Ильина Зинаида Дмитриевна,
д. ист. н., зав. кафедрой Курского государственного сельскохозяйственного университета,
Пигорева Ольга Владимировна,
к. ист. н., доцент Курского государственного сельскохозяйственного университета
«Учебное пособие “Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе”»
Доклад на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов»,
в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений
«1917-2017: уроки столетия»
(Москва, Храм Христа Спасителя, Зал Церковных Соборов, 27 января 2017 г.)
Проблема изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в настоящее время мало знакома российскому обществу и еще недостаточно осмыслена в отечественной истории, а если и исследуется, то в контексте вопросов политических репрессий, утверждения авторитарного режима, государственного регулирования духовной и культурной жизни, взаимоотношений Церкви и власти. При этом изучение духовного подвига священнослужителей, монашествующих, православных верующих мирян – мучеников ХХ в. пока не нашло достойного места в учебно-воспитательной работе с подрастающим поколением. В то же время современная молодежь остро нуждается в примерах идеала – не как выдуманного и героизированного образа, не как результата виртуального домысла или спрессованного во времени и окутанного мифологическими чертами примера доблести, а как исторической личности, жившей в конкретных обстоятельствах.
Настоящее издание (Учебно-методическое пособие «Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе»[1], авторы: Ильина З.Д.[2] и Пигорева О.В.[3]) представляет собой переработанный и дополненный вариант вышедшего в 2015 г. учебно-методического пособия[4], подготовленного при поддержке регионального Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». После его практической апробации, научного обсуждения, в том числе на страницах журналов («Преподавание истории в школе», «Духовно-нравственное воспитание», «Журнал Московской Патриархии»), научно-практических конференциях, методических семинарах учителей, учитывая предложения, высказанные Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, авторы подготовили второе издание, в котором дополнены отдельные теоретические вопросы и несколько переработан цикл уроков.
Учебно-методическое пособие предназначено для организации изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе; может быть использовано учителями-предметниками, в том числе по основам православной культуры, истории, литературе, а также классными руководителями, педагогами,. Предлагаемые в издании подходы к изучению жизни и подвига мучеников ХХ в. могут быть применены в вузах в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации научно-исследовательской работы молодых ученых.
Структуру пособия отражает Оглавление[5]:
Первые три раздела пособия[6] содержат концептуальные и методологические подходы к изучению обозначенной темы, а значит мысли и рекомендации о том, как и на каком материале надо проводить уроки о жизни и подвиге новомучеников, как не уйти в сторону от поставленной цели на уроке, как помочь детям приблизиться к понятию сути подвига новомучеников.
Первый раздел посвящен значению изучения житийной литературы, в контексте новой государственной политики, в нем содержится предостережение от опасности замены житийной литературы художественной литературой и мифами, далекими от православной традиции. В предлагаемом пособии обоснованы возможность и необходимость изучения житий новомучеников и исповедников Церкви Русской как значимого средства воспитания подрастающего поколения, приобщения к традиционной национальной культуре, частью которой является православная культура
Во втором разделе сформулированы и охарактеризованы критерии изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, знание которых позволит педагогам и методистам самостоятельно для любого региона разработать региональную часть программы:
1) использование опубликованных исторически достоверных материалов;
2) изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в историческом контексте советской эпохи с опорой на факты без эмоциональной негативной оценки;
3) обращение к традиционным национальным ценностям и формирование у школьников значимости понятия «святыня» в православной культуре; 4) опора в процессе освоения темы на уже известные ученикам сведения из учебных курсов истории, литературы, обращение к их личному опыту;
5) организация исследовательской работы школьников и интерактивный характер обучения;
6) особый стиль изложения материала;
7) тщательная работа с терминами;
8) использование материалов общероссийской и региональной тематики.
Авторами был проведен анализ доступных для учительства материалов о жизни новомучеников и исповедников Церкви Русской, по итогам которого и был сделан вывод о целесообразности использования результатов научных исследований игумена Дамаскина (Орловского) и достоверных публикаций, размещенных на официальных сайтах Русской Православной Церкви. Игумен Дамаскин – секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, кандидат исторических наук, автора — составитель свыше 900 житий, что и дало нам возможность избежать пестроты в подаче материала. Историческую достоверность его публикаций подтверждает опора на документы многочисленных архивов, что позволило включить в конспекты уроков фрагменты из официальных документов и документов личного происхождения (писем, дневников, воспоминаний) и воссоздать исторически достоверную канву эпохи.
Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников способно решить задачу, крайне важную для современного российского общества, пережившего период осквернения собственной истории: научить школьников с уважением воспринимать историю своей страны, даже если эта история содержит и неприглядные факты. Важно для учителей показать время политических репрессий, но важно и не заслонить страшными сценами эпохи главную цель уроков –осмысление духовного подвига мучеников и исповедников ХХ в. Примером реализации подобного подхода могут служить отрывки из житийных текстов: письма новомучеников и исповедников, их ответы на допросах. Мы приводим цитаты из писем на уроках. Так, священномученик Иоанн Стеблин-Каменский писал из Соловецкого лагеря: «Моя работа протекает хорошо знакомым мне руслом, но не тем, которого ищет моя душа… Бывает и для души зима, которую мы должны уметь переживать. …,.. .. .. … Меня страшит не крестный путь, а, наоборот, когда мне живется слишком хорошо; я все боюсь, уж не свернул ли я с тесного пути, ведущего к Жизни, и не попал ли на широкую дорогу, заманчивую лишь до времени…».
А Исповедница Хиония Архангельская, находясь в заключении, обращалась к своим детям со следующими словами, которые и нам полезно услышать: «Дорогие мои дети, вот три дня я в клетке, а думаю – вечность… Я в жизни своей имела всегда грех судить, других осуждала без всякого на то права, и вот теперь сама попала под суд, а если б никого не судила, была бы не судима. Была властна, все делала, как мне угодно, вот теперь лишили свободы…».
Авторы пособия считают необходимым формировать у учеников понятие о новомучениках и исповедниках в ряду христианских святых и в контексте развития христианства как мировой религии и Православия на русской земле, особое внимание уделяя значимости понятия «святыня» в православной культуре. Обращение к традиционным национальным ценностям является сегодня необходимым условием государственной безопасности страны. Русская Православная Церковь неоднократно предостерегала от провозглашения приоритета общечеловеческих ценностей над национальными. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что в современном мире под общечеловеческими ценностями подразумеваются ценности эпохи Просвещения стран Западной Европы, «Сформулированные в результате конкретного общественно-политического развития и его осмысления в странах Западной Европы, они [общечеловеческие ценности] коренятся в языческом представлении о человеке как мере всех вещей…».[7]
В третьем разделе авторы, исходя из твердого убеждения, подтвержденного практикой, доказывают, что изучение житий новомучеников и исповедников Церкви Русской имеет огромный потенциал для формирования исторической памяти региона. Организация исследовательской работы со школьниками, основанная на использовании методов локальной и устной истории, способна помочь воспитанию у молодого поколения любви к своему Отчеству. Как показал наш опыт, привлечение учащихся к исследовательской работе способствует тому, что материал о жизни и подвиге новомучеников и исповедников перейдет в сознании школьников из категории отвлеченных теоретических посылов в знания по истории своей страны и родного края.
Такую работу предлагается вести на каждом уроке, подведя ее итоги на заключительном уроке «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – урок потомкам», который целесообразно организовать в форме защиты исследовательских проектов: 1) экскурсии «Святые места памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской в родном крае», 2) классного часа «Жизнь и подвиг новомученика (назвать…)» , 3) проекта «Судьбы православных земляков в ХХ в.», когда ученики собирают воспоминания членов своих семей или знакомых (хорошо, если эта работа ведется совместно с родителями).
Откорректировав большое количество школьных исследовательских проектов, авторы посчитали необходимым организовать научно-методическую деятельность по поиску исторических источников с преподавателями школ, средних специальных учебных заведений, которые руководят подготовкой школьных и студенческих научных работ. Эффективным средством стало ежегодное проведение методических семинаров. Так, в 2014 году в рамках конференции «ХI Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края» проводился методический семинар «Изучение в школе и вузе жизни и подвига новомучеников»; в 2015 году – методический семинар «Агиография как жанр древнерусской и современной литературы. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в школе и вузе»; в 2016 г. — «Локальная история в научной и учебно-воспитательной работе школы и вуза по изучению жизни и подвига новомучеников российских ХХ века». Учитывая заинтересованность педагогов и хорошие результаты, авторы рекомендуют организовывать в регионах подобную деятельность.
