Протоиерей Александр Ранне, кандидат богословских наук,
|
Вступительное слово на секции
«Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»
XXVII Международных рождественских образовательных чтений
«Молодежь: свобода и ответственность»
30 января 2019 г., Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы
В современном обществе именно духовная культура определяет возможности адекватного осознания происходящего, делает возможным уважительный и конструктивный диалог различных общественных групп и существенно снижает уровень манипулирования молодёжью со стороны деструктивных сил.
Духовная культура – это, прежде всего, та атмосфера, в рамках которой происходит становление внутреннего мира молодого человека, когда он начинает осознавать себя субъектом собственной жизнедеятельности, самостоятельно определяющим для себя цели и средства их достижения.
Школа, снимающая с себя ответственность за воспитание, на самом деле молчаливо разрешает каждому отдельному учителю формировать внутренний мир ребёнка, исходя из собственных субъективных представлений. Таким образом, можно было бы предположить, что ежедневная встреча школьника с различными учителями скорее дезориентирует, чем формирует его некую общую направленность. Понятно, что 13 статья Конституции Российской Федерации чётко определяет, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но это также означает, что светскость, о которой говориться в начале 14 статьи, не есть идеология (в отличии, например, от атеизма, который есть идеология), а только лишь общее правило обеспечивающее равноправность мнений. С другой стороны, никакая конституция не может отменить духовные ценности, которые формировали культуру народа на протяжении целого тысячелетия. Таким образом, когда мы говорим о формировании духовной культуры современной молодёжи, мы понимаем, что эта проблема находится на стыке смежных областей гуманитарного знания.
Отличительной особенностью подросткового самосознания является стремление к формированию собственной молодёжной культуры, но нельзя сказать, что она независима от определяющих тенденций современного мира. Ей не только помогают принять должное направление, но её и используют различного рода деструктивные силы, стремящиеся извлечь из этого для себя соответствующую материальную и даже политическую выгоду. Революции же делаются руками молодых!
Вместо внутренних переживаний, духовной работы над собой молодой человек вовлекается в процесс убийства времени. Внутренний самоанализ, цели духовного развития становятся излишним бременем, потерявшим всякий смысл. Жизнь превращается в виртуальный калейдоскоп событий, а компьютерные игры ставят молодого человека на грань психических отклонений. Всё по-настоящему истинное и действительно имеющее значение проходит мимо внимания и не оказывает какого-либо влияния на формирование внутреннего мира. Эмоциональное восприятие жизни становится всё более ничтожным.
В этих условиях очень большое значение приобретают такие предметы как литература, история, основы православной культуры, обществоведение. Изучаемый на этих уроках материал даёт учителю возможность вовлечь молодых людей в рассуждения о свободе, красоте природы, красоте нравственного поступка, внутреннего мира человека об ответственности за окружающий мир и тех, кто рядом.
Человеческое отношение к красоте во многом субъективно, но сама эта красота существует независимо от человека. Красота российских пейзажей, полей или гор, или прибрежных дюн. Восхода и захода солнца, небесного свода над головой существовала всегда и завораживала человеческий взор богатством красок, гармонией, симметрией, таинственностью того, что называется жизнью. Но ребёнка в эту красоту нужно погружать, обращать его внимание, учить восхищаться тем, что по-настоящему прекрасно. Но это только первый шаг, отталкиваясь от которого можно учить ребёнка чистоте, опрятности и порядку. Главная задача нравственного воспитания увлечь молодого человека красотой нравственного поступка, показать как он на самом деле труден. Здесь и возникает необходимость глубокого знакомства со сложными литературными образами и серьёзным анализом трагических обстоятельств. Отсюда только может возникнуть понимание, что история не делится только на героев и предателей, что в человеческом поведении очень много невидимых для внешних наблюдателей обстоятельств, которые сформированы самой историей личности. Красота горного хребта вызывает не только восхищение их запредельной величественностью, но, иногда, и желание их покорить. И только тогда, когда человек научен оценивать свои поступки с точки зрения идеала нравственного совершенства, он по настоящему может поставить для себя вопрос: почему недостойные поступки так для меня легки, а поступки благородные – трудны.
Многим ещё и сегодня кажется, что представление о допустимом и недостойном в нравственной жизни формируется в человеке в зависимости только от культурного пространства, в котором он рождается и возрастает. Но реальность свидетельствует, что в одном и том же пространстве культуры вырастают как добрые, так и злые люди. И что особенно важно, знание законов само по себе не делает человека их исполнителем. Больше того, именно в молодёжной среде, очень распространены суждения анархического характера. По их мнению, законы плохи уже потому, что они не позволяют им жить по их внутренним влечениям. Разговоры о традициях, обычаях или опыте предков вызывают в молодёжной среде чаще всего раздражение. Причём всё чаще его перестают даже скрывать. С психологической точки зрения это вполне понятно, так как императивный (приказательный) характер законов автоматически вызывает сопротивление даже у взрослых, если человек на собственном опыте не доказал себе их полезность. Обойти этот психологический эффект можно посредством прекрасного образа, который не только привлекателен сам по себе, но и ещё является носителем глубоких смыслов.
