Шатилов Сергей Фёдорович, к. филос. н., доцент кафедры истории и философии Воронежского государственного университета инженерных технологий |
«Епископ Рыбинский Василий (Бирюков): возвращенное имя»
Доклад в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений
«Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Конференция «Православное краеведение и просвещение»
25 января 2024 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
Епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии Василий (Бирюков; 1871–1921) принадлежит замечательной плеяде тех преемников апостольских, святительство которых выпало на годы Гражданской войны и большевистских гонений на Русскую Православную Церковь. Они были призваны для защиты православной веры в условиях формирования государства, основой политики которого в отношении религии стало богоборчество и воинствующий атеизм. Многим из них пришлось пройти сквозь тяжелейшие испытания, приведшие к подвигам мученичества и исповедничества. Владыке Василию же после кончины было уготовано полное забвение и до недавнего времени о нем и его судьбе было практически ничего не известно.
В 2010 г., в бытность мою преподавателем воскресной школы при храме Вознесения Господня в г. Петропавловск (Казахстан), с просьбой ко мне обратился благочинный церквей Северо-Казахстанской области протоиерей Сергий Снопков, предложив заняться поиском архивных документов о священнике Иоанне Стефановиче Бирюкове, служившем в г. Петропавловск и расстрелянном в 1937 г. органами НКВД. Об этом его попросила правнучка репрессированного, проживавшая в Санкт-Петербурге.
Результаты были успешными: удалось восстановить и документально подтвердить многие события тех дней, а имя репрессированного иерея было внесено в синодик храма, в котором он служил, для церковного поминовения.
Однако, как оказалось, это было не завершение, а только преддверие большого поиска. В 2013 г., уже живя в России, просматривая списки выпускников Тобольской духовной семинарии, в одном из номеров «Тобольских епархиальных ведомостей» за 1910 г. я с удивлением обратил внимание на имя выпускника 1891 г. – Венедикта Стефановича Бирюкова, на тот момент архимандрита Василия, смотрителя Уфимского духовного училища. Связь с семьей священника Иоанна Бирюкова сразу же показалась очевидной. Но родственники ничего даже и не слышали о существовании брата, да еще и архимандрита, у о. Иоанна. Это был тот самый случай, когда усилия карательных властей по забвению памяти в семьях «врагов народа» возымели успех. Однажды прерванная нить оказалась утерянной. Остальное довершило время.
Так, совершено неожиданно, мне посчастливилось оказаться на пороге исследования новой, как бы случайно возникшей темы. Просмотр доступных дореволюционных источников только расширял географию поиска и создавал больше вопросов, чем ответов. Для объединения разрозненных фактов и имен потребовалось обращение к архивным источникам. Были изучены материалы многих архивных учреждений федерального и регионального и других уровней – в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Туле, Тобольске, Тюмени, Ярославле, Ростове, Рыбинске, а также и в Казахстане. Обращение к архивным документам позволило разрозненным пазлам сложиться в общую картину. Удалось доказать, что сын дьячка Венедикт Бирюков, родившийся в глубокой западносибирской провинции, иеромонах Василий, миссионер противоязыческой духовной миссии на севере Тобольской епархии, а затем и архимандрит Василий, смотритель Уфимского духовного училища – одно и то же лицо. Далее поиск привел к еще более неожиданному открытию – оказалось, что в 1920 г. архимандрит Василий был хиротонисан в епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.
Так, в результате исследования, длившегося с 2013 по 2018 гг., удалось не только доказать родственную связь героев наших поисков – иерея Иоанна и епископа Василия Бирюковых (они на самом деле оказались родными братьями, владыка Василий был старшим из них), но, что самое важное – восстановить наиболее полную биографию одного из наименее известных архиереев Русской Православной Церкви периода политических гонений – епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии Василия (Бирюкова).
Исследование показало, что земной путь владыки Василия оказался насыщенным многими важными событиями, служением в духовных миссиях, учебных заведениях, монастырях, встречами с величайшими деятелями церковной истории, и был поистине тернистым и полным испытаний. Приведу лишь основные этапы этого пути.
Преосвященный Василий (Венедикт Стефанович Бирюков) родился 14 марта 1871 г. в селе Пегановское, Ишимского округа Тобольской епархии, в семье дьячка местной церкви. Род Бирюковых насчитывал тогда более трехсот лет духовного служения в Западной Сибири.
