Игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы
|
«Личность основательницы Богородице-Рождественского монастыря схимонахини Марфы (1330-1389) и ее помощь обители»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Прославление и почитание святых»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы-наместники, матушки игумении, дорогие братья и сестры!
С благоговейным трепетом приступаю к сегодняшнему докладу под сводами Храма Христа-Спасителя, в зале, посвященном преподобному и Богоносному авве Сергию. Об его духовной дочери – подвижнице не так широко известной, но значимой и для нашей обители, и для земли Русской, мне хотелось бы сегодня рассказать.
Как известно, люди праведные – это люди смиренные. Чтобы не лишиться благодати и не потерять награду от Бога, они стараются скрыть свои дарования, добродетели и благие дела, и поэтому мы так немного знаем о схимонахине Марфе. Если бы ее родственница, преподобная Евфросиния (великая княгиня Московская Евдокия Дмитриевна) не велела записать на страницах летописи некоторые сведения из ее жизни, возможно, о ней даже бы и не знали. Однако, по слову Спасителя, «не поставляют (светильник) под спудом, но на свещнице», и этот свет сияет из глубины веков.
Княгиня Мария Ивановна Серпуховская родилась в 1330 году. Ее отцом был Галичско-Дмитровский князь Иван Федорович, о чем имеется свидетельство в Полном собрании русских летописей[1]. Происходившая из рода святого равноапостольного князя Владимира, она имела своими предками благочестивых и милостивых великих князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо и княгиню Марию Ясыню, а пра-прадедом ее был князь Константин Ярославич — родной брат святого благоверного князя Александра Невского.
В 1345 году Мария Ивановна была выдана замуж за князя Андрея Серпуховского – младшего сына св. благоверного великого князя Иоанна Калиты[2]. В качестве приданого Иван Федорович дал дочери земли в районе Радонежа. Именно во владениях княгини Марии основан Троицкий монастырь – будущая Троице-Сергиева лавра[3]. Княгиня Мария подарила монастырю земли, оказывала материальную поддержку и часто ездила в обитель преподобного Сергия на богомолье[4]. Она прониклась глубоким почтением, любовью во Христе и доверием к Радонежскому подвижнику, стала его духовной дочерью. Какое-то время княгиня не имела детей и просила преподобного Сергия помолиться о ней[5].
Мария Ивановна овдовела совсем молодой (ей было только 23 года), прожив в замужестве менее 9-и лет. Ее супруг умер в возрасте 25 лет 6 июня (19 июня по новому стилю) 1353 года от поразившей всю Европу чумы[6]. На сороковой день по смерти князя Андрея Ивановича, 15 июля (28 июля н. ст.), у княгини Марии родился сын Владимир[7] названный в честь Крестителя Руси[8], впоследствии наименованный Храбрым. Потеряв мужа, юная княгиня не пожелала вступить во второй брак. Она не впала в уныние, но с верой и упованием на Бога проводила подвижническую жизнь в послушании духовному отцу, молитве, служении ближним, богоугодных делах, воспитывая в благочестии своего сына.
Обладавшая большим состоянием, в которое входили треть территории Москвы и многие другие земли, княгиня Мария, по благословению духовного отца, созидала храмы и обители, участвовала в богоугодных делах на благо Отечества, например, в восстановлении пострадавшей от пожара в 1365 году Москвы и строительстве белокаменного московского Кремля (1366-1367 гг.). Без участия княгини Марии строительство Кремля не могло бы осуществиться. Ее племянник великий князь Димитрий не имел достаточно средств для того, чтобы воздвигнуть каменные стены (каменное строительство было делом весьма дорогостоящим и требовало мастерства). И тогда он попросил родственницу о помощи. Княгиня Мария Ивановна откликнулась на просьбу племянника: ею были выделены средства и люди для строительства Кремля. Уже зимой 1366 года из каменоломни, находившейся недалеко от города, начали поставлять необходимый для крепостных сооружений материал[9]. Молитвы княгини Марии, как и каменные стены не раз защищали Москву от нападения врагов.
Благодаря княгине Марии Ивановне, великокняжеская семья ближе узнала преподобного Сергия, стала обращаться к нему за советом и помощью, что послужило во благо государства.
