Федорова Ольга Александровна, магистрантка кафедры начального, дошкольного образования и социального управления НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород) |
«“Люди, победившие войну” – образ народа-победителя
в произведениях советских писателей военного поколения»
Доклад в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений
«Великая Победа: наследие и наследники»
Конференция «Воспитательное значение литературы и Великая Отечественная война»
29 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва
30 апреля, 1945 год. Остается немного времени до решающей атаки во время боев за взятие Берлина. Наступает абсолютная тишина, которую разрывает плач ребенка. Сержант Николай Масалов обращается к командиру с просьбой разрешить ему спасти малыша. Получив разрешение, ползком, укрываясь от осколков и пуль, добирается под мост, хватает ребенка и спешно возвращается назад. Остаться незамеченными не смогли – девочка громко кричала. Противники открыли атаку. Советские воины ответили шквальным огнем и под этим прикрытием, сержант добрался до своих и передал спасенного ребенка.
В августе 1946 года у маршала К.Е. Ворошилова возникла идея создать мемориал в берлинском Трептов-парке, где были захоронены около 7000 советских воинов, о чем он рассказал скульптору, бывшему фронтовику Евгению Викторовичу Вучетичу. В результате беседы о создании памятника, Евгений Викторович вспомнил про случаи, когда немецких детей спасали от гибели наши солдаты, и об одном из таких случаев – подвиге старшего сержанта Николая Масалова – ему рассказал В.И. Чуйков. Памятник Воину-Освободителю был изготовлен в 1949 году в Ленинграде и 8 мая был открыт советским комендантом Берлина генерал-майором Александром Георгиевичем Котиковым.
Чуть позже Георгий Рублев посвятил Воину-Освободителю стихотворение «Памятник».
…Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец, и телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской –
Люди, победившие войну.
При знакомстве с историей создания произведения, на ум приходит одна из сцен кинокартины Леонида Быкова «В бой идут одни старики», где младший лейтенант Сагдуллаев говорит о летчице Маше, обращаясь к лейтенанту Александрову: «Я не знаю, какой подвиг мы совершим, но то, что эта девочка на войне, это …». Когда пришла война, Николай Иванович Масалов был также очень юным. Ему было всего 18 лет. В восемнадцать лет ребята заканчивают школу, мечтают о прощальном вальсе, о поступлении в институт, о любви, о светлом будущем, но вдруг приходит беда. И пройти такой тяжелый путь вместе со всей страной до самого конца – уже подвиг. Старший сержант был дважды ранен, но всегда шел в бой. И во время одного из решающих боев вышел на защиту не только своего народа.
Русский солдат – это не разрушитель. Русский солдат – это защитник. В произведении говорится о силе духа, о высокой нравственности и самоотверженности. Эти особенные качества и отличают фронтовиков. Основной задачей на войне было отстоять свою Родину и неважно, какой ценой. Но кроме этого необходимо было оставаться человеком в любой ситуации. Очень трудно представить сейчас, в мирное время, как это в действительности возможно – под обстрелом спасать не только свою жизнь. Что, если бы Николай Масалов не был таким настойчивым и смелым? Что, если бы другие солдаты не сохранили эти качества в такое непростое время? Ведь, как известно, подвиг старшего сержанта – не единичный случай. Нам, последующим поколениям, было бы не на кого оглядываться, у нас бы не было внутренней опоры и веры в то, то все возможно преодолеть, а без этого невозможно стать настоящим человеком. Максимализм, упорство, стремление разрешить любую ситуацию, готовность в любую минуту прийти на помощь и подставить товарищу плечо – вот то, что отличало поколение уходящее.
Как мы знаем, есть еще стихотворения с названием «Памятник» у других авторов. И стихотворение, и судьба одного из них пробивает до слез. В 22 года добровольцем ушел на фронт в октябре 1941 года и стал политруком пулеметной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии Николай Петрович Майоров. В 1942 году поэта не стало. Но за такую короткую жизнь он создал не одно произведение. Стихотворение «Памятник» написано за 3 года до начала Великой Отечественной войны, но актуальность свою оно никогда не теряет. Автор говорит о мужестве, стойкости, о стремлении идти в бой несмотря ни на что.
