Витязей», изданной в 1938 г. в Париже, кратко, но достаточно подробно, изложено житие святого. Мы читали в памятке его житие, вникали и восхищались им.
На этой памятке видно, что юноши находились под покровом святого Александра невского, а девочки – под покровом святой великой княгини Ольги. Все посвященные им праздники мы очень торжественно воспринимали. Со временем они стали частью нашей жизни. Облик святого Александра Невского особый – он изображен юношей, но исполнен мудрости. Чтобы подростки научились находить свой путь, нужен был именно такой образ. Это укрепляло юношей. У каждого витязя было очень конкретное и личное восприятие Александра Невского.
Во время моей поездки с мощами святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны по всей России, я обратил внимание, что на всех иконах XVIII века Александр Невский изображен всегда юным, 20-летним юношей в доспехах. Юность святого Александра всегда явно привлекала молодежь, для юношей это очень живой образ, это такой педагогический подход, очень прочувствованный изнутри.
Девиз Витязей «За Русь, за Веру!» – за веру христианскую, православную – основу жизни и источник творчества, за устроение жизни России на любви и правде Христовой. И это за рубежом!
Мы укреплялись в своей русскости, и везде нас называли русскими. Мне говорили «Ты русский» и в детском саду, когда мне было пять лет, и в школе, и когда я уже преподавал, студенты спрашивали: «Так Вы русский?» Даже когда создали научное французское общество, когда я уже занимался медициной, меня тоже в него выбрали, и когда я спросил, почему, ответили: «Потому что ты русский». В этом было мало логики, но мне пояснили, что как русский я лучше говорю по-французски, чем многие французы. Удивительно было, что французский народ нас не только не отвергал, но во Франции русские юноши в большинстве случаев получали высшее образование, и между прочим сегодня стоят во главе многих учреждений, в том числе государственных. Были, конечно, разные периоды в отношениях, но в целом французы не отвергали русских, причем мы оставались русскими, православными. Так, например, академик Французской академии Анри Труайя – это Лев Тарасов, его семья, очень известная, жила в Тифлисе, потом переехала в Москву, где он и родился. После революции семья эмигрировала в Константинополь. Позже он получил премию за книгу, которую написал по-французски, потом стал академиком и 100 книг написал, из которых больше половины касаются России, это биографии наших царей и цариц…
Святой Алесандр Невский укрепил русских ребят и утешил родителей, что дети остаются русскими и православными.
Во Французских Альпах, в местечке Лаффрей для Витязей был устроен летний лагерь, который назвали суворовским, и где Витязи каждый год останавливались по 2-3 месяца. Этот лагерь существует по сей день, на фото – 1947 год, после войны.
На одном из фото ребята собираются в поход. Надо заметить, что среди Витязей было важным понятие служения, необходимость отвечать по совести за свои поступки. Надо было хорош знать русскую историю, и каждый день у каждого было назначение на какое-то дело, начиная от малышей 7 лет до юношей и девушек, которым было по 14–16 лет. Впоследствии, став уже взрослыми, мы понимали, что Витязи научили нас служению ближему, это вошло в основу жизни.
В лагере обязательно устраивалась церковь. Без церкви лагерь не мыслился. На фото 1975 года видна такая каменная церковь, которая была построена в горах на высоте 1000 метров. В не водружен иконостас Стеллецкого, который был другом Витязей, бывал в лагерях Витязей, писал для них иконы и картины. В этом храме полное благолепие, а в течение года, когда Витязи покидают лагерь, когда мы уезжаем, там хранятся палатки до следующего года.
Храм Витязей был устроен в чисто русской традиции. Конечно, были люди, которые осуждали нас за то, что мы придерживаемся таких правил. Но эти правила сплачивали нас. Храм посвящен благоверному великому князю Александру Невскому, равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге и Всем святым, в земле Российской просиявшим.
В 2017 и 2018 годах были сделаны фото, по которым видно, что состав приезжающих в лагерь постоянно растет. В 1950-х годах было по 30-40 человек, теперь с руководителями и священниками это 120–130 человек.
На фото, сделанном в 1971 году в летнем лагере, Николаю Федоровичу 66 лет. Он очень любил писать стихи (по-русски, в старой орфографии). Он обращался к юношам простым и доступным языком, который был нам понятен, и я помню, как мы это принимали.
Из статьи Н. Ф. Федорова в журнале «Костер» № 38/39 1963 г.:
«Александр Невский – одна из самых величавых и вместе с тем привлекательных фигур Русской Истории.
– Это князь-витязь и, что особенно дорого каждому сердцу, – человек кристально-чистой русскости и по крови и по духу.
– Он много потрудился для Русской земли и мечем и головой, вклад его в строительство Российского Государства безценен.
– Как полководец, он в полной мере заслуживает наименование великого, ибо за всю жизнь не проиграл ни одного сражения и в действиях своих сочетал военный гений с личной отвагой.
– Как государственный муж он велик не менее, ибо сумел правильно ориентироваться в чрезвычайно трудной и сложной обстановке, созданной татарским нашествием, и первый стал на тот единственный верный путь, идя по которому его приемники и потомки князья Московские пришли к единодержавию и победе над Ордой.
– Озаренный лучами святости, образ истинно-русского человека из глубины минувших веков встает перед нами в лице Александра. Светлый практический ум, широта взгляда, могучая воля, беззаветная преданность Руси, искренность и задушевность чувства, благородство и великодушие, неизменно-бодрое и трезвенное настроение духа, безпредельная любовь к Богу, – словом все те черты, которые мы замечаем на протяжении веков в лучших представителях России, мы встречаем в нашем национальном герое Александре. Ему и честь, и слава, и память во веки веков».
Журнал «Костер» издавался много лет. Теперь он, конечно, имеет вид более шикарный, но раньше публикации Витязей были в более скромном виде.
Николай Федорович всегда говорил: «Когда вы что-то делаете, не рассчитывайте ни на кого. Если Вы что-то хотели публиковать, берите, что у вас есть». Важно было делать.
Завершить свой доклад я хотел бы двумя цитатами.
Первое – то, что написал протоиерей Михаил Хитров († 1899), наш замечательный проповедник и педагог, в своем труде «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский»: «Принеся теплую молитву Всевышнему, Александр Ярославич принял благословение от владыки Спиридона и, утирая слезы, но с одушевленным и бодрым видом, вышел к своей дружине. Кратко, но исполнено силы и веры было слово, с которым юный герой обратился к дружине.
«Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии во оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог»!
Настроение всех быстро изменилось. Святое одушевление князя передалось народу и войску. У всех явилась уверенность в торжестве правого дела»[1].
Николай Федорович родился в 1895 г., умер в 1984 г. Будучи уже очень немощным, незадолго до смерти, он писал стихи, и вот последнее, которое он написал:
Никогда я не забуду тебя, моя Россия,
и отец мой, и мать так учили меня.
Вырос я вдалеке от тебя, Родина, и теперь,
где б я не был, в потемках и сумерках
жизни твоей, тяжелой и полной страдания,
вижу взор твой, к Христу обращенный,
полный веры в него и надежды на Вечную Русь». (1984)
Примечание:
[1] Святой Александр Невский / Хитров М.И. – М.: Терра : Кн. клуб Книговек, 2014 / Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/svjatoj-blagovernyj-velikij-knjaz-aleksandr-jaroslavich-nevskij/6 (дата обращения 10.05.2021).