| Беляева Наталья Геннадьевна, специалист сектора православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации
|
«Итоги конкурса “Царская семья – пример малой Церкви”»
Доклад в рамках секции для директоров, духовников и педагогов
православных образовательных организаций и руководителей епархиальных ОРОиК
«Православная школа в современном мире»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
31 января 2019 г., Центральный Дом Ученых РАН, г. Москва
В соответствии с резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации в 2018 году были проведены мероприятия среди православных образовательных организаций, которые были посвящены подвигу новомучеников и исповедников Российских и приурочены к 100-летию мученической кончины Царственных Страстотерпцев. (Слайд 2)
Одна из задач, определяющих цель этих мероприятий, – дать не только исторические сведения, но и представление о сути христианского подвижничества и мученичества ради Христа, христианских духовных и нравственных ценностях; раскрыть значение подвига новомучеников и исповедников; значение примера их жизни в современности, формировании личности, воспитании современной молодежи. (Слайд 3)
Совместно с Екатеринбургской и Новосибирской епархиями были подготовлены и проведены тематические уроки и занятия (Слайд 4), созданы мультфильмы (Слайд 5, смотреть мультфильм «Царский доктор») и смонтированы фильмы (Слайд 6, смотреть фильм «Железная рука в бархатной перчатке»).
В рамках 100-летия мученической кончины Царской семьи Синодальный отдел впервые провел КОНКУРС среди православных образовательных организаций на лучшее школьное сочинение (Слайд 7). Педагогам предлагалось представить конспекты уроков на тему нравственной чистоты семейной жизни святых Царственных Страстотерпцев.
Главная задача — вместе с детьми раскрыть духовный смысл главного урока, который преподнесли человечеству Государь и его семья. (Слайд 8)
Размышления об этом – лучшая проповедь, которая способна объединить, оздоровить общество, и показать, как воспитывать детей в духе веры и благочестия. «Это важно, потому что, когда ребенок начинает погружаться в историю семьи царственных страстотерпцев, он начинает проживать в святом человеке, а если мы проживаем святого человека, то в этом моменте мы начинаем открывать для себя нечто более важное, начинается наша беседа с Господом» (игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косьминской пустыни). (Слайд 9)
Были направлены письма в 180 ПОО, из них приняли участие в конкурсе только 23, т.е. менее 13%. От них поступили 54 сочинения и 12 конспектов уроков. (Слайд 10)
Из 12 присланных конспектов уроков – 5 были признаны лучшими за серьезную подготовку и продуманность занятий, соответствие поставленной цели и задаче урока, глубокое знание темы, использование ИКТ на уроке:
– «Царская Семья – пример малой Церкви» — преподаватель Кашкевич Елена Ивановна, Новокузнецкая епархия, Гимназия во имя Святителя Войно-Ясенецкого. (Слайд 11)
– «Белый Ангел России» и «Царская Семья – пример малой Церкви» — коллективная работа учителей Манаковой Светланы Борисовны, Сибирской Татьяны Владимировны, и Материнской Людмилы Николаевны – Самарская епархия, Детский образовательный центр. (Слайды 12-13)
– «Царская Семья – пример малой Церкви» – урок подготовлен педагогом Королёвой Еленой Игоревной, Православная гимназия г. Калининград, Калининградская епархия. (Слайд 14)
– «Царская Семья – пример малой Церкви» – коллективная работа учителей Корягиной Марины Николаевны и Березиной Алены Владимировны из Гнилицкой Православной Гимназии имени Святителя Николая, Нижегородская епархия. (Слайд 15)
Все методические материалы по данной теме, присланные из разных епархий, размещены на сайте Синодального отдела, где с ними можно ознакомиться. (Слайд 16)
Представленные к конкурсу 54 сочинения были рассмотрены жюри с точки зрения плагиата, содержания, пунктуации, стилистики и грамматики. (Слайд 17)
К сожалению, 15 работ не были допущены к участию в конкурсе в связи с низким процентом оригинальности текста, и 6 работа – из-за некорректности текста по форме и содержанию.
30 воспитанников из 19 ПОО были удостоены грамоты участника проводимого конкурса. Особо следует выделить работы Светланы БАСКАКОВОЙ (Тверская Епархия) и Анастасии КИЛЬДЮШКИНОЙ (Самарская Епархия), выполненные в стихотворной форме. (Слайд 18)
Лучшие работы представлены на сайте Синодального отдела. (Слайд 19)
Лучшими признаны сочинения:
– Степана ГОЛУБЯ – воспитанника Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского — «Почему нужно помнить о жизненном пути царской семьи», занявшего 3 место (Новосибирская епархия, директор ТАЛЫШЕВА Любовь Пантелеймоновна) (Слайд20);
– Анны БЕРДНИКОВОЙ — воспитанницы Гнилицкой православной гимназии имени святителя Николая Чудотворца — «Нравственный пример царских детей», занявшей 2 место (Нижегородская епархия, директор БЕЛЕНКОВА Елена Олеговна) (Слайд 21);
– Ивана НОСАТЕНКО – воспитанника работа Православного Центра Преподобного Серафима Саровского, город Москва — «Жизнь по Евангельскому завету», занявшего 1 место (Московская городская епархия, директор ЛЯЩЕНКО Татьяна Ивановна) (Слайд 22).