Автор: архимандрит Георгий (Шестун),
доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН,
заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии
Самарской Православной Духовной семинарии,
Настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня,
настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
1. Опровержение существования универсальной педигогики.
Типы цивилизаций. Православная цивилизация. Взаимодействие цивилизаций. Виды деятельности, определяющие особенности культурно-исторических типов. Религия как главенствующая сторона жизни русского народа.
Каждая цивилизация, передавая опыт жизни от одного поколения к другому, имеет свои особенности в области народной жизни. Каждая цивилизация ставит свои цели, а значит, определяет и смысл жизни человека, самобытность общественного устройства. Эта сторона жизни не является общеприменимой ко всем цивилизациям, а значит и в области педагогического опыта и педагогических знаний мы имеем специфические особенности. Как нет единой цивилизации, так нет и единой педагогики.
2. Православная культура — культура Православной цивилизации.
Понятие «православная культура». Подходы к изучению православной культуры.
Следует рассматривать православную культуру как культуру Православной цивилизации, или можно ее назвать духовно-нравственной культурой Православной цивилизации (ДНК Православной цивилизации).
Ни в одной цивилизации мира вы не встретите такого бережного отношения к верованиям, культуре и языкам других народов. Многие из этносов, сохранивших свое бытие в Православной цивилизации, не имели даже своей письменности, и ее даровала им Православная цивилизация.
В рамках цивилизации национальные культуры перерастали себя, превосходили этнический уровень и становились частью цивилизационной культуры, а значит и частью мировой.
Культура этноса определяется тем, насколько он способен освоить культуру цивилизации и внести в нее свой самобытный вклад.
3. Русская педагогика — православная по сути.
Святость – идеал русского человека. Личная история человека как часть истории человечества. Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальной линий жизни. Человек – образ и подобие Божие.
Особенностью русского (многонационального) народа является практическое совпадение народных и православных религиозных воззрений. Православная традиция определяла уклад жизни человека в России даже в том случае, когда он сам себя не признавал человеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей в основном только России, мы считаем, что традиционную педагогику русской цивилизации следует называть православной. Православная педагогика включает в себя не только специфические особенности, но и положения, являющиеся общими для всех педагогических систем.
4. Образование как непрерывный процесс.
Противоречия, характерные для современной системы образования. Непрерывное образование как отражение личностного роста. Семья как субъект образовательного процесса.
Системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья. Семью следует считать субъектом образовательного процесса.
5. Основные понятия православной педагогики.
Предмет православной педагогики. Воспитание синонимично воцерковлению. Раскрытие образа Божия в человеке – задача образования. Обучение как акт покаяния.
Процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и является предметом православной педагогики.
Воспитание определяется как процесс воцерковления личности.
Образование следует понимать как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека.
Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения.
Мы склонны рассматривать обучение как частный случай покаяния, когда человек осознает свое несовершенство, свое незнание, и не только осознает, но и стремится к преображению себя.
Православная педагогика – направление педагогической мысли, имеющее предметом исследования духовно-нравственное становление личности.
Православная педагогика имеет особые религиозные, антропологические и гносеологические основы.
Основные понятия педагогики «воспитание», «образование», «обучение» «личность» приобретают особый смысл в свете православной традиции.