Автор: Протоиерей Федор (Веревкин)
В современных условиях преподавание в светских вузах направлено, прежде всего, на созидание успеха. Успех же понимается, прежде всего, в денежно-карьерном смысле. Ни созидание национально-культурных ценностей, ни стабильность в общественной или семейной жизни в понятие успеха не включаются. Потребности человека анализируются и классифицируются, прежде всего, в смысле их использования для управления обществом и их коммерциализации. Прекрасно известно, что одна потребность сменяет другую, иерархия же потребностей задается воспитанием в соответствии с задачами выдвигаемыми культурой. Холодно-аналитически в эту схему загоняется, и потребность общения души человека с Богом. В советское время даже изобрели мерзкий термин «религиозные потребности», которым очень любили оперировать чиновники, отвечавшие за ограничение влияния религии на души людей.
Итак, задача духовного просвещения студенческой молодежи, основанная на христианских ценностях неизбежно входит в противоречие с тем воспитанием, которое дает современное потребительски ориентированное общество. Тем не менее, опыт показывает, что значительная часть нашего общества вообще и молодежного в частности пока еще придает большое значение ценностям так сказать нематериальным. Большинство студентов, с которыми доводилось иметь дело, так или иначе, считали себя людьми религиозными. Атеистами себя позиционировали единицы. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев эти религиозные взгляды не оформлены в какую-нибудь мало-мальски стройную систему. Понятие о религиозных заповедях и законах обычно сводится к понятиям «хороший»-«плохой», а в лучшем случае к «не убий», «не лги», «не кради», иногда еще к «не завидуй».О любви к Богу или хотя бы к Его творению, как правило, речь не идет. Даже в случае достаточно частых посещений храма и богослужения, настоящие положительные знания об основах веры достаточно редки. Это относится не только к христиански ориентированным людям, но и к ориентированным на другие религии. Понятно, что при таком состоянии дел монотеизм в сознании легко уживается языческими или пантеистическими представлениями. Поэтому зачастую даже то, что остается от основанной на вере морали легко приносится в жертву житейским соображениям сию моментной пользы. Так приходилось сталкиваться с оправданием самых низких поступков, ели они продиктованы, скажем, тяжелым материальным положением. В то же время в каждой аудитории всегда есть те, кто ориентирован на ценности своей традиционной культуры, ценящих и помнящих свое историческое происхождение. Таким образом преподавание в тех или иных формах основ национальной (русской) культуры и истории следует считать весьма серьезным моментом в деле воспитания российской студенческой молодежи, если только действительно ставится цель созидания по-настоящему жизнеспособного, стабильного единого общества.
С чем совершенно необходимо познакомить современных студентов?
Прежде всего следует всемерно способствовать общему знакомству с Русской историей. Не надо забывать, что один из президентов США как-то сказал, что славяне занимают больше места в пространстве, чем в истории. Сказано это было довольно давно, но в учебно-научной среде существует явное движение в поддержку этой мысли. В результате можно столкнуться с тем, что молодые люди путают Куликовскую битву с Бородинской. Еще хуже то, что даже казалось бы, воцерковленные люди слабо представляют себе историю советского периода. Все мешается в неопределенных знаниях о каких-то темных десятилетиях, когда всех и вся репрессировали. Ленин, Сталин, Брежнев и Хрущев — все в кучу. Почему преследовали за веру? – Да так по ошибке. Но отмечу, что когда на эту тему сообщаются положительные знания – это вызывает неподдельный интерес. Всегда очень серьезно воспринимается рассказ о сопротивлении русского народа закрытию храмов. То же надо отнести и к теме о значении духовного воспитания русского народа для победы в войне против нацистской Германии. Мы прекрасно знаем, что в советское время в киноискусстве все это освещалось однобоко- романтично. Современные же фильмы, как правило, весьма ориентированы на зрелищно-коммерческий успех. Между тем, очень нужно объяснить, что заставило коммунистических правителей сменит оголтелую антирелигиозную пропаганду на обращение к традиционным религиозно нравственным ценностям, основанным на Православии. Здесь всегда так хорошо затрагивается вопрос о смысле истории, о промысле божьем в истории, о духовном смысле войны и духовных причинах ее возникновения и духовных уроках извлекаемых из нее обществом.
Еще важно в преподавании истории Русской культуры опровергнуть некий блуждающий стереотип о том, что Православие в отличие, скажем, от Протестантизма не способствовало возникновению настоящей деловой инициативы и деловой этики. Полноценный и точный рассказ о достижениях России в области архитектуры, искусства, науки, торговли, мореплавания в северных широтах опровергает то мнение. Здесь уместно упомянуть о той гуманистическо-религионой направленности, по отношению народам, вновь входившим в состав Русского государства, о веротерпимости к ним и уважении их верований. Неподдельный интерес у студентов вызывает рассказ о древнерусской живописи (иконописи) как об особом осмыслении мира. Сопоставление ее с западной реалистической религиозной живописью. На сюжетах русских икон легко и полно дается рассказ о самых основах христианской веры. Здесь же значительную пользу приносят экскурсии в храмы. Опыт показывает, что посещение храма вызывает у студентов светского вуза очень много интересных и подчас глубоких вопросов. Причем вопросы возникают не только у христиански ориентированных слушателей.
Еще более интересно проходят экскурсии студентов светских вузов в ЦАК МДАиС. Когда экскурсию ведет студент-семинарист, встречаются два мира. Экскурсовода после экскурсии засыпают вопросами. Несколько сложнее объяснить значение религиозности для науки. Особенно это относится к студентам общественно-экономических специальностей. Наука не ценится и не уважается, как было некогда. Еще более ее авторитет подрывают передачи на мистическо-оккультные темы. И здесь важно все-таки подчеркнуть значение моральных качеств ученых для их работы – прежде всего честность и добросовестность — качеств без которых настоящее научное творчество невозможно, и которые неотделимы от религиозного сознания. Впрочем религиозность самих ученых не вызывает у студентов особого удивления.
И последнее. Молодежь, как бы ее ни воспитывали, все равно всегда жаждет деятельности и правды. Иногда очень трудно бывает объяснить несоответствие реальной жизни христиан Евангельским идеалам. И только история показывает, что в любом случае человек лишенный «религиозных оков» становится страшнее дикого зверя.