Протоиерей Иоанн Знаменский, директор ЧУ-ОО «Православная Свято-Никольская классическая гимназия» г. Кисловодск
|
«Образование в православной школе – профориентация и распределение выпускников: проблема выбора жизненного пути)»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Секция «Вклад православной школы в дело патриотического воспитания детей и подростков»
в рамках конференции «Православное образование на дошкольной,
начальной и основной ступенях образования»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя, г. Москва
«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда, когда основанием ему служит вера. Свет одного научного образования без света христианской истины, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, он только будет скользить по поверхности и, не проникая вовнутрь, никогда не будет в состоянии согреть и оживить.»
Святитель Филарет Московский
Современная ситуация в нашей стране в экономической и социальной сфере заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны обладать такими личностными качествами, которые позволили бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
В наши дни в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодыелюди выбирают профессию не потому, что их привлекает содержание деятельности, а скорее выбирают определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности вобществе.
Профориентация связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам и склонностям, вдумчиво и серьезно выбирал профессию, не теряя понапрасну время, силы, средства.
Сегодня основной задачей любой общеобразовательной организации является создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, выбору не только профессии, но и самого жизненного пути. Это возможно только благодаря постоянному совершенствованию процесса взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач воспитания и образования.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности в Православной Свято-Никольской классической гимназии г. Кисловодска, конечно, являются базовые национальные ценности, система которых в России сложилась под влиянием Православия, получив практическое выражение в культурных и семейных традициях народа. Наша задача сделать так, чтобы ребенок сам испытывал потребность в приобретении и сохранении этих ценностей.
Мы все понимаем, что в современных условиях главным залогом формирования достойного гражданина и христианина является не высокий уровень обучения, а воспитание. Именно воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса, которая охватывает все составляющие образовательной системы гимназии и позволяет реализовывать государственный, общественный и индивидуально-личностный заказ общества на качественное и доступное образование в наше время.
Деятельность нашей организации (как образовательная, так и воспитательная), направленная на становление личности обучающегосяв соответствии с современным национальным воспитательным идеалом является главной задачей работы нашей гимназии.
Выпускник нашего учебного заведения должен быть уверен, что он достиг образовательных результатов, которые позволяют получить выбранную профессию и состояться как личность. Для этого необходимо ориентироваться в образовательном процессе на метапредметный результат – это не набор поверхностных знаний, а их осмысленное и системное применение.
Но без воспитательного элемента знания могут превратиться в оружие разрушения. Поэтому так важно, чтобы в основе жизненных принципов выпускников лежало православное мировоззрение, основанное на взаимопонимании, любви к ближнему, справедливости, чувстве человеческого достоинства и трудолюбии.
Каждый выпускник рассчитывает на хорошую карьеру и интересное профессиональное будущее. Залогом этого становится своевременное и правильное самоопределение обучающихся. Важным инструментом в процессе самоопределения служит профориентация.
Основные методы и приемы профориенатционной работы с обучающимися в гимназии следующие:
- Активное использование мультимедийных и информационных технологий.
- Практикоориентированные методы работы.
- Использование игровых технологий с элементами практической деятельности.
- Участие в благотворительных социальных акциях и проектах.
- Знакомство с профессиями через культуру, историю, литературу, технологию.
Сделать профориентацию частью жизни гимназии помогают следующие формы работы:
Первое: Сочетание теории и практики
Например, изучение предметов православного компонента дает знания о православных канонах и правилах жизни, знакомит с церковнославянским языком и особенностями церковных песнопений. Для того чтобы эти знания закрепились и стали значимыми в жизни гимназистов, необходимо их практическое применение.
Это становится возможным, если привлекать обучающихся к организованному участию в Божественной Литургиихотя бы один раз в неделю, как практикуется в нашей гимназии. Именно здесь они могут применить на практике полученные знания (чтение часов, алтарное и клиросное послушания). Во время такой Литургии роль клироса отводится общегимназическому хору, который исполняет все песнопения. Таким образом, уравнивается баланс между теорией и практикой, а ребята приобретают начальные навыки, необходимые священнослужителей, регентов, чтецов, певцов.
