Парминг Светлана Борисовна, председатель Ассоциации учителей русского языка (Швеция) |
«Неугасающая память о войне.
Тема нравственности и совести на уроках русского языка за границей»
Доклад в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Воспитательное значение литературы и Великая Отечественная война»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
Великая Отечественная война для современной культуры России имеет не меньшее значение, чем празднование Дня Независимости в США или Взятия Бастилии во Франции.
Но как говорить с русскоязычными детьми и подростками в далеком зарубежье о войне, смысл которой проецируется в Западном мире сквозь искаженную призму идеологических трактовок? Как не оказаться в плену собственных иллюзий при выборе материала, как документального, так и литературного.
Я считаю, что в первую очередь надо отталкиваться от того, в какой конкретно стране будут проводиться эти уроки, какая национальная база существует в освещении темы войны.
Если взять такую страну как Швеция, то история преподавания отрицательного образа России начинается уже в младших классах. Если Россия и выходила победительницей в сражениях, то объясняется это лишь тем, что государство находилось под сильным диктаторским правителем, будь это царь, император или иной политический деятель.
Поэтому и вспоминание о войне только к 9 мая (на Западе это 8 мая) не будет нести в себе того воспитательного эффекта, который необходим для поддержания памяти у нашего «четвертого» поколения, воспринимающего исторические даты как что-то далекое, прошедшее и нужное только для сдачи экзамена.
Организовывая три года тому назад Проект к 400-летию подписания Столбовского договора между Швецией и Россией, я понимала, что это абсолютно не та тема, которой горда Россия. После договора Россия потеряла значительные территории, вынуждена была выплатить огромные денежные средства, оказалась отрезанной от морских путей.
Для этого мы с коллегами пересмотрели и переработали огромное количество материалов как шведских, так и российских. Мы обращались за советами к местным историкам, проверяли тексты на подлинность.
Перед нами предстала реальная картина событий тех времен: раздираемая войнами и оккупациями в продолжение 12 лет, Россия по всем законам логики была обречена, она на картах уже была поделена между европейскими странами.
Слабые духом сдавались, бежали. Верхушки управленческих кланов были в ссорах между собой за будущий престол, на который были претенденты и от Швеции с Польшей. И в это время отчетливо раздается голос Православной церкви. Без преувеличения можно сказать, что духовной и, по существу, стратегической победой в Смутное время Россия обязана Святому Патриарху Гермогену. Именно его мужественное стояние и несгибаемая вера послужили объединению народа, консолидации вокруг Церкви, толчком к созданию нижегородского ополчения во главе с Мининым и Пожарским.
Вернемся к еще более ранним взаимоотношениям между Россией и Швецией. И это будет Александр Невский, с которым, по русским летописям, сражался шведский Ярл Биргель. Образ Александра Невского, очищенный от советских цензур, предстает перед учащимися человеком, руководствовавшимся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.
Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков, Георгий Жуков имели своих учителей и наставников, которые поддерживали в них крепкую христианскую веру и убежденность в Национальных идеалах и традициях, священную любовь к Родине, готовность к самопожертвованию.
Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории Российского государства отдавали народу светлую энергию своего ума, своей души и своей воли, и тем спасали Отечество.
Всем известно, что социально-психологическая обработка людей и целых народов существует давно. Сильнейшее психоэнергетическое и идеологическое манипулирование сознанием населения вела нацистская пропаганда в Германии. Непросто было и в новом советском государстве, которое провозгласило, что старый мир должен быть разрушен, а на его обломках надо создать новый, но уже без Бога.
Каким жестоким испытанием обернулось это для России, потерявшей миллионы своих сограждан как в Гражданскую войну, так и в следующую, Великую Отечественную.
Цель учителя не только познакомить своих учеников с наиболее яркими российскими представителями, сыгравшими исключительную роль в сохранении Российского государства, но и дать понять суть исторических событий в мире. Не надо бояться говорить с учащимися о героизме, подвижничестве, подвиге, ведь особым объектом манипулирования во всех странах как со стороны внутренних, так и внешних политических сил является молодежь. В наше время даже оставаться честным человеком является подвигом.
Не надо забывать высказывание известного сербского политолога Д. Калаича о том, что в современном мире существует проект создания “серой расы”, то есть человеческой биомассы, лишенной своих корней, своей родословной памяти. Прожив полжизни на Западе и хорошо изучив механизмы закулисной политики и теневого руководства, Драгош понимал, что в борьбе против тайны беззакония только Православие может быть реальной основой государства.
Мы были бы рады проекту со стороны Российской Федерации, направленному на создание учебного материала с интересным, важным и правдивым изложением событий, связанных с историей России, с историей Православия. И такие уроки должны проходить в течение года, тогда Празднование Дня Великой Победы будет восприниматься как поистине всенародный праздник, важнейший фактор консолидации наших соотечественников с возможностью открытого привлечения к этому празднованию их друзей и одноклассников страны проживания.
Выражаю большую благодарность редакциям журналов «Русский мир» и «Фома» за необыкновенно душевные и искренние статьи об интересных людях огромного русского мира. И издательству «Настя и Никита». Нашим ребятам трудно читать по-русски большие и сложные книги, а истории о известных людях России в этих книгах изложены просто и увлекательно. Самое главное – зажигается желание познавать дальше!
Хочется закончить свое рассуждение словами Ивана Ильина: «Россия – не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» (Ильин И. А. «Что сулит миру расчленение России»). И еще: «Мукою четырнадцати поколений научились мы – духовно отстаиваться в беде и в смуте; в распадении не теряться; в страдании трезветь и молиться; в несчастии собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти после поражения; жить в крайней скудости, незримо богатея духом; не иссякать в истощении; не опустошаться в запустении; но возрождаться из пепла и на костях; все вновь начинать “ни с чего”; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета…» (Ильин И. А. «О путях России»).