| Иерей Алексий Спирин, духовник ГБОУ АО «Православная гимназия имени священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, и благодетельницы Веры Жилкиной», г. Астрахань;
|
«О практике духовничества в государственном бюджетном образовательном учреждении»
Тезисы доклада в рамках секции для директоров, духовников и педагогов
православных образовательных организаций и руководителей епархиальных ОРОиК
«Православная школа в современном мире»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
31 января 2019 г., Центральный Дом Ученых РАН, г. Москва
- I. Правовой аспект.
Государственный статус гимназии ставит некоторые новые вопросы в жизни православной школы:
- Статус школы.
Мы привыкли считать, что заказчиком образования в православных общеобразовательных организациях выступает Русская Православная Церковь. В государственной школе заказчика становится два: и Церковь и государство, причем важнейшую роль учредителя и главного организатора учебно-воспитательного процесса берет на себя именно государство. Этот факт требует внимательного отношения к вопросам взаимодействия Министерства образования и науки Астраханской области, Астраханской митрополии и Синодального отдела РОиК. Кроме этого, астраханская Православная гимназия – проект областного масштаба, а в церковном измерении – масштаба митрополии и, следовательно, важнейшей составляющей жизни школы становятся вопросы взаимодействия не только с министерством образования и науки, но и вопросы межъепархиального взаимодействия. Особых сложностей пока не возникало, но подписание соответствующего договора в будущем, очевидно, станет необходимостью.
- Статус и задачи духовника.
В штатном расписании государственной школы духовнику была определена должность старшего воспитателя, а после ее упразднения – должность заместителя директора по воспитательной работе. Должность «духовник» отсутствует в квалификационном перечне рабочих специальностей (?). Эта, в общем-то, техническая проблема, тем не менее, ставит вопрос о возможности (физической и профессиональной) духовника заниматься должностными обязанностями заместителя директора по воспитательной работе, сочетая их с традиционными обязанностями духовника православной школы.
- Особенность организации духовной жизни школы.
Главное и необходимое требование к православному компоненту – его соответствие и непротиворечие православной духовной традиции, ее адекватное воспроизведение в рамках образовательного процесса.
Статус областной школы, а, следовательно, школы, включающей обучающихся из разных приходов Астраханской митрополии, накладывает свой отпечаток на формы духовничества. Очевидно, не уместной является трансляция в школе традиций какого-то отдельно взятого прихода (в том числе того, клириком которого является духовник). Устав внутренней жизни школы, подлежит контролю со стороны правящего архиерея (а в идеале – архиерейского совета митрополии) и представляет собой форму, призванную создать среду, соответствующую историческим и культурным традициям Православия.
В этом контексте важнейшим событием прошлого года стало прохождение процедуры и получение Общественной аккредитации. Признание школы православной и контроль со стороны СОРОиК за реализацией православного компонента – серьезный шаг на пути к открытости школы и выстраивания внутренней жизни в диалоге со всеми заинтересованными сторонами.
На основании заявлений родителей (законных представителей) в школе организованы ежедневные утренние молитвенные правила; примерно 5 раз в году служится школьная Литургия; несколько раз в году гимназисты участвуют в архиерейском богослужении; организуются паломнические поездки, пешие походы по святым местам, тематические классные часы. В текущем учебном году начато преподавание предмета «Основы православного вероучения». Текущий учебный год посвящен общей теме: «Новомученики земли Астраханской». Дважды в международный день защиты детей хор Православной гимназии участвовал в архиерейской детской Литургии.
По благословению митрополита Астраханского и Камызякского Никона еженедельно в гимназии совершаются водосвятные молебны с окроплением всех учащих и учащихся, а также учебных помещений.
- II. Подготовка педагогов в части их приобщения к православной традиции.
Вопросы подготовки педагогов в гимназии решаются многими способами.
С одной стороны, администрация, на сколько это возможно, отслеживает профессиональную ориентацию некоторых представителей православной молодежи, выбирающих профессиональный путь в сфере педагогики. Такой подход поможет в будущем решать проблему подготовки кадров.
На определенном этапе становления для решения кадрового вопроса в реализации православного компонента рассматривался вопрос заключения сетевого взаимодействия с иной православной образовательно организацией – Центром дополнительного образования «БоголепЪ». Эта идея была реализована на практике, хотя и без заключения договоров, но некоторые традиции, в частности церковного пения, были переданы гимназии в прошедшем апробацию виде. Это позволило не только сделать значительный скачок в плане подготовки детей, но и получить новый детский церковный хор, способный безболезненно объединиться с детским хором другой образовательной организации.
С другой стороны, при помощи Ресурсного центра гимназия организует семинары с участием ведущих православных педагогов России, известных священнослужителей, в которых неизменно в качестве слушателей принимают участие педагоги гимназии.
Кроме этого, в каникулярное время организуются лектории, проводимые духовником. Лектории призваны оказать помощь педагогам в вопросах личной духовной жизни, а также в вопросах православной педагогики. По благословению владыки Никона разово в Рождественский и Великий посты духовник принимает исповедь у всего педагогического состава, не зависимо от того, является ли он личным духовником сотрудника или нет.
III. Работа с родителями.
Воспитание родителей обучающихся не входит в задачу духовника и школы в целом. Но правильно выстроенное взаимодействие – залог общего успеха: и школы и семьи. Поэтому в гимназии практикуются систематические в течение полугода еженедельные беседы с духовником и психологом на этапе подготовки детей к школе в «Школе будущего первоклассника». Такие беседы призваны разъяснить родителям специфику православного образования, его целей и ожидаемых результатов. Родительские собрания по классам практически никогда не проходят в отсутствие духовника. И вопросы духовной жизни детей всегда на повестке дня родительских собраний.