«Память о Великой Отечественной: послание прошлого в настоящее»
(возможности, подходы и формы актуализации исторической памяти для современных семей с детьми и подростками в помощь педагогам дополнительного образования; из опыта и авторских разработок)
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Аннотация. В статье представлены возможности, концептуальные подходы, формы актуализации исторической памяти для современных семей с детьми и подростками в помощь педагогам дополнительного образования; из опыта и авторских разработок кандидата культурологии Анастасии Абрамовой и специалистов Центра для детей и родителей «Рождество» по проведению ежегодных майских тематических программ Вечеров Памяти для семей с детьми 5-18 лет в московском Центре для детей и родителей «Рождество», г. Москва)
Историческая память – это способность сохранять и передавать из поколения в поколение знания о произошедших исторических событиях и коллективном опыте с ними связанном. Это одна из важнейших основ формирования духовной, культурной, гражданской идентичности. Об остром кризисе идентичности сегодня говорят многие социологи, антропологи, философы, психологи. Разобщенность, рассогласованность с ценностным полем культурно-исторической традиции давно стала обсуждаемой тенденцией в разных общественных и научных дискурсах.
Григорий Померанц – российский философ, культуролог, проживший долгую жизнь (он умер не так давно, в 2013 году, в возрасте 94-х лет) – говорил об этом так: «…Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой… Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша…Судьбу Другого они на себя не возьмут… Культура, не нашедшая опоры в вечном, падет под напором перемен…» [1]
Духовные ценности – источник таких опор. А историческая память о подвиге народа в годы испытаний фиксирует эти ценности. В этом смысле семья – один из важнейших носителей такой памяти. Семейная историческая память, как правило, аккумулирует самые дорогие, значимые воспоминания о родных людях, их окружении и событиях, которым они были свидетелями. Такие семейные истории открывают не просто своеобразное «окно» в историю страны, но через возможность личного сопереживания вводят современное поколение в ценностное поле нашей общей культурной традиции.
Каковы в этом смысле коренные черты военного поколения, вошедшего в народную память как «поколение победителей»? Как через семейные истории проложить дорогу к истории страны и ценностям нашей культуры? Как актуализировать эти коренные черты и ценности для современного поколения детей и подростков? Как расслышать актуальные послания к нам, в наше настоящее из исторического прошлого, от поколения победителей?
Именно на такие вопросы нужно было ответить, когда мы задумывали традицию ежегодных майских Вечеров Памяти в московском Центре для детей и родителей «Рождество». Представление об их особенностях, формате и подходе к теме памяти могут пригодиться педагогам дополнительного образования в практической деятельности.
Вечера Памяти – это комплексная, многоформатная концертно-тематическая программа для всей семьи (для родителей с детьми от 5ти лет и до старших подростков и молодёжи, а также их дедушек и бабушек) [2]
Она включает в себя такой комплекс следующих друг за другом форматов: интерактивные игровые площадки и мастерские – затем, концертно-тематическая часть с познавательными информационными блоками и диалогами-обсуждениями с залом актуальных проблем современности через призму подвига народа, а также песнями в исполнении семей, участников программы – и, наконец, танцевально-песенную площадку с музыкой и танцами 40-х годов.
Новаторство программы состоит в том, что исторический лейтмотив перекликается с актуальной ценностной проблематикой сегодняшнего дня, в действие вплетаются семейные выступления – песни и стихи времен войны и о войне, а участниками становятся все члены семьи: дети, подростки, родители и старшее поколение бабушек и дедушек.
Что это за проблематика, в чем её актуальность? Приведём некоторые примеры тематического содержания Вечеров Памяти последних шести лет.
- «СОЛДАТСКИЙ ВЕЩМЕШОК: простые вещи военных будней» – эта тема резонировала с современной проблемой потребительского отношения к жизни и культом комфорта… Мы живем сегодня достаточно комфортно, вальяжно и сыто, но пока, увы, за нами не числится особых достижений. А вот военное поколение в годы лишений и сурового испытания демонстрировало взлёт человеческого духа и привело нашу страну к победе над очень сильным врагом. Простые вещи из солдатского вещмешка помогли заглянуть в повседневную жизнь бойцов на фронте. Где они спали? Чем укрывались? Где они жили? Как укрывались от пуль и снарядов? Где успевали умыться? Как согревались зимой? Что они ели? Кто готовил еду?.. Можем ли мы сегодня хоть немного помочь тем, кто действительно всей жизнью своей заслужил уют и комфорт? Кто воевал ради нас на той далёкой войне? Кто трудился всю жизнь? Что мы можем сделать, чтобы старость им была не в тягость, а в радость? Все эти вопросы и ответы на них прозвучали на Вечере Памяти.
