«Победоносное имя в истории: проблемы ценностного осмысления наследия Великой Отечественной войны на примере занятий в историческом парке “Россия – моя история” в системе дополнительного образования»
Доклад в рамках XXVIII Международных рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Аннотация. Тема «Победоносное имя в истории», изучаемая на занятиях в дополнительном образовании, в пространстве Исторического парка «Россия – моя история» открывает широкие возможности школьникам для всесторонней оценки победителей и ценностного осмысления Великой Отечественной войны, событий недавнего прошлого, которым скоро предстоит стать легендой, а также формированию патриотического самосознания и преодоления исторического мифотворчества.
Тема «Победоносное имя в истории», заявленная в системе дополнительного образования, открывает возможности для последовательного и углубленного изучения судеб известных военачальников, их подвигов и той стороны жизнедеятельности, которая нередко скрыта от глаз потомков славой побед, и как следствие, способствует духовно-нравственному воспитанию личности.
Нельзя забывать, что жизнедеятельность полководца в мирное время во многом определяет исход военных действий, потому что именно в этот период он «собирается силами» физическими и душевными, крепнет духом и волей.
Актуальность темы «Победоносное имя в истории» может найти в подтверждение в празднуемых датах. Например, в 2020 году можно отметить: 295-летия со дня кончины императора Петра I; 290-летия со дня рождения генералиссимуса Александра Суворова; 110 лет со дня рождения Маршала, дважды Героя, Советского Союза, Василия Чуйкова; 75-летия Победы в Великой Отечественной войне; 65-летия со дня кончины Маршала Советского Союза Леонида Говорова и др. В 2021 году в России будут отмечать 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского.
И князь Александр Невский, и генералиссимус А.В. Суворов прославлены в истории как полководцы-победители; Великая Отечественная война, завершившаяся грандиозной победой наших соотечественников над фашизмом, дала нам множество имен победителей от маршалов до простых солдат. Надо заметить, что каждая последующая эпоха стремиться внести свой вклад в почитание победителя и как в зеркале отразить его образ в новых историко-культурных формах: литературе, изобразительном искусстве, музыке, геральдике и т.д., подчеркнув тем самым важность преемства победного опыта.
Например, в Великой Отечественной войне прославление Александра Невского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Михаила Кутузова и Павла Нахимова нашло отражение в учреждении орденов в честь этих героев, которыми награждались офицеры Красной Армии и Флота.
Важным в данной теме видится построения занятий так, чтобы школьники в поиске информации о герое не увлекались популярными, нередко сенсационными, «рассказами» о личной жизни полководца, а напротив, обращали внимание на те факторы, которые способствовали формированию у него силы духа и воли к победе, тех качеств, за которые их чтили потомки.
Для понимания содержания победы над противником современным школьникам следует задуматься над перечисленными ниже вопросами. Каждый из этих вопросов может стать темой для занятий и предусматривать активные методы (дискуссию, диспут, круглый стол, путешествие во времени, конференцию, исследовательскую и проектную деятельность) для достижения метапредметных и личностных результатов, которые в системе дополнительного образования являются приоритетными перед предметным.
Вопросы для осмысления темы «Победоносное имя в истории»
– Что помогало военачальникам одерживать победы?
– Какие качества полководца сплачивали вокруг него людей?
– Как воспитывали победителей? Какие традиции воспитания сохранялись и передавались из поколения в поколение? Что изменилось в ХХ веке?
– Как победители осмысляли достигнутое?
– Как в традициях русского воинства принято относится к побежденным? Сохранились ли эти традиции в XX веке?
– Какова цена победы под Москвой, в Сталинграде и на Курской дуге?
– Как впоследствии великие полководцы переживали испытание славой и все ли ее удостоились сполна?
– Кто такой победитель, какой он на войне, на службе и в семье, с начальствующими и подчиненными, друзьями и врагами (нравственный портрет победителя)?
– Почему «победителей не судят»? Как вы понимаете фразу Екатерины II?
– Почему соседи сносят памятники нашим героям?
– Если «Маршал Победы» – Георгий Жуков, то, кто «солдат Победы»?
Емкую и исторически достоверную информацию школьники могут почерпнуть, используя ресурсы мультимедийного Исторического парка «Россия – Моя история» (далее Исторический парк), площадки которого сегодня отрыты в двадцати городах Российской Федерации от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Для эффективности рассмотрения темы «Победоносное имя в истории» рекомендуется выделить эпохи, которые в Историческом парке представлены выставочными экспозициями:
1) Рюриковичи
2) Романовы
3) От великих потрясений к Великой Победе
4) Россия – моя история.