В 1891 г. воспитанник Ишимского духовного училища и Тобольской духовной семинарии Венедикт Бирюков становится законоучителем Образцовой школы при семинарии и воспитателем инородческого пансиона для детей народностей Крайнего Севера.
В январе 1898 г. принимает монашеский постриг с именем «Василий» и в сане иеромонаха отправляется в распоряжение Обдорской противо-языческой миссии Тобольской епархии, расположенной на линии Северного Полярного круга и занимающейся христианским просвещением малых народов Севера. В 1899 г. иеромонах Василий основывает новый стан Обдорской миссии в местности Хэ на правом берегу Обской губы и становится его первым миссионером.
В 1901 г. о. Василий поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, где уже в первый год обучения назначается заведующим вновь создаваемого Санкт-Петербургского подворья Пекинской духовной миссии. Завершив учебу в академии защитой диссертации с присвоением ученой степени кандидата богословия, в 1906 г. он производится в члены Пекинской духовной миссии и отбывает в Китай.
Далее следует служение на духовно-учебном поприще – смотрителем Кутаисского, затем Уфимского духовных училищ. В 1909 г. иеромонах Василий возведен в сан архимандрита. Духовно-учебную деятельность он завершает в должности ректора Саратовской духовной семинарии в 1911 г.
Новый этап духовного служения будущего владыки связан с настоятельством в известнейших монастырях России – Любимском Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре, Ярославской епархии и Нило-Столобенской пустыни, Тверской епархии.
Летом 1916 г. следует назначение его настоятелем Николаевской церкви при российском посольстве в Тегеране, и он отправляется в Персию.
События 1917 г. заставили о. Василия возвратиться в Россию. В 1918 г. Священный Синод назначает его настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря, Тульской епархии, затем Ростовского Борисоглебского монастыря, Ярославской епархии.
24 марта 1920 г. на заседании Священного Синода было принято решение о хиротонии архимандрита Василия в епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии. В Рыбинске ему пришлось испытать и поношения, и гонения, и преследования властей. Здесь же 9 августа 1921 г. он тихо скончался в возрасте 50 лет, тело его при большом стечении духовенства и мирян было торжественно погребено в старом городском Никольском соборе.
Епископа Василия миновала мученическая кончина, но горькую чашу гонений и поношений за Христа, за Церковь, за веру он испил сполна. Святительский крест, принятый им в эти годы, стал для него крестом исповедническим.
Путь владыки к исповедничеству начался задолго до принятия им архиерейского сана: одновременно со вступлением на стезю духовного служения, когда, будучи еще совсем молодым человеком, он начал воплощать свою заветную мечту – нести Слово Божие «всем языцем», обучая и воспитывая детей малых народов Севера. Затем, приняв иноческий постриг и став миссионером, закалял свою веру, преодолевая на оленьих упряжках тысячеверстные расстояния по заснеженной тундре за Полярным кругом, просвещая язычников и укрепляя в истине новокрещенных. Он укреплял свою веру, постигая премудрости богословия в семинарских и академических аудиториях, занимаясь научными исследованиями в библиотеках и архивных фондах. Глубоко утвердившись в истине, продолжил свидетельствовать свою веру беззаветным и преданным служением святой Церкви на миссионерском поприще, в духовно-учебных заведениях, настоятельствуя в святых обителях, организуя православную приходскую жизнь в далекой Персии.
В период большевистского лихолетья его уделом стало открытое оглашение своей веры уже с архиерейской кафедры. Публичное свидетельство епископа Василия о Христе постоянно влекло за собой притеснения, поношения и преследования. Мужественно переживая гонения властей, внутренне он всегда был готов смиренно и стойко переносить страдания и мучения, и если будет на то воля Божия, принять смерть. Возможно, поэтому Господь и избавил владыку от мученичества.
Память человеческая не сохранила образа владыки в истории Русской Православной Церкви. Долгие годы сама эта тема находилась под жестким запретом безбожной власти, всячески скрывавшей и уничтожавшей все возможные свидетельства той эпохи. Но то, что могут забыть люди, помнит Господь, и сегодня, вспоминая епископа Василия, мы с уверенностью, вслед за ветхозаветным богомудрым мужем, имеем возможность провозгласить: «Не отыдет память его, и имя его поживет в род и род, премудрость его повествуют языцы и хвалу его исповест Церковь» (Сир. 39, 11-13).
Материалы этого исследования размещены в монографии, которая так и называется – «Не отыдет память его…». В настоящее время издательским отделом Рыбинской епархии она готовится к публикации.