Капырин, П.А.
МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)
Патриотическое воспитание современного юношества на образцах военного искусства казачества
В статье рассматривается актуальный вопрос одного из направлений патриотического воспитания современной молодежи. Работу с юношеством предлагается вести на примере героического образа казаков, защищавших нашу Родину и приумножавших ее духовное и материальное благосостояние. В статье также поднимается вопрос, о необходимости высоких нравственных требований к тем, кто проводит работу по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, казачество, соработничество, образ казачества.
Patriotic education of modern youth on the samples of military art of the Cossacks
Kapyrin P. A.
Msutm them. K. G. Razumovsky (PKU)
The article deals with the topical issue of one of the directions of Patriotic education of modern youth. Work with youth are invited to lead by the example of the heroic Cossacks defended our Homeland and priumnozhivshih its spiritual and material well-being. Also, the article raises the question of the need for high moral requirements to those who work on Patriotic education.
Key words: Patriotic education, Cossacks, co-operation, the image of the Cossacks.
С каждым годом в России все большее внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение финансирования на реализацию соответствующих мероприятий: к примеру, финансирование программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» возросло с (примерно) 300000 тыс. руб. в 2016 году до 350000 тыс. руб., в 2018 году.[1]
Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию школьников, одним из главных компонентов которого является подготовка учащихся к военной службе. Однако не следует забывать и про студенчество как будущую не военную, но гражданскую опору государства. Ведь патриот — это не только тот, кто готов отдать жизнь Родине, но и жить ради ее развития и процветания. В данной связи возрастает значение воспитания молодежи на исторических образцах любви к Родине и жизни ради нее. Яркими показательными примерами могут служить биографии знаменитых казаков, отдавших всю свою жизнь службе Отечеству. Несомненно, значительная часть известных казаков посвящала свою жизнь военному поприщу – Ермак, Бакланов, Богун, Недорубов, Карбышев. [2] Однако некоторые представители казачества посвящали себя и духовному (патриарх Гермоген), и общественному служению (Богаевский, Ханжов, Разумовский). [3][4]
Данные примеры, на наш взгляд, хороши тем, что многие казаки не ограничивались в службе Родине каким-либо одним поприщем, продолжая трудиться на благо Отечества и после окончания военной службы: так, патриарх Гермоген (в миру – Ермолай) посвятил себя духовной жизни лишь в 49 лет, будучи до этого времени военным.
Как же должна быть построена работа по патриотическому воспитанию молодежи на примере образцов казачества? На наш взгляд, одним из действенных примеров может служить воспитательная работа среди студентов-казаков МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), в котором уделяется значительное внимание внеучебной деятельности обучающихся с особым упором на их воспитание как патриотов своей Родины. Огромное внимание в этой работе уделяется живому историческому примеру героев-казаков прошлого: проводятся лекции, тематические выставки и кинопоказы, возрождаются традиционные фольклорные и игровые традиции казачьей молодежи.
Назовем основные постулаты, на которых строится патриотическая работа в Первом казачьем университете, отметив при этом, что модель патриотического воспитания в университете все еще развивается и постоянно совершенствуется и, как следствие, некоторые нижеприведенные постулаты должны пройти апробацию и подтвердить свою правомерность.
- Добровольность. Патриотизм невозможно навязать насильно – подобные попытки только создают большое внутреннее напряжение, вследствие которого, очень часто, достигается обратный эффект: неприязнь к неумелой работе по патриотическому воспитанию переходит в нелюбовь к Родине. Подобная работа должна вестись постепенно и начинаться с того, что интересно той или иной молодежной аудитории – например, определенного вида досуга.
- Современность. Независимо от отношения к современным технологиям, они стали актуальной частью нашей жизни и, следовательно, необходимо их широкое использование в патриотической работе. Однако следует помнить, что применение новых технических подходов, требует учета современных ожиданий молодежи. Например, применение PR-технологий прошлого века на современных интерактивных площадках не будет давать ожидаемого эффекта.
- Соработничество с Православной Церковью. Никогда нельзя забывать, что воспитание на основе каких-либо традиций, не позволяет отбросить какой-либо их аспект – ведь духовная составляющая в жизни казака была и остается тем стержнем, который позволял преодолевать любые тяготы и лишения на пути к поставленной цели. Попытка патриотического воспитания на образцах героев-казаков в отрыве от православных ценностей, можно уподобить строительству дома без фундамента – пока вокруг спокойно, он будет стоять, но при малейшей буре он рухнет, погребая под собой тех, кто его построил.
- Деятельность. Патриотизм бездейственный ничем не будет отличаться от обычной софистики. Отношение к Родине подобно отношению к любимому человеку – говорить о любви недостаточно, нужно посвятить ей свою жизнь и плоды своих трудов. Участие в социальных проектах, волонтерство, благотворительные инициативы самих студентов, во всех сферах жизни – вот та атмосфера, в которой может формироваться настоящая любовь к Родине. Однако напомним про принцип добровольности: человек должен сам осознать и проникнуться необходимостью творить добро для других. Задача наставника – подтолкнуть его к этому, но не принуждать.
- Личный пример. Последний, но, пожалуй, самый важный пункт работы по патриотическому воспитанию – это личность наставника, того человека, который формирует то самое чувство любви к Родине и желание посвятить хотя бы часть своей жизни ее развитию и процветанию. Как вера в Бога без дел мертва, так и попытка поручить воспитание патриотизма человеку не соответствующему проповедуемым им принципам – бесплодна. Следует помнить: «Ученик не выше учителя…» (Мф. 10:24), т.е., в нашем случае, не может научить патриотизму тот, кто сам, глубоко в душе, не является таковым. Только личный пример постоянного участия наставника в различных социальных проектах, его духовной и светской жизни дадут действенный пример для молодежи в их внутреннем росте.
Таким образом, мы выделили 5, на наш взгляд, важнейших пунктов в формировании системы патриотического воспитания молодежи на примере казачьих ценностей. Подчеркнем еще раз, что основой воспитания всегда останется личность наставника. Поэтому в формировании воспитательных программ следует уделить значительное внимание именно подготовке и моральному облику наставников молодежи, а значит и соработничеству с православной Церковью – ее глубокого включения в данные процессы. Ведь отсутствие духовно-нравственных ориентиров в патриотической работе можно уподобить плаванию в море без знаний навигации – приплыть к искомому берегу можно, но это будет, скорее, случайность, нежели закономерный результат проделанной работы.
Мы слышим огромное количество споров относительно патриотизма и любви к Родине, что у каждого он могут быть свои и все видят разные пути к одной и той же цели. На самом деле, эти споры пусты и происходят из-за отсутствия духовных ориентиров. Ситуация резко меняется, если в качестве внутреннего компаса мы будем руководствоваться учением Христа и его Заповедями. И высокие примеры жизни великих Казаков могут дать нам подтверждение мысли о том, что именно сочетание любви к Родине и Христу – есть тот сплав, который формирует истинного патриота и сына своего Отечества.
Список использованных источников:
- Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы».
- Станица-златоустовская.рф/vydayuschiesya-kazaki
- http://www.pomochnik- vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/kraevedenie/vydajushhiesja_kazachi_voenachalniki/47-1-0-3016
- http://cossacksculture.mgutm.ru/istoriya/velikie-kazaki-v-istorii-rossii