ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА
Моисеева Ольга Александровна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры «Общественные процессы,
СМИ и рекламные технологии»
МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)
В современных условиях развития современного российского общества и системы высшего образования актуальными становятся вопросы формирования семейных ценностей у подрастающего молодого поколения. Современное общество постепенно стареет. Достижения в области медицины позволили увеличить продолжительность жизни. На наш взгляд обсуждение темы формирования семейных ценностей невозможно без понимания контекста глобальных социальных изменений в свете современного научного знания.
По мнению С.П. Капицы, советского и российского физика и телеведущего, рассматривающего человечество как единую систему, современный глобальный кризис, захватывающий как экономическую, так и социальную сторону жизни общества – это стрессовое, неравновесное состояние, связанное с внезапностью наступлением демографического переходного периода, который характеризуется переходом от режима роста населения к стабилизации населения на уровне не более десяти миллиардов. В своем исследовании, посвященным демографии, он предположил, что прогресс будет продолжаться, но «пойдет в другом темпе и на другом уровне», так как мораль, общественные установления, ценности были приспособлены к тому режиму развития гиперболического роста населения, который был неизменен на протяжении истории, но меняется по мере приближения численности населения планеты к десяти миллиардов [2].
В одной из своих работ он высказал мысль о том, что исторические периоды связаны с численностью проживающего на земле населения. Чем она больше, тем короче исторический период. Предел сжатия времени не может быть короче эффективной жизни человека t ~ 45 лет. Поэтому опыт предыдущих поколений бессмысленен в практической его части для нового: «само время истории, оно, оказывается, сжимается. А сейчас история не может сжиматься больше, потому что она уперлась в продолжительность человеческой жизни». Таким образом, по мнению Капицы С.П., современная демографическая революция предстает как сильный фазовый переход, когда вследствие неустойчивости взрывного роста человечества в режиме с обострением происходит смена скорости роста и коренное изменение самой парадигмы развития. Именно по ее достижении и следует крутой поворот в нашем развитии. Таким образом, по мнению ученого, сейчас происходит переход человечества в качественно новое состояние, которое характеризует глобальный демографический переход, прекращающий рост человечества, процесс глобализации, распад крупнейших империй за прошедший век, вслед за ними распад и общественного сознания [2]. В эпоху технократического общества стало важным в первую очередь построить карьеру, рождение детей откладывалось, их количество в семьях становилось небольшим: один, два, трое детей в семье – это уже многодетная семья, тогда, как у наших бабушек и прабабушек рождалось не меньше пяти-семи детей. Современная демографическая революция привела к увеличению продолжительности жизни. Так Южная Корея станет первой страной, которая к 2030 году достигнет средней продолжительности жизни женщин в 90 лет (мужчины – в 84 лет),Франция и Япония с 88 и 81/83 годами соответственно, затем Австралия, Канада, Чили и Великобритания.
Эпохи меняются, наступила эпоха информационного общества, которая оказала влияние на мировоззрение современной молодежи. Произошла смена технологической парадигмы, вызванная сменой ведущих технологических укладов в экономике. Соответственно, смена эпох, смена ритма жизни, развитие технологий, которая оказала влияние на формирование мировоззрение новых молодых поколений. Философы, социологи, психологи и педагоги исследуют трансформацию мышления и поколенческих ценностей (теория поколений) молодежи, и связанных с этим тенденцию на идеологизацию воспитания и образования. По новой классификации Всемирной организации здравоохранения возрастная периодизация современного человека такова:
- подростковый возраст -13-25 лет.
- молодой возраст -25-44 лет,
- средний возраст — 45-59,
- пожилой возраст — 60-73 лет,
- старческий возраст 74-89 лет,
- долгожители — старше 90-100 лет.
Стремление к построению общенаучной картины мира привело к синтезу современных научных знаний, в которых ведущая роль принадлежит междисциплинарным методам, происходит сближение методов естественных и гуманитарных наук, наблюдается новый научно-технологический уклад базирующийся на так называемых НБИКС — технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные, К – когнитивные, основанные на изучении сознания, поведения живых существ, и человека в первую очередь, С — социогуманитарные технологии (НБИКС конвергенция)[1]. Теория поколений — молодое направление на стыке экономики, истории, технологий, культурологии и политологии, исследования которого показывают, что циклы экономического развития (примерно 20 лет) определяют закономерности в поведении и стратегиях жизни людей, родившихся в то или иное время, и формируют ценности людей [3].