Второе: Расширенное изучение отдельных, наиболее востребованных предметов с помощью внеурочной деятельности
Ориентируясь на интересы и выбор ЕГЭ и ОГЭ учащимися, в гимназии проводятся дополнительные занятия по востребованным предметам (среди них история, обществознание, химия, биология) с целью более углубленного их изучения и качественной подготовки к сдаче экзаменов. Это возможно за счет внеурочной деятельности. Для этого организованы кружки и элективные курсы.
Третье: Проведение общегимназических мероприятий различной тематики.
Среди различных мероприятий, проводимых в гимназии, значительное место занимают те, которые посвящены знакомству с подвигом Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Удивительные судьбы этих людей, всегда трудные и вместе с тем наполненные благодатью и милостью Божией, производят сильное впечатление на юные души. Пример подвига и трудов во славу Божию, стремления помогать другим даже тогда, когда ты сам измучен и страдаешь, совершение трудов с молитвой — все это учит ребят тому, что необходимо не только стремиться быть профессионалом в своем деле, но и стараться быть настоящим христианином. Жития новомучеников и исповедников показывают, насколько Господь умножает таланты тех, кто стремится молитвенно, благородно и честно выполнять свою работу.
Познакомившись с жизнеописаниями таких священномучеников, как святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), митрополит Серафим Чичагов, многие гимназисты выбирают медицинскую деятельность, как область своих профессиональных трудов.
Около 20% выпускников нашей гимназии связали свою жизнь с медициной. Среди них:
Коняшин Арсений Артурович (выпуск 2007 года) врач трансплантолог, работает в одной из больниц Нижнего Новгорода;
Шиянова (в девичестве Шемет) Ольга Сергеевна (выпуск 2007 года) участковый врач-педиатр детской поликлиники станицы Каневская Краснодарского края. Победитель конкурса «Лучший специалист Каневского района 2019» в номинации «Лучший врач».
Четвертое: Экскурсионно-паломнические поездки
Различные экскурсионно-паломнические поездки также играют немаловажную роль в профориентационной работе гимназии. Знакомство с архитектурой других городов, с творчеством знаменитых скульпторов, художников, архитекторов производит на гимназистов большое впечатление. Посещая различные монастыри, храмы, музеи, театры и другие учреждения культуры, ребята приобщаются к миру искусства, учатся понимать ценность отдельных вещей и предметов. В этом им помогает и гимназический церковно-исторический музей «Святыни земли родной». Впоследствии некоторые из них выбирают профессии архитекторов, художников, музыкантов.
Пятое: Встречи с выдающимися людьми
Гимназию посещают интересные люди, которые могут рассказать ребятам более подробно и интересно о своей профессиональной деятельности. Поделиться не только важными знаниями, но и показать, какова прикладная роль той или профессии в жизни общества. Астрономы, физики, военные, священнослужители, среди них:
- Игорь Николаевич Габелко, академик Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат Государственной премии СССР, кандидат технических наук, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Рособщемаш»;
- монахиня Александра (Захарченко), профессор кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, преподаватель Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, доктор философских наук;
- полковник Анатолий Владимирович Пищальников, сотрудник Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в республике Татарстан;
- иерей Виталий Малаханов, руководитель отдела религиозного образования и катехизации города Петропавловска-Камчатского;
- протоиерей Александр Игнатов — настоятель храма Рождества Христова, основатель и духовник Русской Православной школы города Краснодара;
- протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского;
- православный публицист и писатель Василий Ирзабеков;
- Татьяна Юрьевна Щипкова, директор ГБОУ «Романовская школа», г. Москва;
- композитор Елена Юрьевна Агабабова, лауреат премии Союза композиторов РСФСР им. Д. Д. Шостаковича, член союза композиторов России.
Шестое: Родительские мастер-классы
Несомненный живой интерес вызывают у ребят мастер-классы, проводимые родителями. Во-первых, эти люди им знакомы. Во-вторых, с ними они чувствуют себя увереннее, задают различные вопросы. И, конечно, получают первичное представление о той или иной профессии.
