XXII МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
«Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее»
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комиссия по развитию образования
РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«Развитие социального партнёрства государства, Церкви, семьи и школы.
Роль идеала в отечественной педагогической традиции».
27 января 2014 года
Мы, участники Круглого стола, прошедшего в Общественной палате Российской Федерации в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее», отмечаем, что процессы глобализации, происходящие в мире, все дальше уводят страны и народы, традиционно принадлежащие к христианской культуре, от христианских нравственных ценностей. Идеал, который предлагает человечеству постиндустриальная эпоха – самодостаточная, самоценная личность – прямо противоположен христианскому идеалу смирения и самоотверженной любви. В душе, не имеющей этих основных нравственных качеств, не может быть ни долга и ответственности перед своим народом, ни любви к Родине. Процессы, происходящие в социальной, политической и духовной сферах в нашем Отечестве – убедительное тому подтверждение. В этих условиях необходимо констатировать, что духовно-нравственное возрождение российского народа возможно только при условии обращения к традиционным ценностям, в основании которых в странах исторической Руси уже более тысячи лет лежат ценности Православия.
Укрепление партнерства Церкви, государства, семьи и школы, а также различных общественных организаций в сфере образования, воспитания и социализации детей и молодежи является нашей общей стратегической задачей. В приветствии к участникам Чтений Президент России Владимир Путин, подчеркнул: «Мы должны свято беречь память о своих национальных героях и подвижниках, богатейшие исторические, культурные, духовные традиции, крепить непреходящую связь времен; в этом – основа успешного развития России, нашего движения вперед». Председатель Правительства Дмитрий Медведев выразил уверенность, что «обращение к наследию великого православного подвижника и молитвенника Земли Русской Сергия Радонежского, изучение его роли в истории будет плодотворным для отечественной педагогической традиции, послужит развитию ценностных основ российского образования». Только такое соработничество способно привести к духовному, нравственному и физическому оздоровлению общества.
Актуальность темы Круглого стола подчеркивается также особым вниманием к ней руководителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, представителей всех слоев общества. В Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения входит предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Стандарты дошкольного образования, принятые в конце 2013 года, включают обращение к традиционным культурным ценностям. Это важные обстоятельства, но они недостаточны для оздоровления духовной и нравственной жизни российского народа. Необходимо активное взаимодействие всех институтов общества, включая государство, семью, традиционные российские религии, среди которых значимое место занимает Православие, особая роль которого в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, отмечена в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях. Такое взаимодействие значительно повысит воспитательный потенциал преподавания в школе основ религиозных культур, необходимость расширения которого на все годы обучения не вызывает сомнений, а также поможет совместными усилиями обрести новые пути воспитания нашего общества и, в первую очередь, подрастающего поколения, в том числе на примерах истинных героев и подвижников, которых немало в отечественной истории, неразрывно связанной с Православием. Сегодня в нашем обществе остро ощущается недостаток положительных образцов, а ими так богата история Церкви. Одна из задач Круглого стола – привлечь внимание общества к этому достоянию. Помочь в этом могут средства массовой информации, оказывающие огромное влияние на современное общество. Популяризация традиционных нравственных ценностей через центральные СМИ нуждается в государственной поддержке.
Образование в России всегда гармонично сочетало в себе обучение и воспитание. Оно традиционно строилось на основании православной педагогики, имеющей своим главным содержанием святость. Целью отечественной педагогики всегда являлась духовно-нравственная личность, а воплощенным идеалом – образ Иисуса Христа. Ключевую миссию в процессе воспитания – государственного, школьного, семейного, церковного – исполняли жития и труды святых, самые любимые в народе творения церковно-православной культуры.
Обращение к наследию святых отцов, которые, осмыслив через призму евангельской мудрости достижения человечества, предложили миру способы решения многих проблем общества и государства, семьи и каждой личности, актуально и в наше время. Сама жизнь святых, их добродетели – вера, служение ближним, стойкость в испытаниях, самоотвержение, смирение, любовь и другие – способны вызвать горячий отклик и стремление подражать их примерам как у взрослых, так и у детей и молодежи.