Отношения между великим князем Димитрием Иоанновичем и преподобным Сергием не всегда были гладкими. Молитва и усилия княгини Марии способствовали воссоединению отношений правителя и старца-игумена в 1378-1379 гг., когда великий князь желал возведения на митрополичий престол такого кандидата, которому иерархи не считали возможным вверить церковное управление [10]. Принципиальная позиция святого Сергия по этому вопросу вызывала недовольство великого князя. Княгиня Мария, со своей стороны, старалась напомнить племяннику о духовной высоте и значении Преподобного для Церкви и Руси. Великий князь признал ее правоту – и вот в 1380 году он смиренно идет к Радонежскому игумену, чтобы испросить благословение на решающую, судьбоносную битву на Куликовом поле…
Своими добродетелями Мария Ивановна уподоблялась матери святителя Иоанна Златоуста Анфусе, и не только повторила, но и превзошла ее подвиг. Анфуса при жизни не отпустила сына в монастырь, прося не оставлять ее до времени кончины и не повергать вторично в скорбь. А княгиня Мария, за послушание преподобному Сергию, напротив, жертвовала сыном для блага Отечества. Она отпускала его во все военные походы и кровопролитные сражения, откуда он мог не вернуться живым, и была одной из тех, благодаря чьим молитвам была одержана победа в Куликовской битве: вступление в бой засадного полка ее сына фактически решило исход сражения.
Княгиня Мария Ивановна воспитала такого сына, которым можно гордиться. Он был монахолюбив, и вместе с матерью помогал многим храмам и обителям, особенно Троицкому монастырю. В отстроенном ими Серпухове был основан Высоцкий монастырь, в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Основателем монастыря, по желанию князей Серпуховских, стал преподобный Сергий, который специально для этого приходил в Серпухов и дал обители игумена — одного из своих лучших учеников преподобного Афанасия. Высоцкий монастырь стал одним из самых благоустроенных монастырей на Руси: в обители действовал общежительный устав[11] и была одна из лучших библиотек. Являя единодушие с духовным отцом, князь Владимир и его мать построили в Серпухове каменный собор в честь Святой Троицы. Закладка собора происходила незадолго до Куликовской битвы, 15 июня 1380 года. На церковном торжестве присутствовала княгиня Мария Ивановна[12].
Венцом жизни княгини Марии было создание в 1386 году[13] Богородице-Рождественского женского монастыря в честь победы в Куликовской битве. Благословивший ее на это преподобный Сергий стал первым духовником монастыря и ввел в нем строгий общежительный устав, который действовал и в его Троицком монастыре[14]. Первыми сестрами обители были вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов. По одной версии, монастырь находился первоначально на территории Кремля[15], по другим сведениям, княгиня устроила обитель на настоящем месте ее нахождения (на Кучковом поле, на берегу реки Неглинки)[16] и возвела в обители каменный собор и келлии, так как имела большой опыт каменного строительства[17].
В Богородице-Рождественском монастыре княгиня Мария приняла схиму с именем Марфы, стала духовной наставницей для сестер, и почила о Господе в 1389 году 2 декабря по старому стилю, а 15 – по новому[18].