При этом экспозиции 1) и 2) могут изучаться в контексте традиций, которые наследуют победители ХХ века, а экспозиция 4) – в контексте осмысления потомками уроков Великой Отечественной войны.
Исторический парк обладает всеми преимуществами для того, чтобы достижение метапредметного результата на занятиях стало личностным, чтобы полученный спектр знаний и впечатлений способствовал ценностному самоопределению школьника в историко-культурном пространстве своей Родины.
Находясь в Историческом парке, школьники имеют максимум возможностей для исследования обозначенной темы, связанных с ней и возникающих попутно вопросов. Экспозиция включает многообразие оцифрованных источников, включающих официальные документы, летописи, цитат историков и писателей и др. Все это позволяет школьнику определиться в фактах и вынести им нравственное суждение, исходя из разных точек зрений.
Применительно к теме «Победоносное имя в истории» вектором должна стать идея, что каждый человек (в данном случае школьник) своей деятельностью (поступками и возможными подвигами) может дать имени славное продолжение – «славную жизнь в памяти потомков», а может, наоборот, опорочить его, «бросить тень на доброе имя».
Отсюда можно определить: цель школьников – найти новое знание о победах российского воинства, обнаружить их нравственное содержание и уяснить свой личный смысл в наследовании опыта победителей; цель педагогов – оказать школьникам педагогическую поддержку в нахождении правильных ориентиров; цель всех участников занятий – формирование устойчивых представлений о национальном образе победителя – защитника и строителя России, хранителя веры и мира, а также развитие школьниками и актуализация наставниками ценностно-смысловых ориентаций в историко-культурном пространстве.
Все предлагаемые занятия по теме «Победоносное имя в истории» должны предусматривать:
– углубление и расширение знаний по истории и обогащение кругозора по литературе, изобразительному искусству, географии, обществознанию;
– рассмотрение широкого круга вопросов, связанных с историческими личностями, их поступками и подвигами, будничной жизнедеятельностью и вкладом в историю, личностными характеристиками и народной памятью, их предками и потомками;
– обнаружение ценностей, уяснение их смысла в собственной жизнедеятельности, духовно-нравственное воспитание и самовоспитание.
Смысловым концептом предлагаемых занятий является имя победителя.
Для понимания логики выстраивания занятий педагогам следует учесть следующие факторы: имя сопровождает человека на всем его жизненном пути, указывает на его индивидуальность, обозначает гендерную, национальную и культурную принадлежность, «выступает как мерило его социальной защищенности», задает вектор его жизнедеятельности, обеспечивает коммуникацию в пространстве и времени.
Имена людей отражают историю и культуру народа, а по популярности имени в тот или иной период можно говорить о духовных потребностях людей, их чаяниях и настроениях, идеалах и кумирах. Одно и тоже имя в разные эпохи может напоминать о разных исторических деятелях и указывать на разные аспекты подвига. Например, имя Георгий в царской России связывалось с Георгием Победоносцем, а в после войны – с «Маршалом Победы Георгием Жуковым».
В православной культуре имя оказывает направляющее воздействие на жизненный путь человека, потому что оно связано с небесным покровителем – тем, кто помогает, оберегает, защищает. Например, Александра Васильевича Суворова родители нарекли его в честь прославленного военачальника, князя Александра Невского, но из-за слабого здоровья сына о его воинской карьере сына не мечтали. В детстве и отрочестве Суворов много читал о героях военной истории. Вдохновленный их подвигами он воспитал себе несгибаемую силу воли, которая позволила ему преодолеть недуги и стать основоположником «науки побеждать». Будущего «Маршала Победы», Георгия Жукова, рожденного 19 ноября/1 декабря, родители нарекли по святцам, выбрав ему имя святого великомученика Георгия Победоносца, которое праздновалось вскоре после рождения мальчика 26 ноября/9 декабря.
При построении занятия педагогам рекомендуется учитывать, что «победоносное имя» уже на начальном этапе знакомства с ним, может сообщать школьнику информацию о том:
1) Кто носил такое же имя в разные эпохи, прославил его или осрамил. Например, имя Андрей нередко вызывает у школьников ассоциации со славным князем Андреем Боголюбским, воздвигшем храм Покрова на Нерли в честь победы над булгарами, или благородным Андреем Болконским, героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир», или Андрием бесславно погибшем от руки отца Тараса Бульбы из-за предательства Отчизны.
