Нынешний год, как и предыдущий, дает множество примеров для духовно-нравственного воспитания молодежи и студентов через познание исторического прошлого. Возьмем хотя бы династию Романовых, чей юбилей отмечался в прошлом году; преподобного Сергия Радонежского, 700-летие рождения которого мы будем праздновать на протяжении 2014 года.
Разговор о духовно-нравственном образовании и воспитании – это, прежде всего, разговор об определении нравственных ориентиров. В связи с этим хотелось бы обратиться к истокам той культуры, на которой непосредственно растут и воспитываются современные молодые люди. Имеется в виду не та культура, которую мы унаследовали – православная традиционная. Но культура современности, привносимая не только средствами массовой информации, но и ставшая реальностью.
Всякое образование и воспитание дается на базе какого-то мировоззрения. Другими словами, всякое образование и воспитание находится в зависимости от понимания мира и человека и конечной цели бытия.
Без истории нет четких ориентиров для развития личности, для развития общества и страны в целом. Здесь уместно говорить о культурообразующей роли православия в истории нашего государства. Центральные вехи в истории Отечетсва: Крещение Руси, Куликовская битва, Смутное время и т.д. дают множество примеров исторических деятелей, героев, которые руководствовались в своих делах ценностями, традиционно присущим русской культуре. Стремление этих личностей было стремлением к жертвенности во имя великих целей, в конечном итоге к святости. Стремление к святости делает народ великим.
Современное информационное пространство наполнено всевозможными идеями и философскими концепциями, в основании которых лежат далеко не нравственные начала. Основной формирующей доминантой мировоззрения среднестатистического представителя современной западной культуры являются идеи натурализма, гуманизма.
По-иному понимается образование и воспитание в отечественной традиционной культуре, основанной на православном мировоззрении.
Образование становится не столько способом получения определенного количества знаний, сколько способом раскрытия личности человека в истории, его духовных и нравственных качеств, как обновление, как возрождение образа Божия в человеке.
Обращая внимание на педагогическую составляющую, хотелось бы определить, что именно мы подразумеваем под духовно-нравственным воспитанием. Это: воспитание нравственных чувств, нравственного облика и жизненной позиции, нравственного поведения, в том числе готовности служить людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, любви, доброй воли.