23 января 2015 года в Красном зале Храма Христа Спасителя в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовное и культурное наследие Византии и Афона в истории и культуре России».
Конференции, посвященные данной теме, проводятся с 2007 года и вызывают интерес слушателей серьезностью поднимаемых проблем и их актуальностью для современного российского общества и образования. В это году заседание было посвящено 1000-летию со дня преставления Святого Владимира – крестителя Руси, поэтому заслушанные доклады были посвящены тем или иным аспектам истории и культуры Руси эпохи св. равноапостольного князя Владимира.
От имени епископа Троицкого Панкратия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, не первый год возглавляющего подготовку данной конференции, к ее участникам с приветственным словом обратился игумен Иосиф (Крюков). Отец Иосиф зачитал доклад владыки, в котором были даны общий очерк деятельности князя Владимира и оценка ее ключевых моментов с точки зрения христианского взгляда на историю.
Сопредседателями конференции выступили Н.Н. Лисовой — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН, зам. председателя Императорского Православного Палестинского общества и А.В. Назаренко — главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующий Центром истории религии и Церкви Института российской истории РАН, председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории».
Куратор конференции – к. ист. н., доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления О.В. Розина.
В работе конференции приняли участие около 50 человек, в числе которых были священнослужители, богословы, юристы, экономисты, историки из различных регионов страны. Всего было заслушано и обсуждено 7 докладов, бóльшая часть которых признаны достойными публикации.
Так, д.и.н. Н.Н.Лисовой в докладе «Красное Солнышко: гибель богов и рождение Церкви» предложил оригинальный взгляд на так называемую «языческую реформу» князя Владимира накануне Крещения. Согласно этому взгляду, она преследовала цель наглядно продемонстрировать несостоятельность славянского язычества как средства государственной консолидации.
В докладе к.и.н. П.В. Кузенкова была предпринята новаторская попытка примирить противоречивые данные источников о времени взятия Владимиром Херсонеса-Корсуня в пользу датировки «Повести временных лет» 988г.
Весьма интересным был доклад к.и.н. А.Ю. Виноградова «“Откуду есть пошла” русская архитектура (наблюдения над строительными особенностями Десятинной церкви)», в котором были суммированы данные, свидетельствующие о наличии в киевской Десятинной церкви специфических архитектурных особенностей, свойственных восточно- и северно-причерноморским храмам. Таким образом, вероятно, что первый киевский каменный собор строили не столичные константинопольские мастера (как обычно считается), а именно зодчие из Херсонеса, приведенные в Киев Владимиром.
В сообщении к.экон.н. Д.В. Зубова была представлена первоначальная история Русского монастыря на Афоне, основанного в правление кн. Владимира.
Д.и.н. А.В. Назаренко на ряде конкретных примеров (идея империи и д.) выявил важную проблему: наличие в русской государственной идеологии эпохи Владимира принципиальных моментов, которые дистанцировали ее от византийской имперской политической доктрины. Рецепция церковных институтов и церковной культуры из Византии происходила на Руси в условиях, диктовавших порой оригинальные, не-византийские формы (например, десятина, жанры первоначального историописания и проч.).
В ходе каждого доклада было выделено время для ответов на вопросы, некоторые выступления были по существу прокомментированы сопредседателями конференции. Обсуждение выступлений участниками проходило в живой, творческой атмосфере соработничества, что свидетельствует об актуальности затронутых вопросов.
В целом работа конференции была проведена на профессиональном научном уровне.
Материалы:
Епископ Троицкий Панкратий. «Святой равноапостольный князь Владимир в истории и предании».
Фото: Александры Балашовой