Епископ Троицкий Панкратий,
Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых,
наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Святой равноапостольный князь Владимир в истории и предании
Тезисы к выступлению на конференции «Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России. Крест и держава: 1000-летие со дня преставления Святого Владимира – крестителя Руси»
1. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого Владимира, крестителя Руси, 1000-летие со дня блаженной кончины которого мы отмечаем в этом году. Церковь назвала его святым и равноапостольным, история — великим, поэтическая память народа — Красным Солнышком. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 г. Это событие на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа. Из конгломерата разрозненных племен и «суверенитетов» святой раноапостольный князь Владимир Святославич сумел создать единую могучую Святую Русь.
2. Христианское понимание истории и роли личности в ней во многом определяется парадоксальной по видимости формулой Евангелия: станут первые последними. Парадоксализм христианской этики выражается в истории своеобразным принципом благословения младших, а не старших, как следовало бы по логике «только человеческой». Так и Владимир — он был среди сыновей князя Святослава младшим. Хуже того, он был сыном от рабыни, или, как выражались историки еще в XIX в., незаконнорожденным. Мать его Малуша была «ключницей» киевской княгини Ольги, матери Святослава. Узнав о связи рабыни с сыном Святославом, наследником киевского княжения, разгневанная Ольга отправила Малушу подальше от Киева — на свою родину, в Будутину Весь, неподалеку от Пскова. Там и родился, около 960 г., мальчик, названный русским языческим именем Владимир.
3. По свидетельству летописи молодой Владимир, уже заняв киевский престол, предавался бурной чувственной жизни: «а наложниц бе у него 300 в Вышегороде, а 300 в Белегороде, а 200 на Берестове, и бе не сыт блуда». Князь, конечно, не был таким легендарным сластолюбцем. Литературоведы давно установили, откуда позаимствовано летописцем описание Владимирова «блуда»: речь идет о пересказе библейского повествования о числе жен и наложниц знаменитого царя Соломона. Более того, летописец, может быть, для того и сравнивает Владимира с Соломоном в блудномненасытстве, чтобы сравнить затем в мудрости, в силе пророческого прозрения и глубине Богопознания. Где умножается грех, там,— по слову Апостола, — преизобилует благодать. «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое».
4. Дело Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий и Константин, обратились к Владимиру за помощью. Как писал о последовательности событий арабский христианский летописец Иоанн (Яхъя) Антиохийский, «и истощились богатства его (императора Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Русов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, — и царь Русов согласился на это и просил свойства с ним». То есть в награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров-соправителей Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки византийской царевны (быть может, той же самой Анны, которая досталась Владимиру) домогался для своего сына германский император Отгон Великий, и ему было отказано. Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.
Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила судьбу языческой Руси. Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был быстро разгромлен, а империя спасена. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.
Возмущенный их лукавством, Владимир «вборзесобра воя своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был чувствителен.
Решающий довод снова был за Владимиром. В древнем Херсонесе, где каждый камень еще помнил святого Андрея Первозванного и одного из славянских первоучителей Константина-Кирилла, свершилось венчание Владимира и багрянородной Анны, как бы напомнив и подтвердив исконное единство христианского благовестия у греков и славян, на Руси и в Византии. Корсунь, «вено царицы», был возвращен Византии.
5. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося благодаря Владимиру в нашем народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых водах Крещения, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. Прежде всего новое духовное устроение святого князя проявилось в храмостроительстве. Всюду по Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути «изваряг в греки» — словно путеводные знаки, маяки народной святости.
Еще при жизни равноапостольного князя были созданы такие выдающиеся архитектурные творения как Десятинная церковь в Киеве и «13-верхая» деревянная София в Новгороде. В особом приделе Десятинной церкви были положены привезенные Владимиром из Херсонеса мощи св. Климента, папы Римского. Там был в 1015 г. погребен и сам Креститель Русской Земли.
«Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло»,— говорит митрополит Иларион в знаменитом «Слове о Законе и Благодати», сказанном у гробницы Святого Владимира в Десятинной Церкви. – «Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, крест грады освящает».
6. Разумеется, невозможно было бы утвердить православную веру в стране, только-только пробуждающейся из тьмы язычества, без установления мудрых и благожелательных правовых отношений между Церковью и государством, без материального обеспечения спасительного делания служителей Божиих. Для этого князем пожалована была Церкви десятина, почему и главный в Киеве храм, о котором я говорю, сделавшись центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава святого князя Владимира гласил: «Се, даю церкви сей, посвященной Пресвятой Богородице, десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую долю, из торга — десятую неделю, а из домов на всякое лето — десятую часть всякого стада и всякого жита, чудной Матери Божией и Чудному Спасу». Тем самым заложена была на века вперед твердая основа церковно-державного соработничества, на которой одной только может утверждаться как духовное, так и экономическое, и социально-политическое благоустроение нации.
7. Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому Владимир с помощью новоучрежденной православной иерархии «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище устроил святитель ИоакимКорсунянин в Новгороде, были они и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и быстьот сих множество любомудрых философев».
Проявлением не только щедрой, завещанной византийскими василевсами благотворительности, но и средством христианской проповеди были даже, как считают некоторые историки, знаменитые пиры Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, славословили хоры, «калики перехожие» пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 995 года по поводу освящения Десятинной церкви князь «сотвори пирование светло», «раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кади и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога».
8. Креститель Руси предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978—1015), из них двадцать восемь лет, уже будучи христианином.
Князь твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории «засечная черта» — линия оборонительных пунктов против кочевников. «Нача ставитиВолодимер грады по Десне, поВостри, по Трубежу, по Суле, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их». Действенным оружием и тут нередко была мирная христианская проповедь среди степных язычников.
9. И последнее, что особенно, может быть, актуально для нас сегодня. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей России и Русской Церкви, со всей историей и духовной культурой трех братских восточнославянских народов – русских, украинцев, белорусов.
Для кого создали азбуку и первые переводы с греческого святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — для македонцев, чехов, болгар, русских, украинцев? Ни для кого специально. Для всех славян.
Кого крестил в 988 г. в водах Днепра крестившийся в Херсонесе Владимир — белорусов, великороссов, украинцев?
Крестил Русь. Единый народ — единое крещение.
Хочется верить, что напластования славяно-византийского православного наследия Херсонеса – Киева – Минска – Москвы – Новгорода — единого и неделимого для белорусов, украинцев, русских, древние напевы церковнославянского богослужения — единого и неделимого для украинцев, русских, белорусов, молитвы единых наших праотцев, молящихся незримо с нами «о соединении всех», — помогут сберечь и восстановить попранное и раздираемое (политиками, не народами!) тысячелетнее братство и единство, завещанные нам святым равноапостольным Владимиром.