Протоиерей Борис Балашов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» |
«Личность Иисуса Христа и евангельские заповеди – основы духовно-нравственного становления христианина»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Для того чтобы один человек мог построить с другим серьезные дружеские отношения, люди должны начать общаться друг с другом и научиться друг друга понимать. Нечто подобное должно происходить и в наших отношениях с Богом. Сама по себе христианская вера подразумевает далеко не только веру в существование Бога как Личности, но и доверие Богу, веру Ему Самому.
По словам ап. Павла, «есть же вера, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1). Дословный перевод с греческого оригинала будет такой: «Вера же есть чаемого (ожидаемого) непоколебимость, доказательство невидимых дел». В переводе епископа Кассиана: «Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим».
Такая живая вера и уверенность в истинности Христа, совершенного Им спасения и Его Евангелия не могут возникнуть на пустом месте. У человека должен появиться личный опыт понимания того, что совершил и совершает Господь.
Первоначальное осмысление важнейших священных событий ведет к пониманию того, для чего Сын Божий стал человеком и что это дает людям. Визуально это хорошо показывает икона Воскресения Христова, вокруг которой изображаются живописные образы двунадесятых праздников.
Эти же мысли помогает раскрывать наше учебное пособие «Иконы. Пособие по изучение Основ православной культуры и Закона Божия» [1].
Как по иконе Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками, так и по этому учебному пособию можно хорошо объяснять смысл спасения, совершенного Иисусом Христом, и что это дает верующим в Него людям. Такой логически крепко связанный ряд событий ведет от подготовки спасения (события Рождества Пресвятой Богородицы) к Воскресению Спасителя и его плодам – Рождению Церкви в день Пятидесятницы и началу спасения людей от греха и смерти. Результатом этого является победа над самой смертью в человеке (Успение Пресвятой Богородицы) и Божественная поддержка на пути к бессмертию в благодатной помощи Крестной силой Богочеловека (Воздвижение Креста Господня).
Осмысляя по священным событиям совершение спасения людей, необходимо использовать евангельские тексты к двунадесятым праздникам. В тех случаях, когда событие не отражено в Священном Писании, необходимо кратко, не вдаваясь в подробности, использовать информацию, сохраненную в Священном Предании. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не соблазнить неокрепшую веру наших слушателей излишними и иногда спорными деталями некоторых церковных обычаев.
Объясняя все великие праздники, необходимо подбирать наиболее легко осмысляемые и понятные богослужебные тексты. В первую очередь это относится к тропарям, кондакам и стихирам. Но их тексты необходимо приводить или сразу в русском переводе, или по-славянски, но обязательно с русским переводом и, конечно, с подробным объяснением.
Подобная система начального обучения православной вере применяется в учебном пособии «Великие праздники». Эта книга может быть использована как для взрослых, так и для детей.
В нашей православной гимназии по этой книге обучаются дети 2–3-х классов. В первом классе мы пользуемся исключительно иллюстрациями уже упоминавшегося учебного пособия «Иконы» – папки с репродукциями традиционных икон греческого письма, в дополнение к которым представлены некоторые русские иконы.
Такая система катехизации может быть использована в разных возрастных группах, начиная с дошкольников и вплоть до взрослых людей и педагогов.
Когда мы хотим проверить понимание Священной истории нашего спасения, то берем эти репродукции икон, перемешиваем, раскладываем их на столе и просим составить из них логически связанную цепь священных событий. Если человек делает это безошибочно, значит, он понял дело Христово, осмыслил основные евангельские истины. Тогда человеку открывается не только мудрость Создателя, но и удивительная жертвенная любовь Бога к людям.
Не поняв этого, невозможно ответить на Божию любовь своей ответной любовью, а значит, невозможно созидание осмысленной и сознательной веры.
Эта система катехизации может быть и не самостоятельной, а входить составной частью в курс обучения православной вере, в котором дано систематическое изложение Священной евангельской истории. Подобный опыт отражен в нашей книге – учебном пособии для взрослых «Христос и мы» [2].
