Авдулова Татьяна Павловна, профессор кафедры возрастной психологии
|
«Сравнительный анализ развития морального сознания у младших школьников,
воспитывающихся в православной гимназии и в государственной школе»
Доклад на совещании с директорами, духовниками и педагогами ПОО , а также с руководителями ЕОРОиК
«Миссия православной школы в культурно-образовательном пространстве»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
26 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
Цель исследования состояла в выявлении психологических особенностей нравственного развития детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в православной традиции.
Актуальность исследования определяется, в первую очередь, недостаточной изученностью закономерностей нравственного развития ребенка в психологии. Во-вторых, в православии безусловно существует глубокий, но недостаточно изученный потенциал для целенаправленного воздействия на нравственное развитие ребенка. Поиск новых путей формирования нравственности взамен утраченных в системе общественного воспитания личности диктуют необходимость исследования христианского нравственного сознания.
Гипотеза исследования:
Существуют различия в особенностях нравственного развития между детьми, воспитывающимися в православных семьях, реализующих религиозные традиции воспитания в соответствии с принятыми, и посещающими институты православия и детьми нерелигиозного воспитания, обучающимися в общеобразовательных школах. Эти различия проявляются, во-первых, в более высоком уровне осознания нравственных ценностей; во-вторых, в дифференцированном отношении к нравственным нормам, составляющим ядерную часть православной системы воспитания; в-третьих, в большей рефлексивности морального поведения.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Сравнительное исследование особенностей развития морального сознания, а именно: моральных суждений, представлений, ценностей и особенностей ценностных ориентаций детей, воспитывающихся в православной традиции и детей нерелигиозного воспитания.
- Изучение особенностей морального поведения в ситуации выполнения нормы справедливого распределения детей, воспитывающихся в православной традиции, по сравнению с детьми нерелигиозного воспитания.
- Сравнительное исследование функциональной роли самооценки в регуляции морального поведения детей, воспитывающихся в православной традиции и детей нерелигиозного воспитания.
- Изучение особенностей эмоционального восприятия нравственных ценностей, эмоциональных переживаний при соблюдении-нарушении моральных норм детьми, воспитывающимися в православной традиции по сравнениюс детьми нерелигиозного воспитания.
- Проверка гипотезы исследования о различиях в особенностях нравственного развития детей, воспитывающихся в православной традиции в сравнении с детьми нерелигиозного воспитания.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Сравнивая содержание рисунков учащихся православных учебных заведений и учащихся общеобразовательных школ, мы видим, что дети из первой группы значительно чаще изображают в своих рисунках общие моральные ценности. Эти дети выделяют более глубокие принципы, критерии добра и зла, выражают собственные моральные воззрения в ценностях, имеющих вневременной характер, то есть лучше осознают нравственные ценности. В рисунках детей, православные дети проявляют более эмоционально включенное отношение к понятиям добра и зла, демонстрируя выраженно позитивное отношение к добру и выраженно негативное отношение к злу.
При сравнении рисунков «Добро и зло» православных детей и школьников можно выделить следующие тенденции:
1) для учащихся православных учебных заведений характерно активное противопоставление добра и зла. Это противопоставление выражается в использовании различных (контрастных) цветов, изображении добра и зла как не связанных действием сюжетов, зачастую разделенных на рисунке чертой.Можно предположить, что на невербальном уровне, православные дети разделяют моральные ценности — добро и зло — по разным полюсам. Это является принципиально значимым для морального развития. Кроме того, в сюжетах рисунков эти дети чаще выделяют идеальные, обобщенные, а не конкретные ценности, что также играет роль в нравственном развитии.
2) В рисунках учеников общеобразовательных школ фактически нет разделения добра и зла в сюжете и пространстве. Добро и зло изображаются в едином сюжете, единой композиции, но как антогонисты, активно действующие, сражающиеся, противостоящие друг другу.