В четвертом разделе учебно-методического пособия размещены конспекты всех девяти уроков, которые содержат цель урока, материал для рассказа учителя и для работы с терминами, вопросы и задания для изучения нового материала, повторения и закрепления изученного, отрывки из художественных произведений, возможные формы организации исследовательской работы учащихся по методам локальной и устной истории и др.
Материал в уроках подан с позиций историчности в хронологической последовательности, включает характеристику эпохи, факты из истории страны и региона (в данном случае – на примере Курской области).
Не случайно определена и последовательность уроков. Учитывая сложность темы «Новомученики и исповедники Церкви Русской» и ее новизну для российского общества, авторы посчитали необходимым на первых двух уроках дать ученикам исторические сведения по проблеме на примерах конкретных судеб новомучеников, а затем, после знакомства с историей жизни и подвига священномучеников, на третьем уроке провести обобщение на примере Собора новомучеников. Ведь не имея представления о том, кто такие новомученики и исповедники, какие трагичные события отечественной истории повлекли их мученическую смерть, школьники могли бы испытывать затруднения.
На первом уроке ученики знакомятся с началом гонений на Русскую Православную Церковь после октябрьской революции 1917 г. на примерах истории жизни и подвига священномучеников Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого, и Гермогена (Долганева), епископа Тобольского и Сибирского.
На втором уроке в соответствии с хронологией событий школьники получают знания об усилении репрессий в отношении священнослужителей и верующих в конце 1920-х гг., об истории Соловецкого лагеря; знакомятся с жизнью и подвигом священномученика Иоанна Стеблин-Каменского, находившегося в заключении на Соловках.
Третий урок направлен на формирование у учеников понимания важности сохранения памяти о новомучениках и исповедниках Церкви Русской.. Для изучения школьникам предложен материал об установлении дня церковного празднования памяти мучеников ХХ в.[8], иконографии и смысловом содержании иконы «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской», восстановлении житийной традиции в ХХ в. В рамках настоящего урока целесообразно дать ученикам знания о необходимости обращения при изучении темы только к достоверным источникам информации.
Четвертый и пятый уроки разработаны в контексте региональной тематики и направлены на формирование у учеников понятия о Соборе Курских святых и значимости подвига новомучеников и исповедников, прославивших родной край. Ученикам предлагается познакомиться с историей жизни и подвига курских архиепископов – священномучеников Дамиана (Воскресенского) и Онуфрия (Гагалюка). Они оба были арестованы, а затем расстреляны ( священномученик Дамиан в 1937, а священномученик Онуфрий в 1938 гг.). Современным жителям и гостям города напоминает о них памятная доска на доме № 10 по ул. Челюскинцев г. Курска: в этом доме в конце 1920-х – начале 1930-х гг. жил архиепископ Дамиан, а позже – и архиепископ Онуфрий, расстрелянные в годы репрессий. Памятная доска была открыта 16 февраля 2014 г., а место расположения архиерейского дома установлено на основании архивных данных.
Шестой урок построен на материалах общероссийской и региональной истории: на примере Бутовского полигона (Московская область) и урочища Солянка (г. Курск) ученики знакомятся с историей «святых мест памяти» – мест совершения массовых расстрелов и захоронений в период репрессий 1930-х гг. Также изучается история жизни и подвига курян, расстрелянных на Бутовском полигоне в 1937 г.: священномучеников Афанасия (Докукина) и Павла (Андреева), преподобномучениц Александры (Червяковой) и Анны (Ефремовой); ведется подготовительная работа к поездке школьников в урочище Солянка.
Седьмой урок, не нарушая общего исторического контекста, направлен на формирование у учеников понимания значимости исповеднического подвига. Для изучения предлагается житие священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.
На восьмом уроке ученики работают над осмыслением женского христианского подвига в ХХ в., изучают истории жизни и подвига мученицы Татианы (Гримблит) и исповедницы Хионии Архангельской. У них – разные женские судьбы: исповедница Хиония – жена священника и мать, а мученица Татьяна –образованная талантливая девушка, в годы политических репрессий нашла свое предназначение в помощи заключенным. На вопрос следователя о носимом ею на шее кресте Гримблит отвечала: “За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно”.