Изучая Священное Писание, нужно сосредоточиться на Евангелии, дополняя евангельские повествования событиями первой главы Деяний, где описано Сошествие Святого Духа, рождение Церкви и первое обращение к спасению через произошедшее в душе покаяние и крещение иерусалимских иудеев, ранее не принявших проповедь Иисуса Христа, не узнавших и не понявших своего Спасителя.
«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).
Познание Бога, узнавание Его – какой Он – происходит через осмысление дел Иисуса Христа, Его взаимоотношений с людьми, Его слов, раскрывающих тайны Царства Небесного.
Люди, ревновавшие о внешнем благочестии, исполнявшие множество ветхозаветных заповедей, считали себя исполнителями Божиего закона и, в соответствии с этим, были уверены в своем благочестии. Но именно у них, в первую очередь, отношения со Христом, а значит, и с Богом Отцом, никак не складывались. Более того, Сам Спаситель с долей иронии говорил о них: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9, 13).
Если человек считает себя достойным и хорошим, говорит, что грехов у него нет и каяться ему не в чем, то следует спросить: считает ли он Священное Писание авторитетным Словом Божиим? Если нет, то разговор о христианской вере следует прекратить, по крайней мере в том случае, когда такой человек считает себя православным или стремящимся к православию. Если же для нашего собеседника Священное Писание Нового Завета является хоть и непонятным, но все же авторитетным, следует привести утверждение ап. Павла: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» (Рим. 5, 12). «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5, 17). Обращаясь к уверовавшим во Христа, ап. Павел говорит: «Вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6, 17). В многих других местах Нового Завета также говорится о том, что все люди грешны. Так кто же прав: Бог, считающий всех людей грешными, т.е больными грехом, или человек, считающий себя безгрешным и праведным, т.е. духовно здоровым? Если наш собеседник соглашается с утверждением, что все люди больны грехом, то разговор об истинной вере может быть продолжен.
Ап. Петр говорит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5, 5). Смиренные понимают, что они люди грешные и что своими силами грехи победить не могут. А потому им и нужен Спаситель, который будет спасать их от греха и смерти, открывая им путь к вечной жизни. При этом следует уточнить, что смирение – это не слабость, а великая сила любви, ведь образцом кротости и смирения является Сам Христос, а Он никогда не был слабым, забитым и нерешительным человеком: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
Если человек осознает себя грешным, жалеет об этом и хочет избавиться от грехов, то именно к нему и идет Христос, как милосердный врач идет к больному, чтобы его лечить. Господь не отворачивается от грешников. И мы нигде в Евангелии не видим, чтобы Он осуждал грешных людей. Его обличения относятся только к самодовольным лжеправедникам и лицемерам. Даже женщину, пойманную в грехе прелюбодеяния, Христос не осудил, а сказал ей: «Иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11).
Не наличие греха, а нежелание с ним расставаться увеличивает расстояние между Богом и человеком.
Случай исцеления кровоточивой женщины показывает свойства спасительной веры: во-первых, для Иисуса Христа нет ничего невозможного, во-вторых, Он не просто может, но и хочет помочь страдающему человеку. В результате женщина не только исцелилась от своего недуга, но и обрела живую и спасительную веру в Бога: «Дерзай, дочь! вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 22), – услышала она слова Христовы.
Слепой Вартимей открыто и во всеуслышание исповедал веру во Христа, и это несмотря на укоры и запреты окружающих его людей. И он не только получил исцеление, но вера его стала спасительной: «Иди, вера твоя спасла тебя» (Мк. 10, 52), – сказал ему Спаситель.
Особенно показателен пример прокаженного самарянина, который не был членом ветхозаветной церкви, не знал Откровения Божия, не имел догматически чистой веры, но сумел на дар Божественной любви ответить своей благодарностью и любовью. Он также услышал слова Христовы: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19).
Во всех этих трех случаях, люди не только по вере получили реальную помощь в земной жизни – исцеление от неизлечимой болезни, – но и нечто гораздо большее, ведь, совершая чудеса, Господь мало кому говорил: «Вера твоя спасла тебя». Девять прокаженных иудеев исцелились, а о спасительности их веры Христос ничего не сказал.