Конечно же, мы чувствуем молитвы и видим помощь нашей основательницы. Рассказать обо всех связанных с ее помощью чудесах, которых было много, не представляется возможным, поэтому упомяну только о некоторых. Первое и самое большое чудо, которое произошло в нашей обители – то, что мы получили Постановление Правительства Москвы, необходимое для открытия монастыря. Наша обитель стала первым открывшимся женским монастырем в Москве, при том, что у нас, приехавших из Пюхтиц, не было ни средств, ни знакомых в столице. Получить же Постановление Правительства было почти нереально. Поскольку в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы богослужения были только по воскресеньям, в один из дней мы поехали в Донской монастырь помолиться. И там к нам подошла одна женщина с записочками и просьбой подать их в своем монастыре. Но я ей объяснила, что Патриарх взял нас в Москву из Пюхтицкой обители, а здесь монастыря пока нет. И тогда она нам поведала, что им помог открыть монастырь министр Александр Сергеевич Матросов. Женщина посоветовала поехать к указанному ей департаменту, объяснив, что Матросов приезжает обычно к восьми часам на «Волге», что он крупного телосложения. И вот на следующий день мы с казначеей отправились туда. И действительно, в восемь часов утра к зданию департамента подъехала «Волга». Мы подошли к вышедшему из машины, и я стала рассказывать о нашей проблеме. Ничего нам не отвечая, Александр Сергеевич пошел к департаменту, зашел в здание. Мы шли за ним, по пути я рассказывала ему суть нашего дела, а он удивленно молчал. Тогда я не знала, что к министру нужно заранее записываться на прием, и еще не факт, что нас примут. Поэтому наше обращение прямо «с улицы» так его рассердило, что, зайдя в кабинет, он поднял трубку телефона, сразу же стал кому-то звонить и возмущенно говорить: «Слушай, забери от меня каких-то ненормальных!» Пришел какой-то мужчина и строго сказал: «Пойдемте за мной». Пришедшим оказался заместитель министра Валерий Павлович Фролов – в будущем большой друг нашей обители. Выслушав нашу просьбу, он дал нам необходимый бланк. Тогда мы не знали, что Постановление Правительства пишется на половину странички или на страничку, и мы написали эту страничку… и еще двенадцать приложений. С написанным мы вновь пришли к Валерию Павловичу, а он говорит: «Такое вам никто не подпишет». «Ну, почему же? – сказала я. — Давайте попробуем». Он ответил: «Мне разве жалко? Ходите и пробуйте». И дал нам адреса, по которым мы должны ходить, чтобы собрать все подписи на Постановление.
Начальник, сдававший в аренду монастырские здания находившимися в них организациям, объяснял всем арендаторам, что «монастыря здесь никогда не будет». Он предупредил всех, у кого мы должны были получить подпись, чтобы нам никто ничего не подписывал. И вот, когда мы ходили по инстанциям, все те, кто был предупрежден, не оказались на местах: кто-то вышел, кто-то был на обеде, а кто-то уехал в отпуск. И как-то так получилось, что нам подписали документ их заместители. Увидев подписанный документ, Валерий Павлович сказал: «Не может быть!» А Александр Сергеевич посмотрел документы и сказал: «Ну я такое никогда не сумел бы подписать. Знаете что? Последние две подписи (мэра Ю.М. Лужкова и еще одного заместителя) я вам во вторник попрошу поставить на заседании Правительства». Мы оставили Александру Сергеевичу документы и пошли к себе на территорию обители. Тогда я позвонила Святейшему Патриарху и сказала: «Ваше Святейшество, у нас Постановление выходит». А Святейший меня успокаивает: «Ну, ты не переживай, конечно, еще не так быстро Постановление выйдет…» Я говорю: «Ваше Святейшество, оно уже у нас выходит». Патриарх Алексий стал тактично объяснять мне: «Вот, я просил Юрия Михайловича Лужкова по поводу матушки Филареты и Пюхтицкого подворья, и он сказал, что пока не получается. Так что где-то что-то ты не так поняла». Но я настаивала, что Постановление все-таки выходит, и последние подписи будут поставлены во вторник утром. И Святейший, чтобы не спорить и меня не расстраивать, сказал: «Если привезешь постановление, то я перенесу заседание Синода с утра на вечер, и сразу же Синодом откроем монастырь». И вот, как сейчас помню, был дождливый день. Мы поехали, забрали Постановление, приходим в Чистый переулок. Поскольку мы промокли, то встали в уголок. Мимо нас шел Владыка Арсений (тогда епископ Истринский, ныне митрополит Липецкий и Задонский), который был в курсе нашего дела. Он подошел к нам и спросил: «Ну что, конечно нет?» Мы ответили: «Конечно да! Есть!» Владыка на это сказал: «Не может быть!» Он сразу же забрал Постановление и отнес на Синод. И в этот же день Священный Синод постановил открыть наш Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь в Москве. В тот же вечер по телевидению объявили и показали, что Правительство передало, а Синод открывает наш монастырь.
В день открытия монастыря совершалось празднование Собору Радонежских святых, которым благодетельствовала схимонахиня Марфа. И вот, по ее молитвам, Радонежские святые во главе с преподобным Сергием помогли в открытии нашего монастыря.
