Соавторы:
Юрий Юрьевич Иерусалимский
Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной средневековой и новой истории исторического факультета ЯрГУ им. П.Г, Демидова
Архимандрит Сильвестр (Лукашенко С.П.)
Член Епархиального совета Ярославской епархии, председатель Ярославского церковно-исторического общества, духовный наставник Российского союза боевых искусств
В XX–XXI вв. в России существовало две точки зрения на цели отечественного высшего образования. Первая из них предполагает одновременное получение знаний и воспитание молодого поколения, а сторонники второй настаивают на том, что целью образования может быть только получение нового знания. По нашему мнению, приоритет, безусловно, должен быть отдан гармоничному сочетанию приобретения новых знаний с духовно-нравственным воспитанием учащейся молодежи. Одной из важнейших целей духовно-нравственного воспитания личности студента является формирование любви к своему Отечеству.
На протяжении длительного периода времени в высшем отечественном образовании, за исключением конца XX в., студенческая молодежь получала не только знания, но и патриотическое, духовно-нравственное воспитание, основанное на формировании осознанного уважения к своей истории и культуре. Учащиеся приобретали знания о героической борьбе с иностранными захватчиками, достижениях нашей страны в научно-технических и гуманитарных отраслях знаний, золотом и серебряном веке русской культуры и т.д. Этим задачам была подчинена учебная программа высшей школы Российской империи и Советского Союза, к ним возвращаются сейчас, в середине 10-х годов XXI столетия.
Для становления и эффективного духовно-нравственного воспитания студентов необходимо широко использовать возможности учебного процесса. Эти вопросы преподаватель может успешно достраивать в ходе чтения лекций, проведения практических и семинарских занятий. Любое знание подаётся преподавателем с определенных мировоззренческих позиций, комментируется соответствующим образом, а в этом и заключается существенная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи играют научные конференции по истории русского государства и Русской Православной Церкви. Подобные международные и всероссийские конференции систематически проводятся в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова. Их материалы регулярно издаются[1] и пользуются большой популярностью среди студентов. Также необходимо привлекать учащихся высших учебных заведений к мероприятиям по сохранению историко-культурного наследия, так, в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова студенты принимают активное участие в реализации проекта по сохранению памяти деревянного зодчества[2].
Важной составляющей в духовно-нравственном воспитании студентов является разработка общенациональной идеи Российской Федерации. Современной студенческой молодежи нужна новая, национально-ориентированная идея, обращенный к миру российский проект. Восстановление в настоящее время института государственной пропаганды не может иметь успеха без осознания базовых ценностей, выдвижения единой общенациональной идеи, способной сплотить население страны, прежде всего молодежь, т.к. за ней будущее. Для этого должна быть найдена общая интеграционная идея, принимаемая всеми народами и поколениями, определяющая смысл их бытия в рамках единого государства.
Общенациональная идея невозможна без религии, государства и гражданского общества. Мы должны строить не сытое общество, а духовно богатое. Сейчас общество все больше скатывается к бездумному потреблению, но обладание вещами не делает человека счастливым. Потребление – бесконечный процесс, постоянно будет требоваться что-то еще. В итоге человек становится рабом вещей, а он должен быть свободным и самостоятельно выбирать векторы развития своей жизни. Желая найти удовлетворение в материальном, человек подменил временным понимание настоящего блага. Насаждение системы потребления как главной ценности является следствием духовно-нравственного кризиса современного общества.
Общенациональная идея должна объединять, а не разделять. Следует найти такой принцип в первую очередь внутренней жизни человека, который бы не разъединял общество и людей между собой, а старался объединять, принцип, который бы укладывался в традиционные ценностные установки. Таковым может быть только закон любви, любви как милосердия, сострадания, взаимопонимания, жертвенности, патриотизма. Все в нашей жизни строится на любви, поэтому главная задача – научить молодое поколение чувствовать любовь к ближнему, к Отечеству. В этом и состоит общенациональная идея России, задача которой – поднять значимость понятия любви и научиться раскрывать его ценность в произведениях культуры, в образовательном процессе средней и высшей школы. Любовь объединит все поколения российского общества и дает возможность жить бесконфликтно в одной многонациональной и поликультурной семье.
Общенациональная идея должна объединять все многочисленные народы нашего великого Отечества. Краеугольным камнем в его основании является русский народ, вокруг которого объединились все национальности Российской Федерации. Ни один народ не может быть ущемлен в своих правах, каждый народ России имеет право на развитие своей национальной культуры, языка и территории, а также на свободу передвижения. Через процветание всех народов нашего Отечества к его нерушимому добровольному единству. В основе общества должно лежать служение Отечеству – каждый гражданин должен трудиться на своем месте для созидания будущего.
Без четко сформулированной национальной идеи государственной идеологии невозможно духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи. Важно, чтобы гражданин Российской Федерации, получив качественное высшее образование, стал патриотом своей Родины и не стремился уехать на постоянное место жительства за рубеж. Целью молодого поколения должно стать не только достижение материальных благ, высокой заработной платы и социального статуса, но и стремление служить своему Отечеству всеми силами души.
В то же время у молодежи необходимо не только сформировать желание служить Отечеству, но и дать ей качественные знания и умения. Для этого необходимы стремление самих студентов, высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, использование новейших достижений науки и техники, продуманные рабочие планы и программы, наличие качественной научно-методической литературы и солидная материальная база. Все эти проблемы следует решать на уровне правительства Российской Федерации, министерства науки и образования, а также во всех высших учебных заведениях.
Высокое качество обучения советской системы высшего образования привело к тому, что в СССР активно стремились учиться тысячи граждан многих государств со всех концов света, особенно из стран социалистической ориентации. Флагманом в этом направлении справедливо стоит отметить Российский университет дружбы народов. В наши дни, учитывая сохранившийся достойный уровень отечественного высшего образования и доступную стоимость платы за обучение, наблюдается определенный интерес у иностранцев в получении дипломов ведущих российских университетов.
Для успешного проведения духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в Российской Федерации необходимо повысить престиж высшего образования, знаний и преподавания, включая материальную базу вузов и заработную плату преподавателей, чтобы не было риторического вопроса: «Если ты такой умный, где же твои деньги?» Самое главное в духовно-нравственном воспитании учащихся высших учебных заведений — наличие национальной идеи и создание государственной идеологии, основанной на служении Отечеству и российскому народу.
[1] Развитие российской государственности и Ярославский край: материалы всероссийской научно-практической конференции 27 ноября 2013 года, г. Ярославль / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского . Ярославль, 2014. С. 400.; Роль Русской Православной Церкви в становлении и развитии российской государственности: материалы всероссийской научно-практической конференции 20 ноября 2014 года, г. Ярославль / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль, 2015. С. 528.; Эпоха князя Владимира и развитие Российской государственности: материалы всероссийской научно-практической конференции 26 июня 2015 года, г. Ярославль / под ред. Ю.Ю. Иерусалимского. Ярославль, 2016. С. 512.
[2] Ярославский деревянный дом / под ред. В.М. Марасановой. Ярославль, 2016. С. 175.