Эхо войны звучит и в произведениях других поэтов-фронтовиков. В их числе Алексей Фатьянов, чьи стихи были положены на музыку. Эти песни у многих на слуху. Разве кто-то не слышал песню «Соловьи»? Не нужно даже закрывать глаза и представлять различные картины, они появятся сами собой, как только слуха коснутся эти тревожные ноты и слова. Однако, Фатьянов писал не только о войне. Многие его произведения мы слышали в фильмах. Например, «Когда весна придет» в исполнении героя Николая Рыбникова – Саши в кинофильме «Весна на Заречной улице» и «Комсомольцы тридцатых годов» – песня, которую директор совхоза Барабанов (актер – Константин Синицын) исполнял под аккомпанемент Ивана Бровкина в кинофильме «Иван Бровкин на целине». Фильмы разные, песни тоже отличаются, но суть мы видим одну. Недаром Алексея Фатьянова назвали «Гением песни», ведь его произведения стали практически народными. Только их услышишь и на душе становится светлей. Сашка – простой рабочий парень, который не отступается от своего, он пел о любви к девушке, к Родине. А товарищ Барабанов – строгий, но справедливый руководитель, видевший жизнь со всех сторон, – пел о настоящей дружбе, которую нужно хранить. Чувства любви и дружбы помогают народу выстоять и победить в войне.
О настоящей дружбе миру рассказывал корреспондент, в военные годы – подполковник – Константин (Кирилл) Симонов в стихотворении «Умер друг у меня». Может быть, о нем слышали не все, но каждый слушал или читал знаменитое произведение, также принадлежащее перу поэта — «Жди меня», где каждое слово о силе веры, любви и правды. Изначально поэт не планировал печатать «Жди меня». Но в 1942 году стихотворение все же было опубликовано, после чего многие люди обрели надежду на то, что их сыновья, братья, отцы, любимые все же остались в живых. Многие не теряли надежды и после получения того самого страшного клочка бумаги, после которого на всю округу были слышны крики. А по воспоминаниям медсестер, многие солдаты читали «Жди меня» когда было очень больно и им становилось легче.
Вам не напоминает это стихотворение мотивы другого, также положенного на стихи? У Алексея Суркова есть также невиданной силы произведение – «В землянке». 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он все- таки смог выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель была рассечена осколками от снарядов. «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого. А до смерти – четыре шага». По приезде в Москву он и написал «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага».
Вот такие прекрасные стихи замечательных авторов, поэтов-фронтовиков стали известными песнями. Говоря об этом нельзя не вспомнить поэта, который, кажется, никогда не расставался со своим любимым инструментом – семиструнной гитарой. Речь идет про Булата Окуджаву. Каждое девятое мая мы слышим строки «Ах война, что ж ты сделала, подлая…» из песни «До свидания, мальчики». Если проглядеть текст мельком, можно подумать, что Булат Шалвович говорит о том, как несправедлива война. Но основные мысли поэта на этом не заканчиваются. Он говорит о том, что нужно принять это, отстоять свою Родину, не сделав ни единого шага назад:
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Невозможно охватить разом все стихотворения военной тематики и рассказать обо всех, но вспоминать их можно бесконечно. И хочется отметить, что это удивительно – поэты, несмотря на все тяготы военного времени не переставали создавать потрясающие произведения, пронзающие в самое сердце. Авторы говорили о безграничной любви к близким людям и Родине, о важности дружбы, умении ее сохранить, а также об умении не терять лицо и оставаться собой до самого конца. Это надо хранить всегда – и в военные годы, и в мирное время.
В числе писателей-фронтовиков и Василь Быков – автор повести «Сотников». Это произведение, где война показана без прикрас и романтизации. Автор показывает двух главных героев, постепенно раскрывая их истинную сущность перед читателем. В ходе прочтения читатель старается найти причины поведения Сотникова и Рыбака в той или иной ситуации, изначально сомневается в своих догадках, но все они находят подтверждение во время сцены допроса. Рыбак старается угодить следователю, не думая о том, что теряет самое важное – честь. Сотников же остается человеком до конца. Для него главное – не выжить. Для него главное – не предать товарищей. Он с достоинством смотрит в лицо смерти. Он готов ее принять.
А у войны не женское лицо. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» ведется рассказ о том, как совсем молодые девушки уходят на войну, но при этом их идеалы и представления остаются прежними. Лейтенант Васков по отечески относился к каждой, и когда в живых осталось двое, уже не скрывал своих чувств. Он не находил себе места от осознания того, что полегли все пятеро. Винил в этом себя, мучал себя вопросами, которые, как он считал, ему бы задали по возвращении домой. Васков выполнил последнюю волю Осяниной, разыскал ее сына и забрал себе. Это ли не поступок настоящего человека? Ведь Васков мог бы пообещать и не выполнить.
Очень много подвигов было совершено во время Великой Отечественной войны. Но один из главных, дарующий нам веру, – способность русских солдат оставаться человечными всегда. Героизм, мужество, стойкость – вот то, что оставалось с ними до самого конца. Читая произведения о войне, слушая воспоминания немногих оставшихся в живых очевидцев, мы должны задуматься о ценностях жизни и о том, что главная цель – быть настоящим человеком и достойно хранить память о безвременно ушедших, положивших свою жизнь во имя Родины.