На девятом уроке, который проводится в интерактивной форме – в форме разработки исследовательского проекта «Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – урок потомкам», обобщаются полученные в процессе изучения всех уроков знания о гонениях на Русскую Православную Церковь и репрессиях в отношении духовенства и православных мирян, закрепляется сформированное у школьников на предыдущих уроках осознание значения подвига новомучеников и исповедников в истории страны и роли земляков в сохранении православной культуры в крае.
Концептуальный подход к изучению темы «Новомученики и исповедники Церкви Русской» основывается на понимании того, что обращение к нравственным ценностям и культуре Православия во многом определено исторически сложившимися культурными традициями. Православие и как религия большинства жителей России, и в контексте исторических традиций нашего государства, и как основа русской национальной культуры может и должно изучаться в школах.
Авторы убеждены в необходимости использования исторического опыта Православия на русской почве в системе школьного образования; изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской может выступать важной составляющей духовно-нравственного воспитания школьников и способствовать изучению отечественной истории.
Надеемся, что учительская интеллигенция воспримет настоящее издание не только как учебно-методические рекомендации для организации работы в школе, но и как материал для личных размышлений об обретении ценностных основ жизни и значимости традиционных национальных православных ценностей в современном мире.
ПРИМЕЧАНИЯ.
[1] Ильина З.Д., Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в школе.// Жизнь и подвиг новомучеников Церкви Русской (учебно-методическое пособие). М., 2016. С.10 — 93.
[2] Ильина Зинаида Дмитриевна — доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова. Преподает учебные дисциплины: «История», «История России», «Культура и история курского края».
[3] Пигорева Ольга Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии им. И.И. Иванова. Преподаёт учебные дисциплины: «История», «Православие в истории России и Курского края».
[4] Ильина З.Д., Пигорева О.В. Изучение жизни и подвига новомучеников и исповедников российских ХХ века в образовательном пространстве регионов Центральной России (учебно-методическое пособие). Курск: изд-во Курск. гос .с.-х. ак., 2015. 168 с.
[5] Оглавление
От авторов ………………………………………………………………… | |
Раздел 1. Изучение житий новомучеников и исповедников Церкви Русской в контексте новой государственной политики .. | |
Раздел 2. Критерии и методологические основы изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской …………… | |
Раздел 3. Использование методов локальной и устной истории для организации исследовательской работы обучающихся ………………….. | |
Раздел 4. Конспекты уроков …………………………………………….. | |
Урок 1. Начало гонений на Русскую Православную Церковь. Священномученики Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий, и Гермоген (Долганев), епископ Тобольский и Сибирский …. | |
Урок 2. Соловецкий лагерь особого назначения. Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский и его письма с Соловков …………………… | |
Урок 3. Икона «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской». Источники знаний о жизни и подвиге мучеников ХХ в. ……….. | |
Урок 4. Собор Курских святых. Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский ……………. | |
Урок 5. Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский ………………. | |
Урок 6. Святые места памяти о жертвах репрессий. Бутовский полигон (Московская область) и урочище Солянка (Курская область). Куряне – жертвы Бутовского полигона ……………………. | |
Урок 7. Исповеднический подвиг. Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский …………….. | |
Урок 8. Женский христианский подвиг в ХХ в. Мученица Татиана Гримблит и исповедница Хиония Архангельская ………………………. | |
Урок 9. Жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской – урок потомка……… | |
Список литературы для организации изучения в школе жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской …………………. |
[6] Раздел 1. Изучение житий новомучеников и исповедников Церкви Русской в контексте новой государственной политики. |
Раздел 2. Критерии и методологические основы изучения жизни и подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской |
Раздел 3. Использование методов локальной и устной истории для организации исследовательской работы обучающихся |
[7] Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Свобода и нравственная ответственность // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 48.
[8] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что праздник установлен в честь тех, кто в XX в. не убоялся пойти навстречу смерти, истязаниям, забвению, клевете ради правды Божией. По Постановлению Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2–5 февраля 2013 г). празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской совершается 7 февраля по новому стилю (25 января по старому стилю – день мученической кончины священномученика Владимира (Богоявленского)), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в предшествующий этой дате воскресный день (если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды) или в последующий воскресный день (если 7 февраля приходится на дни от четверга до субботы). Режим доступа: www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html.