Епископ Кузнецкий и Никольский НЕСТОР |
Комментарии к докладам и заключительное слово
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва
1) Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после доклада протоиерея Александра Усатова.
В истории Русской Церкви находим замечательный пример положительного и отрицательного стимулирования. Вспомните самое начало – опыт катехизации великого князя Владимира. Он хотел слышать слова о вере. Старец, который с ним беседовал, рассказал ему об участи праведников в Раю и наказании грешников в Аду. Как передает списатель его жития, князь плакал, и это коснулось его сердца. Он воспринял важнейшие смыслы духовной жизни и участи человека через рассказ мудреца.
Прием положительного и отрицательного стимулирования в беседе старца вместе с другими факторами привел к тому, что великий князь крестился, и, как следствие, мы имеем возможность сегодня здесь общаться и обсуждать волнующие нас вопросы. Этот прием оказывается результативным, эффективным, как для отдельно взятого человека, так и для всей Церкви. И думается, что без него мы вообще не можем общаться продуктивно с теми, кто хочет услышать о вере и войти в Церковь Христову. Этот прием использовал и Сам Спаситель в Своей проповеди. Надеюсь, что каждый в свете услышанного оценит свой опыт катехизации и определит, насколько эффективно он использует тот или иной способ стимулирования. Как показал опыт старца, самое эффективное, когда гармонично применяются оба способа – и отрицательного и положительного стимулирования.
Вторая реплика. Я вспоминаю свой опыт вхождения в Церковь. Это было начало 90-х гг. прошлого века. Тогда совершенно невозможно было найти свободное время для разговора с батюшкой, потому что у священников были большие очереди. Наступил период, как его часто называют, второго крещения нашего народа, и небольшое количество священнослужителей не могло ответить на духовные запросы всех желающих. Поэтому многое приходилось черпать из книг.
Первые репринтные издания тех лет были драгоценнее золота. Мне тогда попалась книга Никодима Святогорца «Невидимая брань». Преподобный описывает ступени духовного восхождения, которые мы знаем по трудам Иоанна Лествичника. Будучи студентом, я добирался до университета на электричке, и имел час свободного времени, которое употреблял на душеполезное чтение.
И вот читаю эту замечательную книгу. Первая ступень – нищета духовная. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3). Что это такое? То ли нищим подать, то ли самому надо нищим стать… Ну, ладно, побуду немножко нищим. Вот, почти ощущаю это состояние. Думаю, ну, все уже, хватит, надо на следующую ступеньку перебираться. Смотрю, там говорится о плаче. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Неделю читаю об этом, знакомлюсь, плачу…
Так я прочитал несколько страниц духовной книги. Благодарю Бога, что в какой-то момент она у меня ушла из виду, за многочисленными занятиями я про нее забыл и мое «активное» восхождение прервалось. Говорю: слава Богу, потому что сегодня понимаю: если бы я тогда не остановился, то это закончилось бы психбольницей.
Но через несколько лет моего реального воцерковления и участия в жизни прихода, когда уже появился духовник, следивший за моим духовным ростом, я обнаруживаю эту книгу на одной из полок личной библиотеки. Достаю. Она уже пожелтела от времени, потому что репринтные книги печатались на бумаге низкого качества. Открываю первые страницы, читаю и ужасаюсь: «Боже мой! я никуда не продвинулся!»
В процессе катехизации нужно не только дать знания о Боге и вере. Есть смысл в некоем сопровождении, когда катехизатор, встречаясь с людьми, становится больше чем учитель – другом для новоначальных. Конечно, катехизатор потом вручит наставленных в вере пастырю, чтобы он дальше их руководил ко спасению. Но мне думается, что личный опыт катехизатора и, особенно, профессиональное образование, которое он получил, позволяют выходить за рамки традиционного общения на лекциях. Оглашаемые не должны через несколько занятий уйти от нас – мы боимся их потерять.