Открытие обители сильно потрясло всех наших «арендаторов». Но начальник, сдававший в аренду помещения, успокоил их: «Не переживайте: у всех вас есть средства и возможности, но никто из вас не смог получить имущественные документы, а у них и денег-то нет! Так что не беспокойтесь, ничего у них не будет». Действительно, мы долго ходили по инстанциям и не могли получить имущественные документы. Потом мы даже и перестали ходить, а просто молились. Просили преподобного Сергия, схимонахиню Марфу и, конечно же, Божию Матерь. И вдруг, на Рождество Пресвятой Богородицы, нам позвонили из Департамента (сами!) и пригласили: «Приходите и заберите ваши имущественные документы! Они готовы». Мы были так обрадованы и благодарны, что на самый главный наш праздник нам подписали документы! Это было уже второе чудо. Точно так же нам чудесным образом передали землю под монастырь, и было еще очень много маленьких повседневных чудес и случаев помощи.
Первый год мы жили впроголодь, и в один из дней, когда продуктов на завтра не оставалось, мы с келарем вечером рассуждали, что у нас закончились рис и гречка, и, в общем-то, готовить больше не из чего. Утром я пошла на полунощницу и увидела у дверей храма два мешка. Тогда ограды у нас еще не было, а на территории обители был проходной двор. Сестра-церковница сказала, что приехала какая-то иномарка, вышло из нее несколько человек, бросили эти два мешка и уехали. Сестра говорит мне: «Я боюсь к ним подойти». Время было неспокойное, начало 90-х. Но оказалось, что в одном мешке была гречка, а в другом – рис. По молитвам нашей основательницы схимонахини Марфы, Господь послал именно то, чего нам не доставало.
Было и такое чудо: у нас в соборе протекала крыша, и один благотворитель купил медь, и оплачивал труд рабочих-кровельщиков. Так продолжалось почти до конца работ, а потом у нашего благотворителя что-то произошло, и он уехал заграницу. За последние выполненные работы нам нечем было заплатить кровельщикам. А сумма составляла 8 миллионов (тогда деньги были такие). Шел Великий пост, у нас проходило Соборование, а в окрестностях монастыря жило много старушек, у которых не было денег, поэтому Соборование мы совершали без всяких пожертвований. Казначея в отчаянии мне говорит: «Ну, тогда к рабочим выходи одна. Нам совсем нечего им дать». Казначея была по-своему права: люди же работали… Отвечаю: «Да, конечно». Накануне вечером звонят мне в игуменскую сестры из храма и просят прийти. Вышла к ним, и подошел какой-то мужчина. Он отдал мне конверт. Хотела записать, за кого помолиться, а он сказал, что ничего не надо, и ушел. В конверте было ровно восемь миллионов – та самая сумма, которую утром мы должны были отдать рабочим. Ни копейкой больше, ни копейкой меньше. Так схимонахиня Марфа в последний момент подала нам помощь, и всегда помогает нашему монастырю в самую трудную минуту.
Молитвы и помощь схимонахини Марфы возрождают обитель в том духе, в котором она созидалась. Тем, кого Господь и Его Пречистая Матерь вводят в монастырскую ограду или сплачивают вокруг нашей обители, близки завет преподобного Сергия «Любовью и единением спасаемся» и идеалы нашей основательницы – стремление к Богу, дух жертвенной Христовой любви, любовь к Отечеству.
Ее молитвами налаживалась внутренняя и молитвенно-богослужебная жизнь монастыря, приходила помощь нашим родным и близким.
Помощь и молитвы схимонахини Марфы помогли совершенно по-новому осветить жизнь нашего монастыря в разные периоды его истории. Надеемся, что обитель ждет еще немало исторических и духовных открытий, которые послужат на пользу многим душам и во славу нашего Отечества!
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] «Того же лета (в 6853 году от сотворения мира, т.е. 1345 году) князь великий Семен оженися в другие. У князя у Феодора у Сесвяславича поят княгиню Евпраксию. Такоже и братиа его князь Иван и князь Андрей, а князь Андрей у князя Ивана у Федоровича поя княгиню Марию. Вси трие единаго лета женишася» (Рогожский летописец // ПСРЛ (Полное собрание русских летописей). Т. ХV. М.: Издательство «Языки русской культуры», 2000. С. 56. – Л. 278.)