Церковное предание не существует в отрыве от современной жизни Церкви, оно становится основанием важнейших церковных документов. Мы рекомендуем широкому научно-педагогическому сообществу обратить внимание на принятый еще в 2000 году документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», педагогический потенциал которой еще не до конца востребован и воспринят современным обществом.
Социальная стратегия современной России должна опираться на ее духовное наследие. Одной из важнейших сфер партнерства государства, Русской Православной Церкви и православных граждан, составляющих большинство россиян, является сфера образования и, в частности, православные общеобразовательные организации. Опыт передачи подрастающему поколению духовной традиции вместе с современными знаниями, соответствующими образовательным стандартам, является важнейшей составляющей деятельности православных учебных заведений. Этот опыт может и должен быть востребован обществом и государством. Однако в настоящее время отсутствие равенства в бюджетном финансировании учащихся государственных и частных, в том числе православных, образовательных организаций приводит к фактической дискриминации детей, обучающихся в православных школах. Мы обращаемся к Председателю Правительства Российской Федерации и к законодателям с просьбой обратить внимание на это несоответствие и принять меры для устранения данного неравенства путем внесения поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Решение данной задачи необходимо внести в перечень мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента России.
Воспитание детей на образцах святости и нравственных идеалах должно начинаться с самого раннего возраста, но сегодня мы видим, что даже игрушки зачастую не способствуют воспитанию в детях доброго отношения к родителям, окружающему миру, природе. Мы обращаемся к ответственным лицам с просьбой на государственном уровне поддержать производство традиционных народных игрушек и игр, с помощью которых ребенок впитывает традиционные семейные и межпоколенные ценности. С раннего возраста необходимо прививать детям и любовь к образам национальных героев, способствующих духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма и любви к Родине.
Примером взаимодействия Церкви, государственной власти и общественных организаций могут служить совместные и взаимодополняющие программы в рамках Года празднования 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского. Примером такого сотрудничества должно стать и возрождение Радонежа – второй родины преподобного Сергия – как особого культурно-духовного заповедника при совместной ответственности всех названных сторон. Создание заповедника «Древний Радонеж» на территории действующих охранных зон возможно только при условии прекращения массовой незаконной застройки и разрушения исторических ландшафтов и археологических памятников этого уникального духовного и культурного наследия нашего Отечества. Мы обращаемся к Президенту Российской Федерации с просьбой взять под личный контроль данную ситуацию и содействовать созданию заповедника «Древний Радонеж».
Образец, идеал, каковым в отечественной культуре является, в первую очередь, человек святой, необходим для духовно-нравственного воспитания личности и всего общества, он является неотъемлемой частью традиционной отечественной педагогики.
Это положение важно учитывать:
- при составлении программ воспитательной работы в образовательных организациях всех уровней – от дошкольных до высших учебных заведений,
- при написании учебников и учебно-методических комплексов как по основам православной культуры, так и по краеведению, предметам гуманитарного цикла,
- в духовных учебных заведениях, где изучение агиологии должно занять достойное место,
- в работе «школ молодых семей», при подготовке к родительству, поскольку родителей необходимо учить воспитывать своих детей, прививать им лучшие нравственные качества, в том числе и почтительного отношения к самим родителям (в современном мире мы видим утрату традиций семейного воспитания, которые необходимо возрождать),
- при взаимодействии органов региональной власти, органов управления образованием с православным образовательными организациями, которые могут стать важными площадками распространения опыта преподавания предметов духовно-нравственной направленности, но которые сами нуждаются в помощи и поддержке со стороны государства,
- в работе с молодежью, которую примеры святых могут вдохновить на активную миссионерскую, социальную, научную и творческую работу, создание крепких семей и т.д.,
- при организации в светских вузах всех направлений – педагогических, медицинских, военных, технических, социальных, гуманитарных и т.д. – при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, как преподавания основ православной культуры, так и проведения научной работы, которая может включать изучение святоотеческого наследия, в том числе наследия новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века, проведение конференций на означенные темы и т.д.,
- в сфере культуры, взаимодействии со СМИ, творческой интеллигенцией и т.д.:
- в социальной работе и во многих других сферах нашей жизни.