В настоящее время часто приходится слышать от людей восторженные слова о том, как Бог их любит и помогает им в трудных ситуациях. Обычно так отвечают на вопрос: «Любишь ли ты Бога?» Но ведь помощь Божия и Его поддержка нам говорят не о нашей любви к Нему, а о любви Бога к нам. Фактически вера девяти прокаженных иудеев многими считается достаточной, однако Сам Иисус Христос делает упрек девяти исцелившимся от проказы иудеям: «Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17, 17–18). Подобная потребительская вера может получить от любящего Бога те или иные дары Его милости. Но вера, которая не соединяется с любовью к Богу и не несет в себе благодарности за Его благодеяния, не является спасительной, т.к. в этом случае не устанавливается связь взаимной любви между Богом и людьми.
Спасительная вера соединяет душу человека с Богом. Она становится подобной пуповине, соединяющей еще неродившегося человека с материнским организмом, через которую ребенку подается все необходимое для жизни. Так и живая вера подает человеку благодатные силы не только для земной жизни, но и для устроения Царства Божия в его душе.
Вся евангельская история наполнена делами любви Христовой. В притчах открывается любовь и милосердие Божие к кающемуся грешнику, стремящемуся исполнять заповеди Господа в своей жизни. Самое главное в заповедях Божиих – любовь к Богу и людям – было открыто уже в Ветхом Завете. Христос эти заповеди углубляет и расширяет. Мерой любви к людям для Своих учеников становится Сам Спаситель: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).
Иисус Христос не просто рассказывает Своим ученикам, как надо жить, чтобы жить вечно и в земной жизни быть согретым отеческой любовью Божией. Он реально, на Своем собственном примере показывает это. Именно во Христе мы можем видеть идеального Человека – сильного, решительного, умного, доброго, любящего и милосердного. В Нем нет ни тени греха или каких-то человеческих недостатков.
Такой образ Иисуса из Назарета не под силу выдумать ни одному самому гениальному и талантливому писателю.
Как в море кораблю нужен маяк, чтобы не сбиться с курса и не попасть в катастрофу; как самолету необходим радиомаяк, чтобы благополучно долететь до пункта назначения и безаварийно совершить посадку, так и человеку, чтобы созидать в своем сердце Царство Божие, бороться со злом и всякого рода грехом, необходимо не только знать путь, каким надо идти, но и видеть реальный пример жизни Такого Человека, у которого учиться могут все люди разных возрастов, социальных групп и народов.
Только видя перед собой образ Богочеловека Иисуса Христа, Который встает перед нами со страниц Евангелия, можно в наше время стать полноценным христианином, который духовно возрастает в семье Христовой – Православной Церкви. И в этом случае человек начинает понимать, что же такое настоящее счастье – блаженство, которого ищет человечество на протяжении всей своей истории.
Осмысленное чтение и понимание Евангелия – основа духовно-нравственного становления христианина. При этом мы сейчас не говорим о молитвах, таинствах и богослужении, т.к. это не входит в тему данного доклада.
Пониманию евангельского учения и личности Богочеловека Иисуса Христа может содействовать наше учебное пособие по Основам православной веры – «Евангелие с кратким толкователем» [3]. Оно используется в том числе и в некоторых православных гимназиях (в средних и старших классах), а также прихожанами – как начинающими, так и более зрелыми.
Подобная система катехизации и обучения людей основам православной веры апробирована в течении двух десятилетий и многим, ставшим постоянными прихожанами разных храмов, помогла открыть для себя духовно-благодатную жизнь Православной Церкви.
Примечания:
[1] Иконы. Пособие по изучение Основ православной культуры и Закона Божия/ Сост. прот. Борис Балашов. Клин: Христианская жизнь, 2010.
[2] Балашов Б., прот. Христос и мы: Пособие по изучению Евангелия для взрослых групп воскресных школ и для самообразования. — Клин: Христианская жизнь, 2007.
[3] Евангелие с кратким толкователем/ Сост. прот. Борис Балашов. Клин: Христианская жизнь, 2016.
Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после доклада протоиерея Бориса Балашова.