- «МНЕ 18 БЫЛО НА ВОЙНЕ: экзамен на совершеннолетие. Линия фронта – рубеж между детством и юностью» – эта тема задала вектор размышления об инфантильности, которую так часто подмечают у наших современников, и о ценностных чертах подлинной «взрослости»… Хорошо знакомо наблюдение, что дети и подростки на войне рано взрослели, а, зачастую, и вели себя наравне со взрослыми, по-взрослому. На этом Вечере Памяти мы говорили с его участниками о том, чем определяется взрослость человека – возрастом или чем-то еще? Что имеют ввиду, когда говорят «что ты как маленький» или «пора повзрослеть», «давай по-взрослому»? Взрослый человек – это кто и как?
- «ГРАФФИТИ» ВОЙНЫ И ПОБЕДЫ: НАСТЕННЫЕ ПОСЛАНИЯ ГЕРОЕВ» – тема современного «граффити» на улицах городов рассматривались в параллели с надписями бойцов в местах боёв, зафиксированных историками… Война оставила нам, ныне живущим, свои послания, свои «граффити». Они появлялись в разные годы войны, в разных местах нашей страны, сражавшейся с врагом, были сделаны разными людьми. Но они схожи по духу. Этими строками из прошлого говорят с нами наши прадеды и деды из огненных лет войны. Эти надписи–послания живущим провели участников тематической программы по героическим страницам Великой Отечественной Войны, а граффити на стенах современных городских объектов позволили показать, как по-разному в них отражается дух нашего времени.
- «ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ: боевое братство и подвиг народов нашей Родины» – тема была ответом на молодёжные волнения под националистическими лозунгами и через опыт боевого братства презентовала многообразие народов единой Родины и общей исторической памяти.
- «ДРУЖБА И ВЕРНОСТЬ В ОГНЕ ВОЙНЫ» – тема боевого братства и настоящей дружбы перекликалась с массовым интернет-феноменом «зафрендивания – расфрендивания» в соцсетях и виртуальным обесцениванием понятия «дружба».
- «ПАМЯТЬ в КАМНЕ: мемориальная культура в памятниках, как послание настоящему» – эта тема поднимала проблему деформации исторической памяти… По все нашей стране от Москвы – до Дальнего Востока, от берегов Черного моря – до Заполярья, в огромных городах и в маленьких посёлках, а также за границей нашей страны, в странах Европы – застыли в граните, бронзе, мраморе солдаты Второй Мировой. Застыв, они продолжают шагать, бежать в бой за Родину, выносят из-под огня раненых товарищей, скорбят, склонив голову, над могилами боевых друзей. Можно сказать, что сегодня они стоят на страже нашей памяти. Каждый военный памятник на нашей земле и за ее рубежами – отражение и исторической памяти, и мемориальной культуры, а современное состояние мемориалов – и отражение отношения к памяти и событиям военных лет. Сегодня в этом смысле, зачастую, фиксируется обесценивание подвига советского солдата, как следствие пересмотра, а порою и фальсификации истории. Что можно этому противопоставить? Какие лекарства от беспамятства? Как же нам, поколению 21-го века – взрослым, молодёжи, детям — внукам и правнукам Победителей, относиться к атакам на память? Поднимаемся вместе с участниками Вечера Памяти в контратаку, вооружившись сильнейшим оружием – фактом и словом….
- Из пока еще неосуществленного, в наших планах – Вечер Памяти о миссии культурного достояния и искусства: «1941-1945гг. СПАСЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ: рядовые музейного фронта»… Эта тема обращает нас к понятию «национальное достояние», и к тому, какую оно представляет ценность в духовном и гражданском аспекте, какую роль играет культурное наследие в жизни общества, как осмыслялась в истории и осмысляется сегодня миссия искусства, почему во время Великой Отечественной войны спасению народного достояния были отданы силы и жизни простых людей, рядовых бойцов «музейного фронта».