2) Кто почитался в народе (семье) святым или героем, например, святой князь и герой Александр Невский.
3) Кто был или является родственником. Например, дедушка – ветеран Великой Отечественной войны или бабушка – ветеран труда.
4) Кто заслужил любовь и уважение в народе. Таким в ассоциативном круге может стать и всенародно почитаемый герой, как, например, Иван Сусанин, и великий ученый, например, Дмитрий Менделеев, и простой человек, заслуживший уважение в конкретном регионе, чья фотография висит на доске почета.
5) Кто совершил подвиг; делал много добрых дел; защищал Отечество. Например, святой адмирал Федор Ушаков Непобедимый, Маршал Советского Союза Георгий Жуков, Герой Советского Союза Дмитрий Карбышев и др.
6) Кто является его Ангелом Хранителем и в честь кого назвали.
7) Кто в данный период находится на пике популярности, является «кумиром молодежи». Таким может быть эстрадный артист, киноактер, шоумен, ведущий телепрограмм, блогер и т.д.
Сообщая школьнику «победоносное имя», педагогу следует учесть, что ассоциации учащегося могут быть совсем не соответствующими теме занятия, а иногда противоречащими ей и, как следствие, провоцирующими его на усмешки или скептицизм.
Чтобы этого избежать, рекомендуется начало занятий предварить рассмотрением понятия «победитель», используя разные источники.
Владимир Даль выводит слово победитель от глагола «побеждать» – «победить кого, осиливать, одолевать, превозмогать, поборать, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании» и приводит примеры: «Суворов побеждал врага, но не мог победить зависти и клеветы. И великих людей побеждают страсти… Он победил, картина его признана лучшею… Ополчения побеждаются, цари покорствуют, а дух народный непобедим… Победоносное войско. Суворов победоносец. Совесть победоносица, не кривит. Победотворец, победотворный крест». Даль также приводит в пример качество победителя: «Победимость ж. возможность победить кого, что…»»; обозначает однокоренные слова: «побеждатель, победитель, победительница» [1, с. 139].
И в словаре В.И Даля и других толковых словарях победа и победитель чаще всего ассоциируются с военными успехами, а имя Суворова звучит как нарицательное в характеристике победителя.
В русской литературе «победитель» всегда вызывает восхищение и благодарность у потомков: «Великую услугу оказал святой Руси ее защитник, благоверный, «непобедимый» – как назвали его современники – князь Александр Ярославич, и никогда святая Русь не забывала и не забудет этого великого земного подвига его» [2].
«Сразились. – Русский победитель! И вспять бежит надменный галл» – так писал А.С Пушкин о Бородинском сражении, а образ царя Петра – победителя Карла XII он определил таким:
«Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как Божия гроза» [3, с. 291].
Эти оценки показательны отсутствием в них осуждающей критики, особенно популярной в современных условиях мировоззренческого плюрализма, разрушающей патриотическое самосознание и способствующей историческому мифотворчеству, а ведь, как известно, «победителей не судят».
Цитаты из разных источников, подкрепленные многообразием художественных образов, в экспозиции Исторического парка мотивируют школьника к разносторонней оценке победителя и ценностному осмыслению Великой Отечественной войны, событий недавнего прошлого, которым совсем скоро предстоит стать уже легендой. С каждым годом ветеранов и участников войны, тех, кто непосредственно пережил страшные и тяжелейшие 40-е, становится все меньше и меньше, а с их уходом каждое последующее поколение утрачивает живую связующую нить с периодом великой трагедии и великого подвига.
Поэтому важным в осмыслении темы «Победоносное имя в истории» является возможность организации когнитивной и когнитивно-творческой деятельности школьников, в ходе которой они могут ощутить себя значимым звеном в межпоколенной цепи строителей России, победителей внешних и внутренних врагов, наследниками и преемниками славного опыта тех, кто создал в отечественной истории «победоносное имя».
Список литературы:
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. – М.: Русское слово, 2002. – 554 с.
- Житие святого благоверного князя Александра Невского // Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Электронный ресурс. URL. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719. Дата обращения: 4.12.19.
- Пушкин А.С. Поэзия. Проза. Поэмы. Сказки. – М.: АСТ, 2006. – 366 с.