Седьмое: Участие гимназистов в предметных Всероссийских олимпиадах
Участие в олимпиадах всегда значимо для гимназистов. Ведь выполняя задания олимпиад, ребята сталкиваются со многими нестандартными вопросами, интересными фактами и знакомятся с различными областями культуры и науки. Например, в заданиях Всероссийской олимпиады по ОПК много вопросов, посвященных истории Церкви и государства, а также архитектуре, живописи, иконописи. И, как следствие, некоторые учащиеся выбирают для поступления факультет иконописи Санкт-Петербургской духовной академии; факультет живописи Санкт-Петербургского художественного училища им. В.И. Мухиной, Московского Государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.
Восьмое: Взаимодействие со средними и высшими учебными заведениями
Безусловно, на выбор специальности влияет престиж ВУЗа, качество образования и востребованность данной профессии. Все это ребята могут узнать, посещая различные учебные заведения в Дни открытых дверей, общаясь с представителями различных ВУЗов и СУЗов. Кроме того, выпускники прошлых лет могут поделиться своим опытом учебы, рассказать о своих учебных заведениях, когда приходят в гости в родную гимназию.
Все перечисленные формы работы позволяют широко представить разнообразие профориентационной деятельности в гимназии.
В соответствии с этим ведется работа в следующих направлениях:
- Формирование качеств личности, способной реализовать себя в современном обществе на основе православного мировоззрения.
- Выработка навыков трудовой деятельности, понимания, что в любой профессии важен не только талант, но и усердие, усидчивость, целеустремленность и терпение. Этому способствуют участие в благотворительных акциях и ярмарках, проведение репетиций и выступления на городских мероприятиях.
- Приобретение навыков работы с современными техническими средствами, работа со специальными программами, позволяющими создать видеоролики, слайд-шоу, таблицы различных видов, аудиофайлы и многое другое. Участие в таких мероприятиях, как телемост, вебинары и многих других расширяет круг знакомств и диапазон общения гимназистов.
- Развитие творческих способностей и выявление талантов через участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.Назову немногие из них: «Лето Господне», «Живая классика», «Душа по капле собирает свет», Всероссийский конкурс сочинений, «Пасхальное яйцо», «Рождественская звезда», «Солдатский конверт», «Красота Божьего мира», Епархиальные Губинские и Евдокимовские чтения.
- Подготовка и проведение общегимназических мероприятий, участие гимназистов в городских и епархиальных мероприятиях. Это позволяет развивать навыки сценической речи, ораторского искусства,умение выступать перед собранием, формирует уверенность в себе.
- Дети священников являются примером образа жизни православной семьи. Они с детства знакомы с укладом жизни священнослужителей. Таким образом, формируется естественная среда преемственности.
- Сопровождение выпускников. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, учредитель гимназии, не оставляет без своего участия выпускников и готов всегда прийти на помощь и поддержать в проблемных жизненных ситуациях. Благодаря деятельности благотворителей и попечителей гимназии талантливым и нуждающимся в поддержке выпускникам оказывается финансовая помощь в форме стипендии.
- Воспитание у гимназистов чувства единой православной гимназической семьи. В гимназии обучаются дети из многодетных православных семей. Старшие передают младшим опыт общения и поведения в стенах гимназии, оказывают им поддержку в учении. Родители принимают активное участие в гимназической жизни.
Для качественного подхода к профориентационной деятельности большое значение имеют несколько аспектов. Среди них важны следующие:
- Мониторинг работы гимназии на основе анализа выбора направлений для поступлений выпускниками.
- Улучшение качества преподавания востребованных предметов на основе анализа результатов ВПР и РПР.
- Планирование дополнительных занятий по изучению отдельных предметов.
- Поддержание связей с выпускниками через общение с родственниками, посредством социальных сетей и т.д.
За 25 лет деятельности гимназия насчитывает 192 выпускника. На слайде представлена диаграмма, отображающая разнообразие выбранных ими профессий.