Таким образом, важные концептуальные особенности и новаторство такого подхода к тематическим программам в честь годовщин Победы состоят в следующем:
- Акцент на актуальность ценностной проблематики при выборе темы Вечера (исторический лейтмотив Вечеров Памяти перекликается со злободневными, опытно-знакомыми детям, подросткам и взрослым проблемами сегодняшнего дня)
- Просемейный характер. Направленность сразу на несколько поколений каждой семьи: дошкольников – школьников – родителей – бабушек и дедушек.
- Комплексность и интерактивность формата, позволяющего в разных видах деятельности прикоснуться к основной теме Вечера всем его участникам – как детям, так и взрослым (прикладные мастерские, семейный концерт, вплетенный в тематический блок, танцевально-песенная площадка).
Включенность в проект разных поколений позволяет пробудить историческую память через семейные истории, объединить разно-поколенную семью, способствовать сохранению памяти о прошлом нашей страны, почувствовать сопричастность к нему, перекинуть мостик в современность и пережить чувство преемственности или стремления к ней.
Формирование и преемственность важнейших ценностных ориентаций в процессе смены поколений всегда являлась одной из насущных проблем общественного развития. Сегодня можно наблюдать, что относительно Великой Отечественной войны семейные практики очень различны. С одной стороны, на наших глазах множество семей с воодушевлением отозвались на акцию «Бессмертный полк» и влились в её ряды с детьми самого разного возраста [3]. Для таких семей важна сопричастность опыту военного поколения через личные семейные истории, общенародные песни, литературу и фильмы о победах и поражениях, героизме и предательстве. Как раз такие семьи – постоянные и активные участники и Вечеров Памяти.
С другой стороны, военное время воспринимается сегодня и через призму понятия «травма» [4], и в этом ключе родители стремятся оберегать детей, исключая из семейного нарратива «травмирующие» истории и переживания. Эта позиция непосредственно влияет и на особенности культурного поля семьи: из него или вовсе исключены или слабо включены такие трансляторы исторической памяти и традиционных ценностных ориентаций, как семейные истории о войне и близких, военные песни, книги, фильмы. Полагаю, что многим педагогам это хорошо знакомо…
Приведу такой пример. Однажды меня, как автора и ведущего программы для подростков и их родителей «Кино на вырост», призвала на подмогу учительница одной из гимназий. Её ученики, 11-ти летние дети, посмотрели в рамках подготовки ко Дню Победы фильм «Баллада о солдате». Великий фильм режиссёра, фронтовика Григория Чухрая. Но «рамки» оказались детям тесны и не вполне понятны. С точностью до наоборот.
(«Кино на вырост» — это программа ежемесячных встреч у экрана для родителей с подростками 13-18 лет лет на разных площадках Москвы и Подмосковья. Здесь мы смотрим и обсуждаем фильмы, их ценностное поле, учимся размышлять и понимать язык кино. Один из циклов этой программы посвящен великому отечественному кино о Великой Отечественной – цикл «Фильмы о военном поколении». Он о глубинном, сущностном в человеке и о том, как раскрывает это вдумчивое кино, о юных, которые войдут в историю как «поколение победителей», о том, что нам до них и что в них — для нас. Здесь нас, прежде всего, интересует коллективный портрет военного поколения и его отдельные представители: общие черты, сильные и слабые стороны, вечные вопросы, которые их волнуют, жизненные принципы, товарищество, взросление, влюбленность, черты характера и что их формирует? Юрий Кара, Григорий Чухрай, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько, Алексей Герман, Михаил Калатозов – выдающиеся режиссеры, знаковые кино-высказывания – о людях, национальном характере, идеалах поколения, о временном и вечном…[5, 6])
Когда же мы сели с ребятами из гимназии обсуждать «Балладу о солдате», вот что обнаружилось.
— Да, — говорят,- фильм хороший. И герой этот, Алёша Скворцов, такой симпатичный. Но… Вы знаете, он всё-таки странный. Очень странный.
— Фильм или Алеша?
— Да, конечно же, — говорят, — Алеша.
Первая моя мысль о причинах такой оценки героя «Баллады» – не «героический» герой; от фашистского танка по полю бежит, сам честно признаётся, что «струсил» и со страху танки подбил. Герой не из гранита, не из стали. Честный такой герой. Простой парень… Не угадала.
— Ну, согласитесь, – дети продолжают размышлять, – он, правда, странный: ведь как-то глупо он себя по дороге домой ведет. Ведь ему дали всего-то ничего дней, чтобы к матери добраться и передохнуть в отпуске. А он всё время в пути растратил и только успел в итоге броситься к ней, обнять разок и – обратно. Ужас просто.