Большую роль играет община, в которую человек хочет войти. Воцерковляемый должен выбирать храм не по признаку старины или красивой архитектуры, а по качеству общины, которая там сформирована, добрая ли там христианская семья. Поэтому важно сопровождение новоначального, ощущение его частью большой семьи. Хотя это зависит уже во многом от пастыря, который будет продолжать воцерковление такого человека.
2) Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после доклада протоиерея Бориса Балашова.
Спасибо за содержательный доклад. Личность Господа Иисуса Христа наряду с темой устроения Церкви – одна из центральных тем в катехизации. Невозможно пройти мимо нее. Мы называем себя христианами, учениками Господа, и понимаем, что входящий в Церковь человек должен являться образом и подобием Божиим, а значит, вообразить в себе Христа. И это происходит через подражание деяниям Господа Иисуса, о которых мы узнаем из Евангелия.
Мой знакомый читал со вниманием Слово Божие. И как-то поделился со мной: «Читаю строки Евангелия, останавливаюсь, размышляю и не понимаю. Дальше читаю и опять не понимаю. Куда-то Христос ходил, исцелял, кому-то что-то говорил. Но мне, человеку двадцать первого века, что воспринять от Иисуса Христа?» Действительно, если человек хочет быть христианином, ему нужно понять, чту он возьмет от Спасителя, как жизнь Сына Божия, Сына Человеческого, должна преломиться в личную жизнь.
В свое время на меня произвела впечатление книга «Господь Иисус Христос – Спаситель мира» (Епископ Александр (Милеант)), глава «О внешнем виде Господа Иисуса Христа». Казалось бы, в Евангелии так много написано о Спасителе. Его ученики рассказывают, каков был наш воплотившийся Бог, как Он общался, совершал Свое служение. Но многие не могут постичь этой красоты. Когда я начал читать книгу о Христе, то оказалась, что в ней расставлены акценты так, что становится понятен смысл Евангельского повествования о Спасителе. Вслушайтесь, апостол Иоанн Богослов сказал: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14).
Представляете, как бы Сын Божий не облекался во смирение (у Святых Отцов есть такое высказывание: смирение – это та одежда, в которую облекся Христос, придя на землю), как бы не скрывал Свою божественность, люди, которые с Ним общались, ощущали Божию благодать. Встреча с воплотившимся Богом – это была центральная встреча в их жизни. И на это четко указывает рассказ о Луке и Клеопе, которые на пути во Еммаус встретили Воскресшего Христа (см. Лк. 24, 13-35). Оба ученика «сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24, 32). Они шли со Странником, не знали, что это ‒ Бог. Он им не открыл Себя так, как открывал до этого, но сердце учеников, находящихся в смятении и убегающих, можно так сказать, из Иерусалима, горело в них, ощущало Божие присутствие и Его благодать.
Многие святые замечают, что Евангелие акцентирует внимание на грешниках, которые встретились со Христом: о расслабленных (см. Мф. 2, 3-12), прокаженных (Лк. 17, 12-19), кровоточивой (Лк. 8, 43-48). Почему Евангелие сохраняет их память? Очевидно! Эти грешники, которые встретили на своем жизненном пути Христа, больше никогда не повторяли греховный опыт жизни, который имели. Именно потому Евангелие ставит их в пример, что они коренным образом изменили свою жизнь. Встреча со Христом меняет человека. Я подчеркиваю: встреча со Христом коренным образом меняет человека (см. напр., призвание Павла. Деян. 9, 1-9).
Я спрашиваю паломников, побывавших в Иерусалиме у Гроба Господня на месте Воскресения Христова, что они там ощутили? Они говорят: «Мы уходили от Гроба Господня совершенно другими». Даже само место, где Христос воскрес, меняет людей и их жизнь. Тогда становится ясна одна из центральных задач катехизации – дать желающим не просто какое-то представление о Христе, а передать Слово Божие так, как это сделали апостолы. Ищущие должны воспринять божественную встречу. Читая Слово Божие, люди встречают Самого Бога, встречают Христа. Первый раз я осознанно познакомился с Богом не в момент моего крещения в младенчестве, а когда открыл Евангелие. Я читал его и понимал, что в нём говорится о моем Боге, и Он обращается ко мне через Свое слово.
