Ананьина Галина Васильевна, председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседатель МОО «Союз православных женщин», к. ист. н.
|
«Программа “Супружества благословение”, посвященная 780-летию венчания св. благоверного великого князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячеславовны»
(программа реализуется при поддержке Постоянного комитета Союзного государства
и администрации г. Торжка)
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Мы – наследники Побед!
Святой благоверный князь Александр Невский – Слава, Дух и Имя России»
26 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
В прошлом году исполнилось 780 лет со дня венчания святого благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны, а также 20 лет договору о создании Союзного государства Белоруссии и России.
К этой дате Женским православно-патриотическим обществом подготовлен юбилейный проект «Супружества благословение», автором которого стала я, кандидат исторических наук, председателя Общества, член правления Союза православных женщин Галина Ананьина. Проект поддержан Постоянным комитетом Союзного государства Белоруссии и России.
В 1849 году, архитектор Константин Тон закончил строительство Большого Кремлевского дворца, все пять его залов были названы в честь главных орденов Российской империи. Тронным был зал Андреевский. К нему примыкает зал, названный в честь ордена Святого Александра Невского. В 1866–1868 годах на торцовых стенах появились полотна академика живописи Федора Мюллера, среди которых «Брак князя Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславной».
К 1239 году Александру, сыну великого князя Киевского и Владимирского Ярослава Всеволодовича, исполнилось 19 лет. Для тех времен возраст совсем не юноши, но взрослого мужа. «Княжеский постриг», как называли обряд посвящения в воины, отец совершил над ним и над его старшим братом Федором в 1225 году. А в 1228-м 9-летний Федор и 8-летний Александр совместно уже «временно исполняли обязанности» новгородского князя во время похода отца на Ригу. Еще спустя два года Ярослав Всеволодович окончательно покинул Новгород, оставив престол сыновьям. Три года княжили они вместе, но в 1233 году 13-летний Федор после военного похода на мордву скоропостижно скончался, чуть-чуть не дожив до женитьбы на суздальской княжне Евфросинии. Следующие шесть лет Александр управлял сложным и свободолюбивым княжеством единолично.
Мы сейчас имеем полное право считать, что первый Союзный договор с Витебско-Полоцким князем Брячиславом Васильевичем русский князь Александр, позже названный за замечательную победу над шведами Невским, заключил в 1239 году. И скрепил его по обычаю тех времен женитьбой на дочери Брячислава, княжне Александре. Это первый серьезный союз Белой и Северо-Восточной Руси.
Когда Александру исполнилось 20 лет, он женился на дочери полоцкого князя Брячислава – княжне Александре. Отец Александра – Великий князь Ярослав Всеволодович благословил молодых при венчании иконой Феодоровской Божией Матери, обретенной в том же году. Поскольку в крещении Ярослав Всеволодович носил имя Феодор, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской».
У Федоровской иконы Божией Матери есть одна удивительная особенность, которая выделяет ее среди других образов Богородицы: на обратной стороне ее писан образ св. мученицы Параскевы Пятницы, которая на Руси была покровительницей невест и свадеб.
Ее чудесное обретение связано с князем Василием Костромским, младшим братом князя Александра Невского. Князь Василий заметил на ветвях дерева икону, однако при попытке достать ее она поднялась в воздух. Удивительно, но точно в это же время костромичи видели неизвестного воина, шедшего по городу с иконой в руках. Воин этот походил на св. великомученика Феодора Стратилата.
Иконе дали название Феодоровской. Сегодня этот образ находится в Богоявленском Анастасином монастыре Костромы.
Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой.
Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери в Полоцке, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна Александра (внучатая племянница Ефросинии Полоцкой) забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери.
Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце.
Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «…в Торопце ту кашу чини, в Новгороде – другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то глобальное.
Александр на праздновании под Торопцом посадил дубок на берегу озера Наговье. За легендарным дубом тщательно ухаживали, и он имел все шансы дожить до наших дней. Но во время Великой Отечественной войны в него, по одним сведениям, попала молния, по другим – бутылка с «коктейлем Молотова». Дуб загорелся, но сумел выжить. Однако в нем осталось огромное дупло, в которое часто забиралась местная детвора. А в конце 1970-х от кем-то разведенного прямо под его ветвями костра более чем семи вековой великан сгорел окончательно.
К счастью, незадолго до этого некий добрый человек взял от дуба несколько ростков и рассадил в разных памятных местах. Один из них, посаженный в Торопце на Красном валу, со временем превратился в могучее дерево. В начале этого тысячелетия его обнесли оградой и поставили рядом памятную доску: «Сей дуб есть семя от семени дуба, посаженного благоверным святым князем Александром Невским в год своего венчания в Торопце в лето 1239 года».
Сейчас это огромный дуб, своеобразный закладной камень близ места, на котором должен быть установлен монумент тому историческому браку. Но пока такой памятник есть только в Беларуси, в Витебске. В России же о нем почти не вспоминают. И, хотя в Александровском зале Большого Кремлевского Дворца есть картина на эту тему, но в 1999 году об этом никто не вспомнил,
Александра Брячиславна родила своему супругу четырех сыновей и одну дочь. Младший сын Александра Невского – святой благоверный князь Даниил Московский.
В 1724 году император Петр I перенес мощи св. Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга.
Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар » и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.
Выставку в Витебске открыли: Государственный секретарь Союзного государства Рапота Г.А., заместитель Министра культуры РФ Овсиенко Н.П. и Министр информации Республики Беларусь Карлюкевич А.Н., а в Торопце – глава администрации Торопецкого района Бриж А.Г. и епископ Ржевский и Торопецкий Адриан.
Основу выставки в Витебске составили картины московского художника Филиппа Москвитина: «Князь Александр Невский и Полоцкая княжна Александра Брячиславна», «Святой князь Александр Невский», «Князь Александр Невский и хан Сартак в Орде», а также объемная композиция Ирины Волкодаевой «Великий Князь Александр Ярославич Невский и княгиня Александра Брячиславна XIII век» и парсуны с образами князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны художника Сергея Феофанова, специально написанные к выставке.