[2] См. Примечание 1.
[3] Морозова Л.Е. Святые угодницы. М.: ООО «Издательство АСТ», 2014. С. 244. С. 246-247. Известно, что Владимиру Андреевичу Храброму принадлежали не только земли, полученные его отцом в качестве наследства, но и земли на границе с Дмитровским княжеством. Именно они были приданым его матери.
[4] Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 249.
[5] Морозова Л.Е., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН. Доклад «Княгиня Мария Ивановна Серпуховская». Международные Евфросиниевские чтения. Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь. 18 марта 2014 г.
http://mbrsm.ru/2014/03/18/knyaginya-mariya-ivanovna-serpuxovskaya/
В 1353 году княгиня родила сына Владимира, унаследовавшего Серпуховское княжество. Имеются сведения, что у нее был еще старший сын Иван, который умер через некоторое время после смерти его отца (по некоторым данным в 1358 г.) Возможно, у княгини Марии были и дочери, но о них в источниках нет никаких данных. (Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 248).
[6] В том же 1353 году скончались митрополит Феогност (11 марта (24 марта по н. ст.), в день памяти свт. Софрония, Патриарха Иерусалимского) и старший брат Андрея Ивановича великий князь Симеон Гордый (26 апреля (9 мая по н. ст.)). Младшему брату Андрею Симеон Иванович завещал заботиться о своей осиротевшей семье, но Андрей ненадолго пережил его. (Рогожский летописец// ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С.62-63 – Л. 282-282 об. Также см. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. IV. Глава Х: «[1353 г.] Летописцы наши сказывают, что вся Россия испытала тогда гнев Небесный: следственно и Москва, хотя они не упоминают об ней в особенности. Сие тем вероятнее, что в короткое время скончались там Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей Иоаннович»)
[7] Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 248.
[8] Православная Энциклопедия. Т. 8. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 703.
http://www.pravenc.ru/text/Владимир%20(Василий)%20Святославич.html
[9] Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 250.
[10] Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. III. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 49.
[11] См. Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 107-108. – Л. 313 об.-314.
[12] Морозова Л.Е. Святые угодницы. Указ. соч. С. 254.
[13] Токмаков И. Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. М., 1881. С. 8. Составитель очерка ссылается на Русскую Летопись (Никонов список) и другие источники.
[14] По словам кандидата исторических наук Е. Емченко, на основании исторических архивных документов. Также: Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. – М.: Типография общества распространения душеполезных книг, 1881. С. 3.
[15] Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 505-506; Мазуров А. Б. Духовная грамота вдовы князя Владимира Андреевича Серпуховского Елены Ольгердовны // Вестник Коломенского государственного педагогического института. Коломна, 2006. С. 15; Мазуров А.Б., Никандров А.Ю. Русский удел эпохи создания единого государства: Серпуховское княжение в середине ХIV – первой половине ХV вв. М.: «Инлайт», 2008. С. 206.
[16] Русские монастыри и храмы: историческая энциклопедия / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М., Институт русской цивилизации, 2010. С. 446. Паламарчук П.Г., авт.-сост. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Кремль и монастыри. М.: «Астрель», «АСТ», 2008. С. 208. /в издании приводятся обе версии/; Православные обители России. Москва. Путеводитель. Москва: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, «Правило веры», 2000. C. 250; Лебедева Е. Богородице-Рождественский женский монастырь в Москве. http://www.pravoslavie.ru/put/3638.htm
[17] Мазуров А.Б. Доклад «Город Коломна в жизни великой княгини Евдокии». Международная научная конференция «Великая княгиня Евдокия и другие русские женщины в историческом формировании Российской государственности». Москва, 11 апреля 2007 г.
[18] Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. ХV. Указ. соч. С. 157 – Л. 345. Летописец так сообщает о кончине схимонахини Марфы: «Тое же зимы (6897 года от сотворения мира и 1389 от рождества Христова – прим. сост.) в Филиппово говение, месяца декабря в 2 день, на память святого пророка Аввакума, преставися раба Божия благовернаа княгини Мария Андреева, мати сущи Владимеру, в черницах и скиме, наречно имя ей в мнишеском чину Марфа. И положена в церкви святого Рождества в честном монастыре, иже сама создала еще сущи в своем животе».