У Гегеля есть трактовка прекрасного как «чувственного явления идеи». То есть идеи, которая берётся в её конкретном единстве с некоторым конкретным бытием. В главе «Идея прекрасного в искусстве, или идеал» Гегель пишет, что красота и истина суть одно и тоже, ибо прекрасное должно быть истинным в самом себе. Идея не только истинна, но и прекрасна. Безусловно, здесь прослеживается зависимость философа от христианского богослова V – VI веков. Псевдо-Дионисия Ареопагита («О небесной иерархии», «О божественных именах»). Но сам Псевдо-Дионисий рассуждает понятиями неоплатонизма, который, в свою очередь, зависим от Платона.
Показывать ученикам происхождение идей из глубокой древности чрезвычайно важно, потому что только так можно приучить их в литературных произведениях замечать зависимость от Евангелия. Но не только. Скажем у Грибоедова в «Горе от ума» Фамусов произносит всем известную фразу: «Собрать все книги бы, да сжечь!» Можно обратить внимание на то, что впервые эта идея о сжигании книг была высказана ещё Платоном задолго до христианства. Он предлагал сжечь книги своего современника Демокрита, первого философа материалиста. Свою первую научную работу К. Маркс написал именно по философии Демокрита. Тема запрета книг и идей чрезвычайно интересна и может вызвать горячую дискуссию в классе.
Гегель подчёркивал, что человеческому рассудку невозможно постигнуть красоту, так как он всегда останавливается на конечном. Прекрасное же – бесконечно и свободно внутри самого себя. Рассмотрение Прекрасного носит всегда свободный характер, но, с точки зрения рассматривающего субъекта, оно само по себе всегда недостаточно и односторонне. Другими словами, мы постигаем Прекрасное не только с точки зрения своей собственной недостаточности и субъективности, но и в силу своих возможностей и достаточности проявления своей воли. Каждый человек останавливается на собственной ступени постижения Прекрасного.
Но истинное обладает существованием и Истиной только лишь в своём раскрытии во внешней реальности. «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», – восклицал древний псалмопевец. Душа, по утверждению Гегеля, концентрируется в глазах и так же видима в них. То же самое можно сказать и об искусстве. Оно выявляет дух и превращает любой образ в глаз, образующий вместилище души.
На звёзды смотришь ты звезда моя.
Хотел бы я Небом быть, чтоб тысячами глаз смотреть,
тобой любуясь.
Так Гегель цитирует Платона. Кстати, эта цитата станет любимой и у Владимира Соловьёва.
Искусство каждое свое творение делает тысячеглазым Аргусом, чтобы мы, всматриваясь в него, включали образ в свою внутреннюю жизнь, делали его частью своей души. В данном контексте следует обратить внимание на то, что идея Гегеля в совмещении понятий глаз – образ – душа, имеет своим источником Евангельский текст. В этом всем известном тексте, в котором Христос в рамках своей Нагорной проповеди говорит, что, если кто смотрит на женщину с вожделением, то пусть вырвет глаз свой, так как лучше ему войти в Царствие Небесное без глаза (соблазнительного образа), чем лишиться Царствия Небесного. В данном контексте глаз – то же самое, что и душа. Глаз улавливает образ, а образ формирует душу. Искусство же через воздействие образа на «взгляд» тоже формирует душу. Истинное произведение искусства как форма, осуществлённая через воздействие Духа, становится для субъекта (зрителя) звёздным Небом или тысячеглазым Аргусом. Небо не только всматривается своими тысячами глаз в смотрящего на него, но и отражается в его глазах тысячью своими глазами. В зрителя Небес входит Небо, делая его подобным бесконечному Небу.
Небесный мир – это не только пространственная бесконечность со светящимися точками и не научное видение расширяющейся Вселенной – небесный мир это ещё и бесконечность духовного внутреннего пространства человека, не подвластного различного рода манипуляциям, если восприятие сопряжено с развитым чувством красоты эстетического и нравственного характера.
Очень важно, чтобы уже в юношеском возрасте было правильно сформировано понимание творческой свободы, свободы самовыражения и самореализации, которая не подавляет свободу других.
В наших школах не изучают Евангелие, хотя вся русская литература есть ни что иное, как размышление над тем, что сказал Христос. Научить ребёнка стремиться к красоте образа, слова и мысли, научить его красоте эмоционального восприятия очень трудно. Наверное литература может быть путём к воспитанию чувств и формированию смыслов, если учитель способен показать внутреннюю связанность проблематики литературных героев с Евангельским текстом.
Слова Христа ко всем поколениям людей: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными», – означают только одно: «Научитесь любить Бога и ближних, и сама любовь сделает вас свободными от любого закона».
Любовь – это главное, чему должен научиться человек. Только тогда он сможет быть по-настоящему успешным. Будет правильно и учить, и лечить, и защищать, и строить то, что действительно необходимо.