| Алябьева Елена Вячеславовна, директор ГБОУ АО «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и благодетельницы Веры Жилкиной», г. Астрахань
|
«Реализация основной образовательной программы с религиозным компонентом на базе государственного бюджетного образовательного учреждения»
Тезисы доклада в рамках секции для директоров, духовников и педагогов
православных образовательных организаций и руководителей епархиальных ОРОиК
«Православная школа в современном мире»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
31 января 2019 г., Центральный Дом Ученых РАН, г. Москва
1.Информация о гимназии
А) Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и благодетельницы Веры Жилкиной, г. Астрахани создана на основании постановления Правительства Астраханской области от 29.04.2011 №120-П «О создании государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Православная гимназия».
Учредителем (собственником) Учреждения является Астраханская область. От имени Астраханской области функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Астраханской области.
Образовательное учреждение реализует образовательные программы начального общего образования, основного общего образования.
В настоящее время в гимназии обучается 240 человек, 15 классов-комплектов.
В гимназии работает 27 педагогических работников. Из них высшую квалификационную категорию имеют 11 человек, первую — 8 человек.
2 педагога являются почетными работниками образования РФ, 2 — Отличниками народного образования, 5 педагогов являются обладателями Гранта мэра г. Астрахани, 3 педагога победители региональных этапов Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста «За нравственный подвиг учителя».
С марта 2018 года на базе гимназии функционирует Ресурсный центр преподавания учебного курса «Основы православной культуры». Работа центра нацелена на подготовку и методическое сопровождение педагогических работников, реализующих программы Основ православной культуры и духовно-нравственного воспитания.
Б) В схемах и диаграммах:
а) Социальный паспорт
б) успеваемость
в) занятость в кружках, проектах
2. Миссия гимназии.
Миссия современной школы сегодня очень многогранна. Родители хотят, чтобы их дети получили не только качественные знания, но и обучились некоторым умениям. Например, при опросах родителей было выяснено, что они желают видеть подобные навыки у своих детей: умение искать информацию; критически изучать данные; вырабатывать собственное мнение и делать оценки; умение отстаивать свою точку зрения. Проанализировав все, можно отметить, что ценности школы соответствуют всем требованиям, которые предъявляют родители. Но проблема появляется тогда, когда школа не может на достойном уровне реализовывать свои задачи. Тем не менее в идеальном варианте современная школа — это открытая и безопасная среда, которая формирует ребенка не только с образовательной точки зрения.
Стратегическая цель деятельности православных общеобразовательных учреждений была определена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II так: «В православных школах и гимназиях мы готовим образованных православных граждан — патриотов нашего Отчества, людей, которые будут руководствоваться в своей жизни Евангельскими нравственными основами».
Коллективом Православной гимназии вышеуказанная стратегическая цель была детализирована с учетом конкретных условий деятельности Гимназии. Итак, выпускник православной гимназии должен стать гармонично развитой личностью, т.е. физически и интеллектуально развитым, любящим и милосердным человеком, имеющим крепкий внутренний духовно-нравственный стержень и твердую волю творить добро.
Исходя из вышесказанного и аккумулируя все миссия гимназия на сегодняшний день выглядит так:
- создание модели образовательной среды, направленной на удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей ученика, семьи, школы и общества;
- обеспечение реальных условий для православного мировоззрения, нравственного самоопределения и свободного развития христианского религиозного самосознания каждого;
- создание фундамента для сохранения и преемственности обществом национального духовного культурного наследия.
3. УМК – проблемы.
Необходимость в урочной деятельности обязательно использовать УМК из федерального перечня, накладывает определенные ограничения, а также часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, особенно в начальной школе, не очень велика ограничивает наши возможности в использовании интересной и глубркую литературу. Мы конечно стремимся к наказам Митрополита Меркурия: «В процессе реализации ФГОС и православного компонента, их органического сопряжения максимально использовать новые научно-методические разработки, творчески приспосабливая их за счет выстраивания межпредметных связей между православным компонентом и предметами ФГОС к особым образовательным условиям, к той жизни, в которую выходят учащиеся после окончания школы.
4. Реализация православного компонента – проблемы:
Цитируя Митрополита Меркурия «Необходимо четко понимать, что система православного образования Русской Православной Церкви – это органическая часть национальной общероссийской системы образования.
Главное и необходимое требование к православному компоненту – его соответствие и непротиворечие православной духовной традиции, ее адекватное воспроизведение в рамках образовательного процесса. Кроме того, с учетом различных условий нормативно-правового регулирования стран канонического присутствия Русской Православной Церкви второе условие его реализации – непротиворечие действующему светскому законодательству в части его соответствия основным международным правовым актам, обеспечивающим право на образование и мировоззренческую свободу. Однако, несмотря на это, изменение ПКО не может быть предпринято только исходя из изменившихся требований светского нормативно-правового поля, т.к. его содержание и наполнение прежде всего является внутренним делом Церкви и обуславливается эффективностью передачи и воспроизведения православной духовной традиции.». Т.к мы государственное учреждение в этой части нам приходится быть особенно внимательными. Разрабатывая Устав, локальные акты мы помним о прошедших и будущих проверках прокуратуры, четко выстраиваем формулировки.
5. Организация внеурочной деятельности: индивидуальная траектория обучающихся (маршрутный лист для примера).
У нас особое место занимает внеурочная воспитательная составляющая она не просто служит продолжением и дополнением православного компонента, на нее перекладывается основная тяжесть т.е. практически весь Закон Божий мы вынуждены изучать во внеурочной деятельности! Мы стремимся к тому чтобы происходило взаимное влияние и взаимное структурирование компонентов образовательной среды при этом не возникало разделения на обучающую и воспитательную составляющие. Поэтому внеурочные занятия по Вероучению стоит в общем расписании, что, поверьте, не очень просто сделать, в рамках непрерывного мониторинга нашей деятельности со стороны Учредителя и надзорных органов.
6. Ресурсный центр
Ресурсный центр как площадка для объединения педагогов в решении вопросов духовно-нравственного воспитания, преподавания ОПК вокруг специалистов, опирающихся в своей профессиональной деятельности на традиции православной культуры. РЦ – соединение целей МО АО и АМ в части духовно-нравственного воспитания на основе исторических и культурных традиций Русского православия. «Православные школы могут и должны использоваться в качестве базовых, учебно-методических площадок для педагогов, преподающих православную культуру в светской школе»