Автор: Симонова Мария Александровна, директор Учебно- научного Института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов, кандидат педагогических наук
Конфессиональная политика российского государства в сфере образования имеет значительные, но противоречивые традиции.
Перестроечные процессы 1980-х годов привели к принципиальным изменениям в государственно-конфессиональных отношениях. В 1990 году был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», в котором при сохранении неконфессионального характера государства подчеркивалось позитивное отношение к деятельности религиозных конфессий. Соответствующие нормы нашли свое отражение в Конституции 1993 года. В Российской Федерации как светском государстве никакая религия не могла устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения были отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантировалась свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Кроме того, была предусмотрена возможность освобождения от военной службы по религиозным основаниям, которая, получила реальное воплощение после принятия закона об альтернативной службе в 2002 году.
Активная деятельность конфессий привела к принятию в 1997 году нового закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который заменил предыдущий. Несмотря на возражения либеральных политических сил против отдельных положений нового закона закон был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации. В новом законе подчеркивалась особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и утверждалось, что иные другие религии составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Закон разделил религиозные объединения на два типа – религиозные организации и религиозные группы. Он определил необходимость и порядок регистрации религиозных организаций.
В 1990-х гг. активно формировалась нормативно- правовая основа для взаимодействия государства и религиозных организаций [4; 5] в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, сфере образования. В этот период было актуализировано взаимодействие государственных органов исполнительной власти с РПЦ и иными традиционными религиозными организациями при разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных и культурных ценностей народов России и традиционных религиозных организаций; оказывалось содействие традиционным религиозным организациям в создании и деятельности образовательных учреждений. Особое внимание уделялось сотрудничеству с традиционными религиозными организациями в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях, в том числе права на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей в соответствии с убеждениями, в том числе, религиозными, их родителей, при условии, что эти убеждения не влекут действий, противоречащих федеральным законам.
Одним из основных направлений взаимодействия религиозных организаций с государством является сфера образования, т.к. именно образованию присуща воспитательная и ценностно-мировоззренческая функция, которая формирует ценностные ориентации и поведение индивида в обществе. В современном мире развиваются государства, в которых отсутствует религиозное образование в государственных школах (например, Франция). Интересен опыт государств, которые системно организуют и контролируют неконфессиональное религиозное образование, в том числе в тесном сотрудничестве с церковью (например, Швеция, Великобритания). Значимыми являются данные о практике развития конфессионального образования, предусмотренного законодательно в том или ином варианте (например, в Греции, Италии, Австрии).
В то же время религиозный аспект образования вызывает серьезные общественные дискуссии.
На процесс активной интеграции религиозных организаций в систему образования оказывало немаловажное влияние изменение государственной политики в области духовной безопасности, положение о которой содержалось разработанной концепции национальной безопасности, подписанной премьер- министром РФ В. В. Путиным 10 января 2000 г. С этого времени появляется ряд официальных документов определяющих направление духовного развития страны, среди них Доктрина информационной безопасности РФ, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», федеральная целевая программа «Формирование установок толерантности сознания в профилактике экстремизма в российском обществе» [2]. В 2008 г. принимается новая Стратегия национальной безопасности России до 2020 г. в которой подчеркивается важность сохранения и укрепления духовных ценностей граждан, культурного и духовного наследия, исторических традиций и памяти [10]. Для решение задач в области обеспечения национальной безопасности признается важность создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России.
Политика государства в области укрепления духовной безопасности государства и возрождения духовно-нравственного воспитания создает для религиозных организаций возможность участвовать в этом процессе и упор делается на систему образования, которая напрямую влияет на социализацию личности.
В конце 1980-х годов в светских высших учебных заведениях преподавание предметов с конфессиональной точки зрения было невозможно, студентам преподавался курс научного атеизма. На территории РСФСР существовали лишь два теологических высших учебных заведения – Московская и Ленинградская (ныне Санкт-Петербургская) духовные академии Русской православной церкви.
К 2000-м гг. ситуация изменилась. Подготовка кадров православного духовенства была организована не только в академиях, но и в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, который также выпускает светских катехизаторов.
Главной проблемой взаимоотношений конфессий с государством в вопросе подготовки кадров духовенства в религиозных вузах являлось отсутствие государственного признания дипломов этих учебных заведений. После принятия федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательный учреждений)» была предоставлена возможность образовательным учреждениям профессионального религиозного образования получения свидетельства о государственной аккредитации и дано право на выдачу диплома государственного образца [6, с.3].