Как видно из вышесказанного, современные студенты обладают психоэмоциональными качествами подростков, а по теории поколений соотносятся с ценностями поколения Y (родившиеся в 1985–2003 гг.). В основе поколенческих ценностей лежат большие экономические циклы, которые в мире протекают более или менее синхронно, события и людей, которые ребенка окружали примерно до 10−12 лет. формируются Поколенческие ценности остаются на всю жизнь. Личностные, мировоззренческие ценности могут меняться (к примеру, могут измениться ваши политические пристрастия), но те ценности, о которых говорит теория поколений, практически неизменны, так как невозможно изменить свое детство.
На ценности в большей степени влияет процесс урбанизации. Даже в небольшом городе с населением от 20 тысяч человек сформирована общая со всем миром картина жизни с определенной инфраструктурой, системой отношений, человек же неотъемлемая часть этой системы.
Исследователи поколений выделяют следующие четыре фактора, которые влияют на формирование поколенческих ценностей [3]:
- большие события (первый полет в космос для детей 60-годов ХХ века или теракты для современного молодого человека),
- воспитание (какие паттерны воспитания существовали в то или иное время, так как в семьях разных поколений делаются акценты на разных вещах и используются разные ключевые слова: «постоять за себя» или «быть лидером»),
- информационные сообщения вокруг (то, что мы видим по телевизору, в книгах, на плакатах и прочее),
- дефицит, то есть ценностью станет то, чего были лишены в детстве: книги и возможности путешествовать по миру во времена СССР, живое общение для современных детей.
Несомненно, что и семейные ценности, под которыми понимаются обычаи и традиции, передающиеся из поколения в поколение, формируются в детстве, под воздействием того, что ребенок видит и чувствует в своей семье, переживает вместе с родителями – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Сохранение семейных ценностей является основной задачей любого поколения.
Современные студенты, как показывают исследования социологов, имеют достаточно высокие семейные ценности, в классическом понимании – одна семья на всю жизнь. Это сформировано в них событиями 90-х годов, в которые страна переживала непростой период смены экономических укладов, когда рушились семьи, и поддержка близких, любовь, доверие и взаимопомощь стали первоочередными.
Одним из наиболее доступных способов формирования семейных ценностей в образовательном пространстве вуза является изучение традиций. В нашем Первом казачьем университете это происходит при изучении традиций казачества.
В казачьей среде свято соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Взаимоотношения супругов в казачьих семьях строились на взаимном уважении и доверии друг к другу. К семейным традициям казаков относятся и традиции уважительного отношение к старшим, уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Для того, чтобы изучение семейных традиций происходило естественно, студентам предлагается проследить историю своей семьи, в независимости от того, является ли студент представителем казачества, или нет. Ведь в каждой семье свои традиции, они могут быть разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. В современном обществе все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Университетом проводится конкурс «Моя родословная». Изучение истории семьи очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии.
Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Семьи, несущие фотографию своих воевавших родственников, изучили историю семьи, где воевали, как погибли, храбро защищая свою родину, старшие поколения. Студенты и преподаватели университета активно участвуют в этой акции, вместе бок о бок, идут в марше.
Семья — неразрывный элемент общества, разрушение которого может вызвать цепную реакцию разрушения самого общества. Как любой народ скреплен историей великих свершений своих героев, так и любая семья крепка историей своих семейных героев. Героическое прошлое казачества, верность Отечеству, культ семьи в казачьих традициях, все это является благодатным материалом для воспитания студентов и формирования у них не только представлений о казачестве, но и собственного отношения к той семейной модели, которую они хотят создать в будущем.
Необходимо дополнить, что разные страны по-разному решают демографическую проблему, ведь увеличение продолжительности жизни идёт одновременно с глобальным сокращением рождаемости. В большинстве стран мира, где при «суженном» воспроизводстве (т.е. меньше двух детей на женщину) продолжает сегодня расти население за счет увеличения старшего поколения. Там, где младших поколений не хватает на обслуживание старших происходит «замена населения» через завоз рабочей силы.
Поэтому очевидно, что если в ближайшее время не произойдет смена ориентиров, когда оценка успешности общества по способности и воле общества к самовоспроизводству, наша цивилизация будет медленно самоистребляться. Вместо «Цивилизации сиделок и пенсионных фондов» необходимо строить «Цивилизацию нянек и пионерлагерей».
Формирование семейных ценностей у молодого поколения, ориентация их на создание многодетной семьи, в том числе и через изучение традиций, истории семьи, рода, всемерная поддержка не просто женского образования, но и поддержка рождения детей у женщин, имеющих высшее образование, таким нам видятся превентивные меры по исправлению существующей ситуации.
Список источников
1.Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6. № 1-2.
3.https://rugenerations.su/2019/01/11/эксперт-по-теории-поколений-евгения