Среди них преобладают следующие направления:
- Медицина
- Технические специальности
- Священнослужители, церковнослужители и сотрудники епархиальныхучреждений
- Педагогика и философия.
Как показывает диаграмма, диапазон профессиональных направлений достаточно велик. Этим мы обязаны вариативности форм и методов профориентационной работы.
Итак, изучение предметов школьной программы закладывает теоретические основы для выбора профессии. Прикладную сторону роли профессий в жизни общества освещает внеурочная деятельность гимназии. Чтобы предоставить обучающимся высокий уровень образования, быть постоянно в курсе нововведений и изменений, гимназия обеспечивает возможность повышения уровня квалификации для всех сотрудников педагогического коллектива.
Надо отметить, что география поступлений выпускников достаточно широка. Кто-то поступил учиться в столице, кто-то в один из крупных городов России, а кто-то не захотел покидать пределы родного края. Отрадно, что половина выпускников остается на своей малой родине, чтобы здесь создавать семьи, заниматься профессиональной деятельностью и растить детей.
Воспитательный аспект образовательного процесса, на наш взгляд, является основополагающим в формировании будущих граждан России. Давайте обратимся к словам святого праведного Иоанна Кронштадтского: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни».
Исходя из этого, главной целью воспитательной работы в гимназии является создание условий для духовного становления личности, т.е. накопление духовного опыта, в котором человек осознает свою духовную ответственность за выбор жизненного пути, сознает себя перед Богом и духовно преображается силой благодати Божией на основе приобщения к христианским ценностям, воспитания гражданственности и любви к Отечеству. Только при таком подходе мы можем надеяться, что из наших выпускников вырастут не только профессионалы высокого уровня, но и православные граждане России.
Оказавшись вне стен гимназии, наши выпускники умеют ориентироваться в непростом житейском море. Еще обучаясь в гимназии, они научились понимать, как значима помощь Божия и как важно самому прилагать усилия для достижения цели. Мы радуемся о каждом из них, сохранившем веру и преданность Православию. Переживаем и молимся о тех, кто не устоял в житейских бурях. И, безусловно, среди выпускников есть те, о ком наша особая радость, кто достиг серьезных жизненных целей или находится на пути к ним.
Среди них:
- Матушка Маргарита Осяк (в девичестве Матвеенко, выпуск 2010г.), замужем за священником Алексеем Осяк, 4 детей.
- Матушка Мария Осяк (в девичестве Дубогрей, выпуск 2010г.), замужем за священником Евгением Осяк, 3 детей.
- Матушка Мария Матыцина(в девичестве Кукулиева, выпуск 2016г.), замужем за священником Марком Матыциным, 2 детей.
- Иеродиакон Иоанн Галумов (выпуск 2013г.) насельник Успенского Второафонского Бештаугорского мужского монастыря.
- Священники Дионисий Моничев (выпуск 2003г ), Владимир Величко (выпуск 2009г.).
- Регенты Светлана Дубинина (в девичестве Новикова, выпуск 2010г,работает в г. Пятигорске), Наталья Гунькина-Батагова (в девичестве Чеканова, выпуск 2007г., работает в г. Кисловодске, 4 детей).
- Мария Бедикян (выпуск 2007г.), заведующая епархиальной канцелярией Пятигорской и Черкесской епархии.
- Александр Леденев (выпуск 2012г.), физик-атомщик, живет и работает в г. Москва.
Проблема выбора жизненного пути стоит перед каждым выпускником. Иногда она решается быстро, иногда на это нужно время. По сути, не так значимо, какую профессию выберет выпускник. Здесь уместны строки из песни: «Летчиком, танкистом или машинистом — Лишь бы был мой сын хороший человек!». Именно поэтому так важно взрастить в гимназистах крепкий духовный стержень, чтобы в любой сфере деятельности, приобретая любую профессию, они прежде всего всегда оставались православными христианами, поступающими по совести и верными заповедям Господа нашего Иисуса Христа.
Благодарю всех за внимание! Спаси Вас Господи!