Стали разбираться – отчего же Алеша в пути время растрачивал, что было причиной бесконечных задержек.
— Ну, как, – говорят, — всё ведь чужие люди. Зачем он с ними возился. Ведь если у тебя цель – иди, чего тормозить-то?.. Вот, например, история с мылом. Мыло какое-то!… Ну, зачем он это мыло у товарищей-солдат вообще брал? Ведь потом пришлось сколько времени потратить на поиски жены, для которой это мыло солдаты собирали… И вообще, в итоге-то, он же ей не отдал! Еще время потратил, чтобы отыскать отца того солдата, от которого мыло. И зачем было с этим мылом столько возиться?..
— Или вот еще… Про безногого солдата. Чего он с ним стоял-стоял, его чемодан сторожил. Ну, ладно, чемодан помог донести – всё-таки надо безногому-то помочь. Но потом, зачем до последнего стоял? Молчал с ним рядом, ждал на перроне – встретит того жена, или теперь он не нужен ей…Тот же взрослый человек, чего его сторожить? Торопиться же надо было!..
— Нет, вот когда он детей из горящего поезда спасал, эта задержка еще понятна… А вот с девушкой этой в вагоне – просто глупо… Зачем он с ней-то возился? Влюбился, так? И про всё остальное, что, забыл? У него время идет, часы тикают, а он…
— Странный какой-то герой… Нет, надо, конечно, людям помогать. Но с умом. Надо же рассуждать – кому-то помочь, если очень-очень надо, а кому-то – извини, у меня тоже дела…
Что ж, стали проговаривать каждый эпизод, пересматривать. И про цену мыла говорить. И про Другого рядом. И про «кто твой ближний?»… После обсуждения, как заново, говорят дети, фильм посмотрели. Совершенно за «рамками» мероприятия ко Дню Победы.
Обсуждая затем этот опыт с коллегами, мы, прежде всего, обратили внимание на т.н. «дух времени», который дети всегда тонко чувствуют: целеустремленность как ключ к успеху, «ты этого достоин» и прочие клише. Все бегут безостановочно, где уж тут взять время, чтобы заметить тяготу или горе ближнего, а уж тем более дальнего.
Во-вторых, как и у многих детей сегодня, у этих ребят в своё время, в возрасте ещё дошкольном, не произошла встреча с любимым героем традиционного культурного наследия, Иванушкой – «дурачком», совершающем абсурдные (с точки зрения житейски «умудренных» старших братьев или иных антагонистов этого героя) поступки. Как заметил участник обсуждения этого опыта священник о. Димитрий Николаев, видимо так у ребят сложилось, что они «сказки русские в детстве не полюбили».
А в-третьих, мы отметили, что, по-сути, наше обсуждение с детьми носило характер реконструкции важнейших культурных смыслов, источник которых – Евангельское отношение к ближнему. Разрыв воспитания и, в целом, социо-культурного пространства современного детства с отечественной духовной традицией — одна из причин размывания или даже утраты важнейших смыслов, обесценивания культурных идеалов народа, и, в целом, подмены идеала самыми приземленными житейскими ориентирами.
Таким образом, те формы дополнительного образования, которые подразумевают актуализацию преемственности, умение увидеть и проявить в историческом прошлом, в культурном наследии то, что особенно значимо для настоящего, является как бы своеобразным посланием от предков потомкам – это, на наш взгляд один из путей противодействия кризису духовной, культурной, гражданской идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ:
1. Григорий Померанц. «Недоросли» http://izbrannoe.com/news/mysli/grigoriy-pomerants-nedorosli/
2. О Вечерах Памяти ко Дню Победы в Центре для детей и родителей «Рождество», г.Москва http://www.rojdestvo.ru/foto/82/
3. Об акции «Бессмертный полк» https://bessmertnyy-polk.ru/moskva-2019/
4. Людмила Петрановская: Официозное отношение к войне — преступление перед психологическим благополучием нации https://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-ofitsioznoe-otnoshenie-k-voyne-prestuplenie-pered-psihologicheskim-blagopoluchiem-natsii/
5. Группа программы «КИНО на ВЫРОСТ» в социальной сети FB https://www.facebook.com/groups/293720128086053/?ref=bookmarks
6. Фрагменты обсуждений фильмов разных циклов программы Анастасии Абрамовой «КИНО на ВЫРОСТ» https://www.youtube.com/channel/UC0pIflRFTghrj28BZbIRB2A