3) Характерной тенденцией для большинства детей является изображение в первую очередь зла. Добро изображается как обратное злу. По нашему мнению, выступившая общая тенденция в изображении добра через зло может быть связана с недостатками существующей системы воспитания, когда основное внимание ребенка фиксируется и заостряется на негативном поведении.
Сравнивая результаты вербального соблюдения нормы послушания мы обнаружили, что православные дети несколько чаще, чем школьники прогнозируют поведение в соответствии с моральной нормой. Существенная разница и в обосновании собственного поведения; т.е. православные чаще адекватно выделяют норму послушания.
По результатам прогнозирования собственного поведения и поведения герояпо норме оказания помощи, школьники несколько чаще дают ответы в соответствии с моральной нормой(69%). Для православных этот процент составил 50%. Существенные различия между православными и школьниками в вербальном соблюдении моральной нормы помощи наблюдаются в прогнозировании и обосновании собственного поведения. Так, школьники в отношении собственного поведения осуществляют прогноз и обоснование в соответствии с моральной нормой в 91 81 процентах случаев соответственно. А для православных этот процент составил 79 и 63 соответственно, что, в среднем, на 13% ниже.
При вербальном соблюдении и выделении нормы справедливого распределения по отношению к взрослому нет существенных различий. Разница в результатах присутствует только в отношении прогнозирования поведения героя. Православные дети чаще экстраполируют поведение героя в соответствии с моральной нормой, чем школьники.
При сравнении результатов прогнозирования и обоснования поведения героя в отношении нормы честности существенных различий в ответах школьников и православных не отмечается. Но в отношении прогнозирования и обоснования собственного поведения разница значительно возрастает. Православные дети в 2 раза чаще прогнозируют поведение героя и обосновывают собственное поведение и поведение героя в соответствии с моральной нормой. Результат прогнозирования собственного поведения в соответствии с моральной нормой для православных также значительно выше. Характерно, что в отношении собственного поведения, среди православных, осуществляют экстраполяцию в соответствии с нормой 100% (!) детей, т.е. ни один ребенок не высказал предположения, что соврет. Для школьников это количество составило 88%.
Мы получили следующие результаты.
- В ходе анализа особенностей развития моральных ценностей, представлений, суждений, с помощью проективной рисуночной методики, мы установили, что у православных детей моральные ценности носят более обобщенный характер. Нравственные категории добра как того, чему должно следовать и зла как того, чего следует избегать в значительной части рисунков детей носят гуманистический, общечеловеческий характер.
Вместе с тем, при исследовании моральных суждений детей мы получили неоднородные результаты, обнаружившие дифференцированное отношение обследованных детей к различным по содержанию моральным нормам. Хотя мы и не получили результатов однозначно свидетельствующих о преимуществах как в осознании причин и оснований морального выбора, так и в самом выборе православными детьми или школьниками, полученные результаты обнаружили ряд особенностей моральных суждений православных детей. Так, значимые расхождения были выявлены нами на материале вербального соблюдения нормы «правдивости». В этих рассказах православные дети значительно чаще выделяют моральную норму и прогнозируют поведение, основываясь на ней, т.е. осознанно совершают положительный моральный выбор.
Мы предполагаем, что высокая степень следования норме правдивости в вербальном поведении православных детей определяется особенностями православного воспитания. Ориентация на норму правдивости влияет также на моральные суждения этих детей и в вербальных ситуациях, содержащих другие моральные нормы, то есть православные дети правдивее, в большем соответствии с реальностью предсказывают свое поведение в других ситуациях морального выбора.