Еще одну грань проблемы присутствия религиозного фактора в высшей школе составляет организация теологического образования в светских высших учебных заведениях.
В начале 1990-х гг. РПЦ неоднократно обращается к государству с просьбой ввести специальность «теология» в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей и создать соответствующий государственный стандарт с позиций религиозного мировоззрения и после достаточно долгих усилий и привлечением к решению этого вопроса представителей научной общественности РПЦ удалось достигнуть решение этого вопроса и в 2000 г. специальность «Теология» включалась в перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, а также в перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов высшего профессионального образования, ранее была утверждена магистратура по направлению «теология» [7]. Приказ предполагал поэтапный переход системы образования на новый перечень специальностей. В частности, Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования поручалось утвердить примерные учебные планы по специальностям, организовать разработку и утверждение соответствующих программ дисциплин в рамках образовательных стандартов.
В декабре 1993 года приказом заместителя министра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата «Теология». В феврале 2000 года на заседании Межведомственного совета специальность «Теология» была включена в Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования. В марте того же года министерство утвердило Государственный образовательный стандарт по специальности 020500 Теология.
На заседании Комиссии по совершенствованию номенклатуры специальностей научных работников при Министерстве образования и науки РФ 19 декабря 2008 г. рассматривался вопрос о включении в реестр научной специальности «Философия религии и религиоведение, теология и религиозная философия». В процессе обсуждения участники заседания решили отложить вопрос о включении теологии в номенклатуру специальностей научных работников [3].
Государством накоплен значительный опыт взаимодействия с религиозными организациями. Эти отношения, как правило, строятся на взаимовыгодной основе. Государство заинтересовано в активизации участия конфессий в моральном воспитании россиян в духе уважения традиций и толерантности. В свою очередь, конфессии рассматривают государство как партнера, способного обеспечить эффективную защиту интересов верующих, оказать содействие в реализации различных программ, направленных на улучшение условий их деятельности. Организован серьезный конструктивный диалог посредством деятельности Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, Государственной думы, Совета Федерации, Общественной палаты. Этот диалог направлен на достижение общих целей в духе согласия и компромисса.
Среди существующих проблем государственно-конфессиональных отношений можно назвать вопросы о месте религии в высшей школе, о содействии благотворительной деятельности, об эффективном сочетании противодействия экстремизму в образовательных учреждениях и защиты прав и законных интересов верующих.
Значительную роль в их решении может сыграть обращение как к позитивному национальному, так и международному опыту, осмысленному с учетом исторических традиций и современного состояния российского общества. В настоящее время и государством, и основными религиозными конфессиями России осознается необходимость конструктивного сотрудничества в различных сферах деятельности при сохранении самостоятельности каждого из участников диалога.
Список литературы:
1. Выступление министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс]/ Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/561193.html.
2. Доктрина информационной безопасности РФ: утверждена Указом президента РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-189 [Электронный ресурс] / Совет Безопасности России. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html.
3. О ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № МОН-П-2941: письмо министра образования и науки Фурсенко А. А. президенту РФ Медведеву Д. А. [Электронный ресурс]/ Вера и время. Религиозные ценности и современная система образования. Режим доступа http://www.verav.ru/common/message.php?table=news&num=6648.
4. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ [Электронный ресурс]/ Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/05/obrazovanie-relagia-dok.html.
5. О свободе совести и религиозных объединениях: федеральный закон от 26.09.1997 г. №125-ФЗ [Электронный ресурс]/ Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/05/obrazovanie-relagia-dok.html.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений): федеральный закон Российской Федерации от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ [Электронный ресурс]/ Российская газета. Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/05/obrazovanie-relagia-dok.html
7. Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: приказ № 686 от 2.03.2000 г. министра образования России В.М. Филиппова [Электронный ресурс] / Социально-гуманитарное и политологические образование. Портал гуманитарное образование. Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/18350.
8. Обращение лидеров традиционных религиозных общин РФ к президенту России Дмитрию Медведеву по вопросу о преподавании религиозной культуры в школах [Электронный ресурс]/ Справочно-информационный интернет-портал «Религия и СМИ». Режим доступа: http://www.religare.ru/2_66919.html.
9. Стенографический отчёт о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей от 21 июля 2009 года [Электронный ресурс]/ Президент России. Официальный сайт. Режим доступа: http://kremlin.ru/appears/2009/07/21/1740_ type63376type63381_ 220032.shtml.
10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]/ Совет Безопасности России. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.