Момент знакомства с Богом, когда вера как знание переходит в новое качественное состояние, становится смыслом жизни человека, – вот, что мы всегда переживаем с особым чувством. Все катехизаторы переживают. Общаясь с неофитом, миссионер задает себе вопрос: «Как новообращенный воспримет проповедуемое слово? Вдруг он отвернется, уйдет? Если Христос не вообразится в его сердце, что делать?» Вот здесь и надо вспомнить о личности Господа Иисуса Христа, чтобы Его образ стал образом жизни новоначального.
Люди гордятся своими фамилиями. Говорят: «Моего отца звали Иваном, а моего – Петром». Известно, что в XIX веке фамилии были у семинаристов и большей частью у дворян. А у простого народа фамилией было их отчество – Ивановы, Петровы. Это было выражением гордости за своих предков. Наш Отец – Христос, и мы хотим называться по Его имени – христианами, – и этим гордиться. Это очень важный момент в жизни.
Добавлю. Примером является личность не только Иисуса Христа, но и Пресвятой Богородицы, особенно для женщины, девушки. Из Евангелия, апостольского предания, воспоминаний мужей апостольских – свидетелей земной жизни Матери Божией – мы узнаем, в том числе, о внешнем облике Девы Марии, какие у Нее были глаза, как Она разговаривала, каков был нрав. Всё это также можно сохранять в своем сердце.
Поэтому хотелось бы обратить особое внимание на деятельность катехизаторов – без правильного представления о Лице Господа Иисуса Христа мы не сможем эффективно совершать свое служение. Почему некоторые ходят десять, двадцать лет в храм, а остаются невоцерковленным? Потому что они не восприняли Христа, Бог не вошел в их жизнь. Митрополит Антоний (Блум), когда исповедовал детей, не задавал вопросов типа: «Слушал ли маму, дергал ли кошку за хвост?» Он начинал спрашивать ребенка, кбк тот воспринимает, любит, знает Христа, какое место Бог занимает в этой еще совсем юной жизни? С детства нужно закладывать правильное восприятие духовной жизни. Как сказал отец Александр, не иконы и образ будут тогда восприниматься человеком, а на скрижалях сердца будет написан образ Христов. И это совершенно новый уровень, другое восприятие.
Слушатели огласительных бесед приходят к нам из мирской суеты – из метро вышли и сразу попали к нам. У них шум в голове, рассеянность, пыль, туда очень сложно вложить ценности, с которыми они должны пройти через всю жизнь. Но у нас с ними другой встречи нет. Поэтому за эти, может быть, несколько минут встречи с нами, они должны воспринять не храмовую архитектуру, красивые фрески и услаждающее слух церковное пение, а реально существующего Бога. Через наши слова, через Евангелие, они должны стать истинными членами Церкви и называться христианами.
Благодарим отца Бориса за освещение важной темы катехизации. И хорошо, что мы ее сегодня подняли. Без этих центральных понятий, может, всё остальное, что сейчас обсуждается на других площадках Рождественских чтений, не будет иметь смысла. Можно много говорить о православном спорте, журналистике, культуре, еще о чем-то, но если не сказать о самом важном, о базисах веры, то всё остальное рассыплется.
3) Слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора после доклада протоиерея Александра Милованова.
Человек входит в Церковь Христову со своим представлением о Боге, о вере. Так всегда бывает в начале воцерковления. Уметь изменить его представления на правильные – это непростая педагогическая задача.