Еще одной особенностью моральных суждений православных детей в сравнении со школьниками является более высокая степень принятия и осознания ими моральной нормы послушания. Православные дети значительно чаще, чем школьники, ориентируются на норму послушания в своем вербальном моральном выборе. Причем подобная ориентация проявляется не только в ситуации, содержащей норму послушания, но и в рассказах, моральное содержание которых составляет оказание помощи взрослому и сверстнику и выполнение нормы справедливого распределения. Так, при обосновании своего морального выбора в ответах по рассказу, содержащему моральную норму справедливого распределения, которую нарушает взрослый, православные дети предлагают следующие аргументы: «Я ничего не сделаю, дети не должны вмешиваться в дела взрослых»; «Мама отругает малыша, а я промолчу». То есть православные дети, в силу особенностей воспитания, выделяют не норму оказания помощи, а норму послушания, как более значимую для них.Нравственные нормы существуют не изолировано, они взаимосвязаны и переплетены, отражая сложность и многоплановость человеческих отношений.
Развитие содержания нравственных ценностей как образцов, регулирующих нравственное поведение субъекта и их интериоризация лежит в основе нравственного развития. В православном мировоззрении эти ценности носят обобщенный, общечеловеческий характер, что раскрывает возможность для реализации более высокого уровня нравственного поведения. Мы считаем, что проведенное нами исследование нравственных ценностей православных детей свидетельствует о высоком уровне осознания нравственных ценностей и установлении их иерархии, где более значимое место занимают общечеловеческие ценности. Это подтверждается и предпринятым нами исследованием общих ценностных ориентаций православных детей и школьников. Результаты исследования позволяют нам констатировать существенные различия между школьниками и православными. Если для школьников ведущими являются прагматически-утилитарные и познавательные ценности, то для православных детей на первом месте стоят гуманистические ценности общения. Ценностная структура личности православных детей, иерархия ценностей определяется ведущим местом нравственных, общечеловеческих ценностей, а также направленностью на коммуникацию, характерную для православных детей. Обобщая все выше сказанное, мы заключаем о более высоком уровне морального сознания православных детей в сравнении со школьниками, основываясь на выделенных нами качественных различиях в характере нравственных ценностей, моральных представлений и общих ценностных ориентаций детей, воспитывающихся в православии.
- Результаты исследования поведенческого компонента нравственного развития позволяют нам сделать вывод о более высоком уровне развития реального морального поведения православных детей. Результаты методики реального поведения «Справедливого распределения» убедительно свидетельствуют о более высоком уровне усвоения нормы справедливого распределения у православных детей. Особенно интересным представляется то, что сравнительный качественный анализ поведения православных детей и школьников обнаруживает значительное преобладание православных детей в группе испытуемых, реализующих при распределении игрушек альтруистический способ деления.
Это подтверждается и результатами проективной рисуночной методики «Мой самый хороший и самый плохой поступки», где выступила явная тенденция преимущественной направленности на коммуникацию и общение православных детей, а также феномен более глубокого осмысления собственных хороших и плохих поступков.
Выводы.
1.Полученные результаты, в целом , подтверждают выдвинутую гипотезу о различиях в особенностях нравственного развития детей, воспитывающихся в православной традиции и детей нерелигиозного воспитания.
- Для православных детей характерен более высокий уровень развития морального сознания в сравнении со школьниками, что выступает в более высокой степени осознания и принятия ими моральных ценностей.
- Ценностные ориентации православных детей отличаются от ценностных ориентаций школьников преобладанием ценностей общения и межличностных взаимоотношений. Для ценностных ориентаций школьников характерна направленность на утилитарно-прагматические и познавательные ценности.
- Для православных детей характерно дифференцированное отношение к нравственным нормам, определяемое особенностями православного воспитания. Как наиболее значимые для православных детей, в исследовании выступили моральные нормы послушания и правдивости.
- Дети, воспитывающиеся в православии, демонстрируют более высокий уровень развития реального морального поведения в отношении соблюдения нормы справедливого распределения по сравнению с детьми нерелигиозного воспитания.
- Полученные результаты свидетельствуют о гетерохронности усвоения моральных норм в поведении, реализуемом ребенком по отношению ко взрослому и сверстнику. Моральное поведение, реализуемое по отношению ко взрослому, формируется и типизируется раньше, чем по отношению ко сверстнику.
- В исследовании выявилась избирательность в усвоении детьми младшего школьного возраста различных по содержанию моральных норм.