Вы сказали об умеренной провокационности катехизатора. Я вам расскажу один случай. В конце восьмидесятых годов на одном подмосковном приходе из-за занятости батюшка поручил огласительные беседы проводить образованному алтарнику. Пока настоятель совершал панихиду, у его помощника было минут двадцать на разговор с многочисленным обществом родителей, крестных, детей, в том числе, младенцев. Надо заметить, в то время в воскресный день могло быть до ста крещаемых. В храме, понятно, места не хватало. Беседы проводились на улице, особенно, когда лето, тепло. Вот, алтарник выстраивает всех и говорит: «У вас сеть всего 10–15 минут, чтобы отсюда сбежать, потому что потом уже никуда отсюда не сбежит». Почему так? Потому что входящий в Церковь должен знать слова Господа: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук. 9, 62).
Вот, пример умеренной провокационности катехизатора. Алтарник провоцировал людей, пришедших на крестины и вынужденных слушать оглашение. Некоторые возмущались: «Что это такое?! Как можно с нами так разговаривать?!»
Существует много методов катехизации. Иногда слова идут от души – Бог положил на сердце, и ты повинуешься этому внутреннему гласу? Но главное, чтобы они были не от «ветра головы своей». Конечно, катехизические беседы надо проводить обязательно, как до крещения, так и после него. Это должен быть непрерывный процесс, в продолжение которого человек смог бы настроить себя на совершенно другой лад, другую духовную волну и получить пользу, а не вред от пребывания в Церкви.
4) Заключительное слово епископа Кузнецкого и Никольского Нестора.
Дорогие соборяне!
Вчера Патриарх сказал, что всех, кто прибыл для участия в Рождественских чтениях, можно вполне назвать Собором. Значит, мы – соборяне, неравнодушные к Церкви люди. Мне хотелось бы в завершение нашей встречи напомнить слова святителя Николая Японского, замечательного миссионера, сделавшего много полезного не только для Японской Церкви, но и для всего мира, включая его огромный вклад в мировую культуру.
Известны его рассуждения о славянском переводе Священного Писания. Как-то он записал в своем дневнике: «Славянский текст Священного Писание вместе с богослужением на славянском языке – словно мед в закрытых, запечатанных ячейках». Я хотел бы расширить эту мысль на другие аспекты нашей церковной жизни. Много у нас, действительно, богатства православной веры, культуры. Но народ не может воспринять этот вкус, который слаще меда. Пришло время, и эти ячейки надо вскрывать.
Продолжая этот образный язык, скажу, что «вскрытие ячеек» происходит именно в момент катехизации. Вы передаете важнейшие смыслы нашей веры людям, которые или вступают в Церковь или уже воцерковляются, хотят глубже познать не только церковную жизнь, но и, самое главное, – Бога. Я вам желаю благословенных успехов на этом поприще. Не мы избрали Господа, а Он нас избрал (ср. Ин. 15, 16). А избранным оставил заповедь – идти и проповедовать (см. Мк. 16, 15). И наше служение Богу проповедью – это Его дар. Радуясь, как просвещаются люди через Слово Божие, мы должны вслед за апостолами сказать: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).
Я благодарю митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, организаторов Чтений и всех, кто принял деятельное участие в этом замечательном форуме. Сегодняшняя встреча, мне думается, останется в наших сердцах надолго. На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации чуть позже можно будет познакомиться с лучшими докладами, которые прозвучали сегодня. Это будет существенный вклад в духовную копилку Церкви.
Надо уметь перестраивать стиль общения, чтобы доступнее стать к людям. Но это ни в коей мере не значит, что надо нивелировать ценности, которые несет христианство в мир. Поэтому важны оба процесса: с одной стороны, Церковь должна идти к людям, разговаривая на понятном для них языке, а с другой ‒ люди должны возвышать себя до высоких истин веры, до такого духовного уровня, который позволяет оторваться от лежащего во зле мира, прийти к преображающему нас Господу.
Поздравляю еще раз с праздником, большое спасибо всем собравшимся! Вы живо реагировали на все, что здесь происходило. Спящих я не заметил. Значит, мы потрудились неплохо.
Возблагодарим Господа и Матерь Божию!